Урок 13. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых
Цели: учить заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; вычитать из двузначного числа десятки или единицы; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
1.Логическая разминка
Решите задачи.
1.В поле пахали 6 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (6.)
2.У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось? (3.)
3.У палки 2 конца, 1 конец отпилили. Сколько концов осталось у палки? (2.)
4.На столе было 6 конфет. Половина детей взяли себе по 1 конфете, а половина — по 2. Сколько было детей? (4.)
2. Геометрический материал
_Сколько треугольников на рисунке? (8)
3. Устный счет
— Решите цепочки примеров.
Чем похожи цепочки? В чем разница? (Одинаковый порядок действий. В первой цепочке десятков столько же, сколько единиц во второй цепочке. Впервой цепочке двузначные числа, во второй — однозначные.)
Как складываются и вычитаются десятки? (Так десятки , как единицы.)
А если мы соединим вместе две цепочки и наложим вторую на первую, что мы получим? (88 — 33 + 44 — 22 — 55 + 77.)
Игра «Магический квадрат»
-Сумма цифр в строке, столбце и с угла на угол (по диагонали) должна быть одинаковой. Посмотрите и скажите, по какой прямой линии есть все три цифры. Найдите их сумму. (По диагонали: 9 + 6 + 3= 18.)
-Значит, сумма везде должна быть 18. Давайте поставим число в первый столбец. Как это сделать? (Посчитать сумму чисел, которые уже стоят, и дополнить ее до 18.)
-Найдите недостающее число. (8 + 3 = 11. До 18 не хватает 7. Ставим число 7.)
(Числа, которые нужно поставить во второй и третий столбец, учащиеся находят самостоятельно. Проверка.)
III.Самоопределение к деятельности
-Сегодня к нам на урок пришел Математик. Что это значит? (Будем изучать новый материал.)
(На доске запись.)32 = 30 + 2
-Математик принес интересный вопрос: почему такую запись называют суммой разрядных слагаемых?
-Что обозначает цифра 3 в записи числа? (Количество десятков.)
-Сколько единиц в 3 десятках? (30.)
-Что обозначает цифра 2? (Количество единиц.)
-Сделайте ввод: почему эту запись называют суммой разрядных слагаемых? (Число 32мы разложили на разряды — десятки и единицы.)
-Кто уже догадался, чему мы будем учиться на уроке? (Раскладывать числа на разрядные слагаемые.)
IV.Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
-Откройте учебник на с. 15.
-Рассмотрите первый столбик равенств рядом с красной чертой. Какие числа записаны в левой части равенств? Что у них общего? (Они двузначные.)
-Сколько разрядов в двузначном числе? Какие? (Два — десятки и единицы.)
-Сколькими слагаемыми заменяем числа? (Двумя — десятками и единицами.)
-(Далее учащиеся устно с подробным объяснением расклады- Iч1 ют на разрядные слагаемые числа второго и третьего столбиков.)
2.Разложение чисел на разрядные слагаемые
(Учитель диктует любые двузначные числа, а учащиеся письменно в тетрадях раскладывают их на разрядные слагаемые. Один ученик работает у доски. Проверка. Самооценка.)
3.Работа по учебнику
№ 1 (с. 15).
-Как из 59 получить 50? (59 — это 50 и 9. Чтобы из 59 получить 50, нужно вычесть 9: 59—9 = 50.)
(Второй пример первого столбика и второй столбик разбираются аналогично, третий столбик — самостоятельно. Коллективная проверка.)
V.Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №2 (с. 15).
(Устное выполнение. Фронтальная работа.) Ответы:
Ширина стула - 60 см.
Высота стула — 4 дм.
Толщина стекла — 5 мм. №4 (с. 15).
-Прочитайте задачу. Выделите условие задачи и вопрос.
-Вспомните, что значит «больше на...», «меньше на...».
-Выберите решение и докажите, что оно верное. (Верное решение второе, так как во втором букете гвоздик меньше, значит, первым действием должно быть вычитание.)
-Составьте выражение по решению данной задачи. (5 + 2 + + 5 = 12 (г.).)
№3 (с. 15).
-Прочитайте задачу.
-Что известно в задаче? Что нужно узнать?
(Учащиеся составляют краткую запись под руководством учителя.)
Было — 5 м.
Присоединили — ?, 3 м и 2 м.
Стало — ?
Решите задачу самостоятельно. (Проверка по образцу на доске.)
Решение:
3 + 2 = 5 (м) — присоединили;
5 + 5 = 10 (м).
Ответ: шланг стал длиной 10 м.
(Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить составить подобную задачу с другими данными.)
VII.Рефлексия
-Разложите числа на разрядные слагаемые. 56,98,76,43.
(Далее самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 15). Проверка по образцу на доске.)
-Оцените свою работу на уроке.
VIII.Подведение итогов урока
-Как разложить число на разрядные слагаемые? (Разложить число на десятки и единицы.)
-Что сегодня на уроке показалось особенно трудным?
-Кто считает, что он очень хорошо понял тему?
-Кто пока сомневается?
IX.Домашнее задание
Учебник: №5 (с. 15).
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 12.03.2020 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 2121 |
Номер материала | 6585 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |