Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по математике по теме "Задача"(1 класс)

Конспект урока по математике по теме "Задача"(1 класс)

Конспект урока в 1 классе

Тема урока

Задача

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Дата проведения урока

30 ноября

Образовательные ресурсы

Учебник М.И.Моро « Математика» 1 часть

Тема: «Задача»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть

План урока

Этап мотивации к учебной деятельности.

Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Этап «Открытие» новых знаний

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели урока

Создание условия для ознакомления с отличительными особенностями задачи.

Задачи урока: 1) познакомить с отличительными элементами задачи, уметь

выделять задачи из предложенных текстов;

2) учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;.

3) развивать математическую речь;

4) воспитывать интерес учиться, правильно идентифицировать себя с позиции школьника.

Формы и методы обучения

Фронтальный, индивидуальный, работа в паре.

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Основные термины и понятия

Задача, условие, вопрос, решение, ответ.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные.

- уметь различать структуру текстовой задачи, правило оформления решения задачи в тетради.

- различать условие задачи, вопрос.

- выделять задачи из предложенных текстов.

Метапредметные.

Личностные:

- формировать желание учиться, познавать новое.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- умение соблюдать последовательность действий на уроке;

- умение высказывать своё предположение

- умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные :

-формирование умения осуществлять анализ, сравнение объекта;

- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);

Коммуникативные:

- участие в работе парами;

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебно-универсальные действия

I . Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель – активизация учащихся.

Прозвенел и смолк звонок,
Ждёт вас интересный и полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.

Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II . Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Цель – закрепить счёт в пределах 10.

Сегодня мы будем учиться решать,

исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь  открывать.

Но для начала, как всегда,

Нужна гимнастика  ума.

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? Кто запомнил?

-Продолжим гимнастику ума.

1. Фронтальная работа по счёту в пределах 10.

Тучка по небу гуляла,

Тучка капли собирала.

- Как называется счёт от 1 до 10?

- Назовите самое большое число в этом ряду.

- Какие числа стоят слева от числа 6?

- Какие числа стоят правее числа 4?

- Какое число имеет соседей 5 и 7?

- Как получить следующее число?

- Как получить предыдущее число?

Всё сильнее холодало.

Тучка мёрзла, замерзала.

Была тучка дождевой

Стала тучка снеговой.

- Сколько капель ты собрала?

- Все они стали снежинками.

Тучка их и раскидала.

- Стало на земле бело.

- У каждого из вас на столе белые листы.

Переверните их, вы видите силуэты животных. Перечислите животных, которых увидели (медведь, олень, лиса, белка, волк, песец, заяц, лось)

- Как назовём эту группу животных? ( Слайд № 2).

- Сколько животных в этой группе?

- На какие группы можно разделить этих животных?

- Назовите домащних животных.

- Назовите диких животных?

- Сколько животных в 1 группе? во II ?

- Где животных больше? Как узнали? (Слайд № 2).

- Переверните лист и запишите сравнение групп.

Поднимите листы вверх, покажите как справились с заданием.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

На доске картинка с тучкой

,из которой падают капли карточки-капли с числами от 1 до 10) учащиеся хором считают).

(Меняется тучка вместо капель снежинки).

(«Тучка» разбрасывает снежинки, класс отсчитывает от10 до 0).

- Группа «Звери»

9

Дикие и домашние

Уч-ся перечисляют

7,2

- Поставили парами.

7 > 2

Личностные: осознание своих возможностей в учении

Регулятивные: удерживание учебной задачи.

Коммуникативные: рассуждение,

высказывание и доказывание своё мнение.

Предметные: счёт в пределах 10.

III этап-«Открытие» новых знаний

Цель – познакомить учащихся со структурными частями задачи.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока.

- Прослушайте 2 текста и сравните их.

1). У оленевода Егора есть собака. У нее родились 6 щенят. Сколько собак стало у оленевода Егора?

2). У собаки рождаются по 5-6 щенят, которых она кормит своим молоком. Живут рядом с человеком.

-Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математики», а какой- в учебник «Окружающий мир»?

-Чем отличаются эти тексты?

- Кто знает, как называется такой текст на языке математике? (Математический текст , в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.)

- Кто догадался, какова будет тема урока

- Сформулируйте тему урока.

-Правильно, а еще вы узнаете, из каких частей состоит задача и как правильно записывать задачу в тетради.

-Какая будет цель урока?

- Ещё раз читаю задачу.

У оленевода Егора есть собака. У неё родились 6 щенят. Сколько собак стало у оленевода Егора?(слайд 3-появляются картинки)

Расскажите только то, что известно нам по рисунку(появляется текст к рисунку-слайд 3)

То, что было известно- это условие задачи (Слайд 3:запись- Условие задачи)

-О чем спрашивается в задаче?

-Что нужно узнать в задаче?-(появляется вопрос: Сколько собак стало у Оленевода Егора?-(СЛАЙД 4- это ВОПРОС задачи

- Какие были собаки?

-Это целое или части?

-Что неизвестно в задаче? Целое или часть?

-Каким действием ищем целое число? (на СЛАЙДЕ 5 между картинками появляется знак «+»)

-Составьте выражение к задаче.

