Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по математике "Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых"

Конспект урока по математике "Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых"

Урок 13. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых

Цели: учить заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дву­значное число суммой разрядных слагаемых; вычитать из двузнач­ного числа десятки или единицы; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

1.Логическая разминка

Решите задачи.

1.В поле пахали 6 тракторов, 2 трактора остановились. Сколь­ко тракторов в поле? (6.)

2.У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось? (3.)

3.У палки 2 конца, 1 конец отпилили. Сколько концов оста­лось у палки? (2.)

4.На столе было 6 конфет. Половина детей взяли себе по 1 конфете, а половина — по 2. Сколько было детей? (4.)

2. Геометрический материал

_Сколько треугольников на рисунке? (8)

3. Устный счет

— Решите цепочки примеров.

Чем похожи цепочки? В чем разница? (Одинаковый порядок действий. В первой цепочке десятков столько же, сколько единиц во второй цепочке. Впервой цепочке двузначные числа, во второй — однозначные.)

Как складываются и вычитаются десятки? (Так десятки , как еди­ницы.)

А если мы соединим вместе две цепочки и наложим вторую на первую, что мы получим? (88 — 33 + 44 — 22 — 55 + 77.)

Игра «Магический квадрат»

-Сумма цифр в строке, столбце и с угла на угол (по диагона­ли) должна быть одинаковой. Посмотрите и скажите, по ка­кой прямой линии есть все три цифры. Найдите их сумму. (По диагонали: 9 + 6 + 3= 18.)

-Значит, сумма везде должна быть 18. Давайте поставим чис­ло в первый столбец. Как это сделать? (Посчитать сумму чисел, которые уже стоят, и дополнить ее до 18.)

-Найдите недостающее число. (8 + 3 = 11. До 18 не хватает 7. Ставим число 7.)

(Числа, которые нужно поставить во второй и третий столбец, учащиеся находят самостоятельно. Проверка.)

III.Самоопределение к деятельности

-Сегодня к нам на урок пришел Математик. Что это значит? (Будем изучать новый материал.)

(На доске запись.)32 = 30 + 2

-Математик принес интересный вопрос: почему такую запись называют суммой разрядных слагаемых?

-Что обозначает цифра 3 в записи числа? (Количество десятков.)

-Сколько единиц в 3 десятках? (30.)

-Что обозначает цифра 2? (Количество единиц.)

-Сделайте ввод: почему эту запись называют суммой раз­рядных слагаемых? (Число 32мы разложили на разряды — десятки и единицы.)

-Кто уже догадался, чему мы будем учиться на уроке? (Рас­кладывать числа на разрядные слагаемые.)

IV.Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

-Откройте учебник на с. 15.

-Рассмотрите первый столбик равенств рядом с красной чертой. Какие числа записаны в левой части равенств? Что у них общего? (Они двузначные.)

-Сколько разрядов в двузначном числе? Какие? (Два — де­сятки и единицы.)

-Сколькими слагаемыми заменяем числа? (Двумя — десят­ками и единицами.)

-(Далее учащиеся устно с подробным объяснением расклады- Iч1 ют на разрядные слагаемые числа второго и третьего столбиков.)

2.Разложение чисел на разрядные слагаемые

(Учитель диктует любые двузначные числа, а учащиеся пись­менно в тетрадях раскладывают их на разрядные слагаемые. Один ученик работает у доски. Проверка. Самооценка.)

3.Работа по учебнику

1 (с. 15).

-Как из 59 получить 50? (59 — это 50 и 9. Чтобы из 59 полу­чить 50, нужно вычесть 9: 59—9 = 50.)

(Второй пример первого столбика и второй столбик разбира­ются аналогично, третий столбик — самостоятельно. Коллектив­ная проверка.)

V.Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №2 (с. 15).

(Устное выполнение. Фронтальная работа.) Ответы:

Ширина стула - 60 см.

Высота стула — 4 дм.

Толщина стекла — 5 мм. №4 (с. 15).

-Прочитайте задачу. Выделите условие задачи и вопрос.

-Вспомните, что значит «больше на...», «меньше на...».

-Выберите решение и докажите, что оно верное. (Верное решение второе, так как во втором букете гвоздик меньше, значит, первым действием должно быть вычитание.)

-Составьте выражение по решению данной задачи. (5 + 2 + + 5 = 12 (г.).)

3 (с. 15).

-Прочитайте задачу.

-Что известно в задаче? Что нужно узнать?

(Учащиеся составляют краткую запись под руководством учи­теля.)

Было — 5 м.

Присоединили — ?, 3 м и 2 м.

Стало — ?

Решите задачу самостоятельно. (Проверка по образцу на доске.)

Решение:

3 + 2 = 5 (м) — присоединили;

5 + 5 = 10 (м).

Ответ: шланг стал длиной 10 м.

(Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополни­тельно можно предложить составить подобную задачу с другими данными.)

VII.Рефлексия

-Разложите числа на разрядные слагаемые. 56,98,76,43.

(Далее самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 15). Проверка по образцу на доске.)

-Оцените свою работу на уроке.

VIII.Подведение итогов урока

-Как разложить число на разрядные слагаемые? (Разложить число на десятки и единицы.)

-Что сегодня на уроке показалось особенно трудным?

-Кто считает, что он очень хорошо понял тему?

-Кто пока сомневается?

IX.Домашнее задание

Учебник: №5 (с. 15).

Автор
Дата добавления 12.03.2020
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров30
Номер материала 6585
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.