Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по теме "Наибольший общий делитель"

Конспект урока по теме "Наибольший общий делитель"

Приложение 2

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по математике

в 5 классе

муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ильинской средней общеобразовательной школы

на тему «Наибольший общий делитель»

Разработала: Коробицына Мария Михайловна, слушатель курсов профессиональной переподготовки «Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверила: Полуяхтова Екатерина Владимировна,

руководитель практики

с. Ильинское, 2017г.

Тема урока «Наибольший общий делитель»

Дата проведения 16 января 2017год

Тип урока урок открытия нового знания

Технология урока.

-здоровьесберегающие технологии;

-информационно-коммуникативные технологии:

-компьютерные презентации;

-технология деятельностного метода:

-построение процесса обучения на основе учебных ситуаций;

-педагогические технологии по выявлению и поддержке одарённых детей.

Цели урока:

- обучающие: ввести понятие наибольшего общего делителя, составить алгоритм нахождения НОД, сформировать умение нахождения НОД

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес ,воспитание ответственности через взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, настойчивости для достижения цели; развивать самостоятельность, добросовестность и аккуратность

Задачи: составить и освоить алгоритм нахождения НОД, тренировать способность к его практическому применению.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные УУД: Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности

Познавательные УУД: целеполагание, анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального

затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.

Основные термины, понятия: наибольший общий делитель.

Оборудование учебник «Математика» 5 класс С.М. Никольского, презентация по теме урока, раздаточный материал.

План урока

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Целеполагание и мотивация

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу

Здравствуйте, ребята! Желаю вам и себе плодотворной работы, а как вы поработаете- покажет количество жетонов в вашей копилке. За каждый правильный ответ вы опускаете в копилочку жетон.

Садятся по местам.

Актуализация

знаний

Актуализация

опорных знаний и

способов действий

1,2,3,4,5,6.7.8.9,10,11,12,13.

1) Назовите простые числа.

2) Назовите составные числа.

3) Почему число 1 ни простое, ни составное?

4) Разложите на простые множители числа 18 и 120

Молодцы!

А теперь я предлагаю вам решить задачу: «Маша в гости на день рождения пригласила друзей. А какой праздник без игр и призов? Вместе с мамой они купили: 12 конфет, 18 шоколадок и 6 шариков. Маша решила составить одинаковые призы. Сколько одинаковых призов может составить девочка?».

- Текст задачи лежит на ваших столах. Возьмите их.

- Все приготовились?

- На выполнение задания даю вам 1 минутку. Выполните задание. Решения записывайте на этих листах.

- Как вы решали поставленную задачу, какие математические понятия вы использовали

2,3,5,7,11,13.

4,6,8,10,12.

Потому что у числа 1 существует только один делитель.

18 = 2 * 32

120 = 23 * 3 * 5

Ученики заполняют таблицы на ранее заготовленных учителем листах

Всего

конфет

шоколадок

шаров

18

12

6

Количество конфет в одном призе

Количество
шоколадок в одном призе

Количество
шаров в одном призе

Количество призов

Ребята отвечают, что они искали числа, на которые делятся числа 18,12 и 6. Раскладывали их на простые множители.

Целеполагание

и мотивация

Обеспечение

мотивации учения

детьми, выявление причин затруднения, принятия

ими целей урока

– Давайте узнаем, какие у вас получились варианты решения.

Учитель фиксирует на доске варианты учащихся, в заранее подготовленной таблице на доске.

Учитель просит обосновать

полученные результаты, доказать ,

что можно составить 1; 2; 3 и 6

подарков

-Ученики называют свои результаты и обосновывают свои ответы

Количество конфет в одном призе

Количество
шоколадок в одном призе

Количество
шаров в одном призе

Количество призов

2

3

1

6

6

9

3

2

4

6

2

3

12

18

6

1

- Давайте рассмотрим числа записанные в каждом столбце

- Как называются числа, записанные в 4

столбике для чисел 12; 18 и 6?

- Как можно назвать такие делители?

- А что можно сказать про число 6?