1+6 – это выражение к задаче (СЛАЙД 5 Выражение к задаче)

-Найдите значение этого выражения (появляется = 7)

-Полученное равенство называют Решением задачи.(СЛАЙД 6: Решение задачи)

-Его записывают в тетрадь.

-Как звучит ответ на вопрос задачи? (появление: 7 собак)

-Значение выражения называют ОТВЕТОМ задачи .Его тоже записывают в тетрадь.

-Что помогло нам при решении задачи?

-Всегда ли мы можем нарисовать рисунок к задаче? Почему?( слайд : Собака и шесть щенят под ними знак ?)

-Если числа большие, то делать рисунки очень долго и неудобно.

-Как можно справиться с таким затруднением?

-Для записи условия задачи мы можем использовать:

Рисунок, модель, краткую запись, схему

-В каком из вариантов можно различить части и целое?

-Содержание задачи можно представить в виде отрезка, разбитого на части.

-Использование отрезка особенно удобно для задач с большими числами, когда рисунок будет сделать трудно, такие задачи мы будем решать позже.

Этот рисунок называют СХЕМОЙ к задаче.(появляется Слайд 9-СХЕМА задачи)

-Что обозначает весь отрезок?

-Что обозначают части отрезка?

-Что показывает знак вопроса, что будем искать в задаче?

- Перед вами части задачи, прочитаем ещё раз их названия( слайд 10) и на доске карточки с названиями частей задачи)

- Как вы думаете, все ли части задачи нужны и необходимы?

- Поступило несколько вариантов ответа. Какой вариант ответа правильный, мы выясним при подведении итогов.

ФИЗМИНУТКА.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встанем прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши — ветки,

Помахаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих, вздохнули дружно,

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

-В 1 тексте есть вопрос.

На доске появляется карточка со словом задача

Научиться различать задачу от текста, различать части задачи и правильно записывать ее в тетради

У оленевода Егора была олениха. Весной у неё появились 2олененка.

Сколько собак стало у оленевода Егора?

мама и 6 щенят

части

целое

сложением

3 оленя

Рисунок или картинка

Выслушиваются версии детей

Рассматриваются различные версии

Целое

Число :мама-собака и шесть щенят

Целое

Условие, вопрос, схема,

выражение

Решение, ответ

Познавательные: анализ и выделение существенной информации

Коммуникативные: получение возможности научиться высказывать своё мнение

Регулятивные: записывание решения в тетрадях.

Предметные: решение задач в одно действие.

IV. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель – научить находить структурные части задачи,

Учить решать задачи.

Организовать коллективную работу , обеспечить контроль за выполнением задания.

- А теперь давайте проверим как вы запомнили, из чего состоит задача.

Раздаются листочки с заданием: соедини стрелочками структурные части задачи с записями(СЛАЙД 11)

После проверки с доской, учащиеся под руководством учителя записывают задачу в тетрадь.(образец на доске)

Задача.

5 2

.

?

1+6=7(ч)

Ответ: 7ч

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

.

Регулятивные: действие с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради.

Коммуникативные: использование речи дл регуляции своих действий и действий партнёра.

Предметные:

Умение различать части задачи и решать её.

V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель – формировать навык работы по алгоритму.

Создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий.

Если останется время- самостоятельно

(работа в парах)-работа на листочках

Инструкция: читаете задание и выполняете его. Когда будете готовы, возьметесь за руки и поднимите их.

(раздаются карточки с разными заданиями)

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Анализируют предложенный текст задачи и работают самостоятельно.

Геля и Святослав

Игорь и Владислава

Неждана и Мастислав

Вероника и Павел

Зикриддин и Олеся

Максим

Личностные:

положительное отношение к самостоятельному труду;

Регулятивные:

умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные :

формирование умения осуществлять анализ, сравнение объекта.

Коммуникативные:

умение понимать задаваемые вопросы;

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.

Проверка уровня полученных знаний. Тест.

Учащиеся на листочках пишут +, если текст является задачей, минус- не является.(учитель читает, дети записывают)

- На ладонь  снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?

- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.

- На ладонь  снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

- Докажите? Как будете решать? Какой будет ответ?

 

-Молодцы!

-Из каких частей состоит задача?

- А теперь вернёмся к вопросу « Все ли части задачи нам нужны». Свой ответ нужно аргументировать.

- Я начну предложение, а вам надо его закончить.

- Я сегодня на уроке узнал, что…

-Я научился …

-Я получил удовольствие…

-Выполнили ли мы свои учебные цели?

- Значит, можно оценить работу на уроке.

- У каждого на столе 2 предмета: снежинка и звёздочка.

- Если вам было всё понятно и интересно, возьмите в руки звездочку

- Если работали не в полную силу и могли бы лучше- снежинку.

Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Адекватно оценивают свой труд.

- Из условия - мы узнаём о чём задача, берём числовые данные.

- Из вопроса узнаём, что следует найти.

- Решение показывает, как мы отвечали на поставленный вопрос.

- Ответ необходим для того, чтобы сделать вывод.

Личностные: осознание мотивации учебной деятельности и накопление опыта в решении задач.

Коммуникативные: формулирование собственной позиции и мнения

Познавательные: определение и называние структурных компонентов задачи, запись решения задач в тетрадь.

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке

12

Автор
Дата добавления 25.01.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров841
Номер материала 2051
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.