Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Технологическая карта интегрированного урока математики в 1,3 классах малокомплектной школы

Технологическая карта интегрированного урока математики в 1,3 классах малокомплектной школы

Абрамова Елена Михайловна – учитель начальных классов филиала МБОУ Коноплинская средняя школа Ухоловского муниципального района Рязанской области «Богородицкая начальная школа»

Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира и математики в малокомплектных классах (1, 3) УМК «Школа России».

Тема: « Космическое путешествие по планетам солнечной системы.»

Дата проведения: 12 апреля 2016 года.

Цели:

- создание условий для успешного ознакомления с новым материалом по окружающему миру на основе применения знаний и умений по темам математики : «Числа от 1 до 20. Нумерация» и «Числа от 1 до 1000. Нумерация»;

- формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новым материалом по теме «космос».

Задачи:

Образовательные :

- совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи, сравнивать выражения;

- помочь детям усвоить новые понятия : «солнечное затмение», «планеты солнечной системы», «метеоритный дождь»;

- научить узнавать планеты по кратким характеристикам.

Развивающие:

- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

- развивать умение работать с глобусом, научным текстом, толковым словарем русского языка;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в паре и в группе;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные :

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу;

- воспитывать бережное отношение к родной планете.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем формулировать тему урока и цель урока;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в своей системе знаний;

  • - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний, представленную в разных

в формах (ребусы, загадки, тесты, схемы, таблицы, ииллюстрации);

  • - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

  • - осознанно выбирать критерий качественной оценки .

-  уметь объяснять значение терминов «солнечное затмение», «планеты солнечной системы», «метеоритный дождь»;

- работать с готовыми моделями (глобусом, таблицей, картой);

- находить и показывать данные объекты;

- расширить знания о планетах;

Тип урока по дидактической цели: комбинированный ( урок применения знаний и умений по математике; урок ознакомления с новым материалом по окружающему миру).

Тип урока по форме проведения: нетрадиционный (межпредметный, внутри курсовой – интегрированный, одновременно по нескольким предметам, одновременно для учащихся разных возрастов).

Вид урока: путешествие.

Методы работы: словесный, наглядный, фронтальный, индивидуальный, проблемный, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Используемые технологии: личностно-ориентированные, информационные, здоровье сберегающие, уровневой дифференциации, осуществление межпредметной связи, технология оценки образовательных достижений, ИКТ-компетентности.

Учебно-методическое обеспечение: энциклопедия «Эрудит .Астрономия», компьютер с принтером, проектор, экран, ноутбуки, электронные тренажёры по математике, мультимедийная презентация, магнитная доска, демонстрационные таблицы, карточки с тестами и заданиями для индивидуальной работы, табло с критериями,

круг с секторами для индивидуальной оценки работ, цветные карандаши.

Ресурсы: http://forum.kinozal.tv/showthread.php?t=101883

http://www.galactic.name/directory/evening_sky.php

http://www.bigoutlook.ru/zvezdnoe-nebo

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

С давних времён из века в век Узнать стремился человек. Как труден путь, что там вдали? И снаряжал он корабли, И опускался до глубин, И поднимался до вершин. Материки он открывал, Как мир прекрасен узнавал. За знанья жизнь отдать он мог, Садитесь , мы начнём урок.

- Сегодня замечательный день, по весеннему тёплый и солнечный. Вы пришли в школу с хорошим настроением?

- Тогда улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот день , принесёт вам радость общения друг с другом.

- Как цветы тянутся к весенним лучам солнца, так человек тянется к знаниям. В народе говорят так: «Мир освещается солнцем, а человек знанием.»

И так в путь, к знаниям.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний.

Цель: актуализация учебных знаний , необходимые для формирования темы и цели урока.

- У нас сегодня необычный урок-это урок путешествие. А куда мы отправимся, вам надо угадать.

- Отвечаем на вопросы и собираем ключевое слово по первым буквам.

Слайдовое сопровождение.

1.Геометрическая фигура, у которой все стороны равны .

2.Линия, которую чертит циркуль.

3.Результат сложения.

4.Килограмм – единица …

5.Часть прямой, которая имеет начало и конец.

6.10 миллиметров составляют - …

Отвечают на вопросы, размышляют, делают выводы.

- Квадрат.

- Окружность

- Сумма

- Массы

- Отрезок

- Сантиметр

- КОСМОС

Познавательные:

Развитие операции мышления.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.Сообщение темы урока.

Цель: подведение детей к формированию темы урока и цели.

- Итак мы с вами отправляемся в космическое путешествие. А почему мы это делаем именно сегодня?

- Совсем недавно о космических полётах говорили как о фантастике. А с 12 апреля 1961 года, когда впервые в мире на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил первый полёт, началась эра

освоения космоса.

Слайдовое сопровождение.

- А теперь для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли и месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты.

- Именно сегодня, у нас с вами, есть возможность побывать в роли космонавтов и используя свои математические знания и умения , добыть новые знания о космосе.

- Сегодня День космонавтики. В этот день Ю.А.Гагарин полетел в космос.

Личностные:

Формирование смысло образования – для чего нужны знания математики на уроке окружающего мира, вовлекаются в игровую деятельность.

4.Физподготовка к полёту.

Цель: снятие статической нагрузки, укрепление здоровья учащихся, восстановление умственной работоспособности.

Космонавтом хочешь стать - Должен много-много знать! Любой космический маршрут Открыт для тех – кто любит труд. Только дружных звездолёт Может взять с собой в полёт. Скучных, хмурых и сердитых Не возьмёт он на орбиту.

Чтобы в космос полететь

Надо силу всем иметь. Будем мы тренироваться, Физкультурой заниматься.

- Сейчас я хочу проверить не только вашу физическую подготовку для полёта, но и ваше внимание .

Смотрим на экран и считаем.

Слайдовое сопровождение.

- Сколько ёлочек зелёных – столько сделайте наклонов.

- Сколько синеньких кружков – столько сделайте прыжков.

- Приседайте столько раз – сколько красных шариков у нас.

- Сколько жёлтых колобков – столько сделайте хлопков.

- МОЛОДЦЫ!

6

8

7

5

Личностные:

формирование понятий, направленных на сохранение здоровья человека.

5.Актуализация знаний -

графический диктант.

Цель: формирование учебных знаний и умений, необходимых для восприятия нового материала.

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов на планеты.

Если в космос мы хотим,

Космический корабль сами смастерим.

Про одежду не забудем

И скафандры раздобудем.

Слайдовое сопровождение.

- Молодцы , ребята! Скафандры готовы, корабль построен. А я придумала название нашему кораблю – « Союз 55».

- Слово «союз» означает объединение многих для одной цели. Вы, ребята, объединились вместе, чтобы стать одним экипажем для полёта в космос. А 55- потому, что в этом году мы отмечаем юбилейную дату со дня первого полёта в космос Ю.А.Гагарина.

Парная работа, 1 класс на карточке с помощью цифрового диктанта рисует скафандр, а третьеклассники строят ракету, используя схему сторон горизонта.

Проверка выполненной работы и самооценка на круговом секторе.

Регулятивные:

Организация выполнения заданий, оценивание уровня владения учебным действием, формирование адекватной самооценки.

Познавательные:

ориентирование в своей системе знаний.

Коммуникативные:

Выполнение совместных действий в группе;

оказание взаимопомощи.

6.Взлёт ракеты.

Практическая работа – опыт с воздушным шариком.

-Экипаж готов? Начинаем взлёт.

Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто. Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощный двигатель, особый, реактивный.

Такой двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость.

В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

На столах у вас лежат воздушные шарики. Надуйте их и по моей команде мы их отпустим.

Приготовились к взлёту : 3-2-1- старт.

Мы летим к другим планетам,

Объявляем всем об этом.

- Видели, как стремительно шарики носились по классу из стороны в сторону. Воздух выходящий из шарика заставлял его двигаться в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.

Старт прошёл успешно. Корабль вышел на орбиту. Слайдовое сопровождение .

Летит в космической дали

Стальной корабль вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Всё видно в них как на ладошке:

Степной простор, морской прибой,

А может быть и нас с тобой!

Слайдовое и музыкальное сопровождение.

Надувают воздушные шарики и по команде учителя отпускают, наблюдают за их движением. Делают выводы.

Познавательные:

извлечение и переработка информации для открытия новых знаний.

7.Формирование новых знаний.

Путешествие по планетам.

Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новых знаний.

В небе виден красный круг

И лучи как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть я и не стар,

Но уже учёный –

Знаю, то – не круг, а шар,

Сильно раскалённый.

Слайдовое сопровождение.

Солнце- ближайшая к нам звезда, источник света и тепла. Солнце состоит из газов : водорода и гелия. Температура поверхности составляет 6000 градусов. Масса Солнца превышает массу Земли в 330 тысяч раз.

Диаметр Солнца превышает диаметр Земли в 109 раз. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко.

- Одно из явлений Солнца – Солнечное затмение. Слайдовое сопровождение.

Его можно наблюдать в этом году, но не на территории нашей страны, а на Мадагаскаре.

-Я предлагаю вам потрудиться и отгадать : когда будет проходить это событие и сколько времени будет длиться.

- Солнце и планеты движущиеся вокруг него по орбитам составляют солнечную систему.

Сколько планет и в каком порядке они удалены от Солнца, нам предстоит отгадать.

Наш корабль направил курс на…

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскалён.

Слайдовое сопровождение.

Эта планета названа в честь римского бога торговли., она самая маленькая. По своему виду похожа на луну, её поверхность покрыта песком, а температура резко меняется от + 420 градусов днём до +160 градусов ночью.

Дети слушают учителя, отгадывают загадки о планетах, смотрят презентацию.

Солнце.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листочках, решают математические цепочки, 1 класс на сложение и вычитание- ответ 1 сентября.

3 класс на умножение и деление -

Ответ 3 мин 6 с

Самопроверка по эталону и самооценка на круговом секторе.

Меркурий.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

извлечение информации представленной в виде иллюстраций;

систематизирование знаний.

Регулятивные:

организация выполнения действий.;

оценивание результата своей деятельности;

формирование адекватной самооценки.

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра

И на мне всегда жара.

Слайдовое сопровождение.

Венера – одно из красивейших светил неба,

Поэтому ей древние римляне присвоили имя богини любви и красоты. Поверхность усеяна каменными обломками и покрыта пылью. Слой облаков солнечные лучи пропускает, но не выпускает наружу, поэтому температура поверхности достигает +450 градусов. На планете происходят извержения вулканов. Планету Венера называют утренней звездой. Она очень яркая и продолжает сиять даже утром. Сама не светит, а отражает солнечный свет.

Венера

8.Постановкапроблемы.

Цель: умение формулировать проблему

Слайдовое и музыкальное сопровождение.

- Аварийный сигнал. Метеоритный дождь повредил обшивку нашего корабля. Для устранения неполадок выходим в открытый космос.

- Проверим работу и узнаем все ли неполадки устранены.

Учащиеся выходят по очереди к доске и решают числовые выражения по выбору:

1 класс на сложение и вычитание , 3 класс на табличное умножение и деление.

Взаимопроверка и самооценка на круговом секторе.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

формулировать и аргументировать своё мнение и позицию.

Личностные:

Вносить свой вклад в работу и достижения общих результатов.

9. Формирование новых знаний.

Продолжение путешествия.

Цель: усвоение обучающимися новой информации.

Эта красная планета По соседству с нами

И зимой и даже летом Мёрзнет надо льдами.

Странно, что не говори,

Лёд не сверху, а внутри.

Слайдовое сопровождение.

Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду и дали ей имя бога войны. Как на Земле , так и на Марсе происходит смена времён года. Только тянутся они почти в 2 раза дольше, т.е.1 год равен примерно 687 суток. День мало отличается от нашего, сутки длятся 24ч 37 мин. Похвастаться Марс может своими высокими горами и вулканами.

В темноте скорей взгляните,

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет.

Слайдовое сопровождение.

Планета названа в честь верховного бога. Юпитер представляет собой гигантский шар из водорода, не имеющий твёрдой поверхности и очень быстро вращающийся. Температура на Юпитере низкая, -140 градусов, но по мере погружения внутрь планеты , становится всё жарче и жарче.

Марс.

Юпитер.

10.Постановка проблемы.

Цель: умение формулировать проблему.

- У нас снова проблемы – неполадки в работе бортового компьютера. Произошёл сбой и часть расчётов исчезла , надо восстановить записи.

Работа индивидуальная, на компьютере, с электронными тренажёрами – на сравнение чисел и числовых выражений.

Самооценка на круговом секторе.

Познавательные:

Применение знаний в нестандартной ситуации;

ориентирование в системе знаний.

Личностные:

формирование самостоятельности и внимания.

11.Формирование новых знаний.

Продолжение путешествия.

Цель: усвоение знаний обучающимися.

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдёте вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин.

Слайдовое сопровождение.

Сатурн отличается от других планет тем, что у него почти 30 спутников и его окружают хорошо заметные в телескоп кольца. Они состоят из многих тысяч небольших твёрдых обломков камней и льда. Которые вращаются вокруг планеты. Температура на Сатурне не поднимается выше – 170 градусов.

Пышный газовый гигант

Брат Юпитеру и франт.

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли.

Слайдовое сопровождение.

Уран имеет твёрдое ядро из металлов, окружённое слоем льда и газов. При морозе

- 218 градусов в верхних слоях присутствует дым, который поглощает красные лучи и отражает голубые и зелёные. Отсюда такой красивый аквамариновый цвет.

Слайдовое сопровождение.

Нептун – четвёртая из планет –гигантов, названная в честь бога морей за свой цвет. Нептун – газовый гигант, она не имеет твёрдой поверхности ,там царство холода и льда .Год длится около 165 лет. Учёные выяснили, что на этой планете дуют самые сильные ветры.

Сатурн.

Уран.

12.Итог занятия.

Цель: проведение совместной деятельности для достижения общего результата.

Наше путешествие подходит к концу. Чтобы благополучно приземлиться на нашу планету Земля, нужно ввести цифровой код в компьютер.

Для этого проведём групповую работу и вместе ответим на вопросы теста, выберем один правильный ответ на предложенный вопрос.

- Планета Земля вращается вокруг:

1) оси; 2) полюса; 3) экватора;

-Глобус – это…:

1) резиновый мяч; 2) модель луны; 3) модель Земли;

- Экватор делит земной шар :

1) на 3 полушария; 2) на 2 полушария; 3) на 4 полушария.

-Проверим цифровой код : 1, 3, 2.

(Звучит музыка, «Земляне», «Трава у дома».

- С точки зрения науки астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она не ближе всех к солнцу, ни дальше всех. И всё же она уникальна – на ней есть жизнь!

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, окликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландышей в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету!

Ведь другой на свете нету.

Дети отвечают на вопросы теста, аргументируют ответы, делают выводы.

Познавательные:

Развивают операции мышления (устанавливают соответствия).

Коммуникативные:

Формулируют и аргументируют своё мнение и позицию;

Выполняют совместные действия.

13.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценивание совместной учебной деятельности и фиксация результатов своей деятельности.

- Вот и закончилось наше путешествие по планетам. Закройте глаза на минуту. Вспомните всё, что было на уроке.

- Что нового узнали?

- Посмотрите на свои раскрашенные круговые сектора и скажите:

- какое задание было самое трудное?

- Какое – самое интересное?

Регулятивные:

Осуществление итогового контроля, оценивание результатов деятельности, формирование адекватной самооценки.

14. Домашнее задание.

- Вылепить модель солнца из пластилина – задание для учащихся 1 класса.

- Вылепить модель планет солнечной системы из пластилина – задание для учащихся 3 класса.

Спасибо за работу , мне было очень приятно с вами работать !

Автор
Дата добавления 25.01.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров217
Номер материала 2046

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.