- Правильно. Он называется наибольшим

общим делителем

Ученики говорят, что это делители данных чисел

На эти числа делятся числа 12; 18; 6

общие делители

это самый большой из всех делитель

Кто готов объявить тему нашего

урока? Чем мы будем заниматься?

Цель нашего урока:

научиться находить наибольший общий делитель

Первичное усвоение

новых знаний

Обеспечение восприятия,

осмысления и первичного запоминания детьми

изучаемой темы: Наибольший общий делитель.

- Ребята, попытайтесь сформулировать,

что такое НОД?

- Учитель обобщает полученные ответы и

дает определение НОД:

наибольшим общим делителем

называют наибольшее натуральное

число, на которое делятся без остатка

числа а и b

- Ученики дают свои определения нового понятия

-ученики записывают его в тетрадь

Физкультминутка

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности изучения темы "Наибольший общий делитель". Выявление пробелов первичного

осмысления изученного

материала, коррекция

выявленных пробелов,

обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

- Ребята на доске записаны числа:

18,15,45,27. Выпишите все общие

делители этих чисел.

- проверьте работу друг друга и

дополните свои ответы, если

нужно.

- учитель вызывает одного ученика

к доске, для записи решения

- укажите наибольший общий

делитель

- Вы нашли и записали НОД для указанных чисел. Значит, получили новое понятие. Как вы смогли выполнить это задание?

- Попробуйте сформулировать способ нахождения НОД для чисел.

- Как можно оформить способ нахождения наибольшего общего делителя, если вы делали это по шагам? (В виде алгоритма)

-Проговорите шаги этого алгоритма.

- Ребята, подумайте, а есть ли у

этого алгоритма недостаток? А

если числа 3-4х значные?

- Верно. А как поступить в этом

случае?

- Вспомните, чем мы занимались

на предыдущем уроке?

- А может предыдущий опыт нам

поможет при отыскании НОД

чисел?

-давайте мы поработаем с

учебником

- учитель закрепляет прочитанное

на примерах

Давайте вместе найдем НОД(180 ; 336)=12

180 2 336 2

90 2 168 2

45 3 84 2

15 3 42 2

5 5 21 3

1 7 7

1

Итак, 180=1*2*2*3*3*5

336=1*2*2*2*2*3*7,

Выписываем общие и находим их произведение: 1*2*2*3=12

- ученики выполняют это задание в своих рабочих тетрадях

18=1,2,3,6,9,18 45=1,3,5,9,15,45

15=1,3,5,15 27=1,3,9,27

1,3

- затем проверяют варианты друг друга

- ученики проверяют и дополняют, если надо, работу отвечающего

- ребята называют НОД

1. Записать для каждого числа его делители.

2. Записать общие делители.

3. Выбрать среди общих делителей наибольший и записать его

- да, приходится выписывать все делители чисел, а для больших чисел это займет много времени.

- раскладывали числа на простые множители

- ребята пытаются ответить на вопрос

-ученики самостоятельно изучают раздел учебника по нахождению НОД( стр.147, п.3.5), затем работают совместно с учителем ( учитель у доски)

Первичное закрепление

Выявление качества и уровня усвоения

знаний и способов

действий, а также

выявление

недостатков в знаниях

и способах действий,

установление причин

выявленных

недостатков

Самостоятельная работа

Найдите НОД, стр. в учебнике

148, № 664 (вызов к доске)

- Ребята поднимите руки у кого

нет ошибок? у кого ошибки?

Проговорить ошибки с теми

учащимися, которые их допустили.

Вы нашли свою ошибку? Вам

понятна причина ошибки? Исправь

ошибку.

- ученики самостоятельно находят НОД в своих тетрадях, затем взаимопроверка и проверка с образцом на слайде

Информация о домашнем задания

Обеспечение

понимания детьми цели, содержания и

способов выполнения

домашнего задания

п.3.5, стр.147, читать, учить

стр.148, № 665 (выбрать любые три

пары чисел из предложенных и

найти НОД) , № 679 (задача,

подобная задаче, которую решали

на уроке)

записывают д/задание в дневники, задают вопросы по заданию

Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку

учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

- Что изучали сегодня на уроке?

- Кто желает сформулировать определение НОД

- Кто желает рассказать алгоритм нахождения НОД.

Организует рефлексию

ученики отвечают на вопросы учителя

Формы контроля и оценки результатов урока. Сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Оценка учащихся осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки. Контроль за умениями учащихся осуществляется на всех этапах урока.

Список использованной литературы: книга для учителя «Математика» 5 -6 класс, учебник «Математика» 5 класс, С.М. Никольского,

электронное приложение к УМК С.М. Никольского, сайт http://infourok.ru/

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока.

Структура урока продумана, обладает чёткостью и логической взаимосвязью изучаемого материала. Задания устной и самостоятельной работы связаны с ранее изученным материалом и готовят учащихся к постановке проблемы и умению делать вывод из приведенных фактов.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

У ребят класса (12 обучающихся)  сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Большая часть обучающихся выбирают «Любимым предметом» математику. Судя по результатам учебные интересы сформированы и разнообразны.

Шесть учеников класса имеют высокую степень обучаемости, стремление к лидерству. Дети любознательны, работоспособны, между ними установились дружеские отношения. На уроке свободно высказывают свою точку зрения, к заданиям подходят творчески. Класс обучается по традиционной общеобразовательной программе, с требованием ФГОС.

На уроке использовались игровые технологии, что способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу, а также повышает активность и снижает утомляемость детей. Для достижения цели урока были подобраны разнообразные технологии и методы обучения с учётом особенностей учащихся.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I этап: организационный.

Урок начинается с создания положительного настроя на продуктивную работу.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой учащихся на продуктивную деятельность на уроке.

Результат: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм организация внимания у всех учащихся.

II этап урока: актуализация знаний.

Задача: вспомнить основные правила при разложении на простые множители.

Результаты: возможность учителя за 5-7 минут установить уровень знаний у большинства учащихся.

III этап урока: целеполагание и мотивация:

перед учениками ставится проблема, чем они будут заниматься на уроке.

Задача: мотивировать учащихся на выведение темы урока.

Результат: дети формулируют тему урока.

IV этап: первичное усвоение новых знаний. Физкультминутка.

Задача: снять психофизическое напряжение учащихся, подготовить к последующей работе.

Результат: напряжение учащихся снято и учащиеся готовы к последующей работе.

В течение всего урока используются здоровьесберегающие технологии. На протяжении всего урока слежу за тем, чтобы работа компьютера и мультимедийного проектора не превышала нормы СанПина.

V этап: первичная проверка понимания.

Задача: глубоко проверить знания учащихся. Стимулировать опрашиваемых и весь класс в овладении рациональными приёмами учения и самообразования.

Результат: учитель проверяет не только объём и правильность знаний, но и их глубину, умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний учащихся.

VI этап: первичное закрепление.

проверить умение применять полученные знания на практике

Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности материала большинством средних и слабых учащихся,

возможность учителя за 5-7 минут установить уровень знаний у большинства учащихся.

VII этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задача: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Результат: правильное выполнение д/з всеми учащимися.

VIII этап рефлексия (подведение итогов занятия)

Задача: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их самооценки и оценки работы одноклассников на уроке.

Результат: дать качественную оценку работы класса и каждому отдельно.

В течение всего урока веду коррекционную работу со слабыми учащимися, т. к. на протяжении всей деятельности занимаюсь индивидуально с каждым, подтягивая их до уровня средних, путём подбора соответствующих заданий.

При проведении урока для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично, на различных этапах урока я применяла такие приёмы педагогической техники как:

-организационный момент

-эмоциональное вхождение в урок;

-постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

-подводящий диалог;

-актуализация знаний

-интеллектуальная разминка;

-повторение

-повторяем с контролем;

-применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

-рефлексия

-домашнее задание

-выбор заданий в соответствии с уровнем развития.

.

На уроке использовались игровые технологии, что способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу, а также повышает активность и снижает утомляемость детей.

Для достижения цели урока были подобраны разнообразные технологии и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.

Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, оценивать работу, рационально использовать время.

Выбранная структура урока — комбинированный — является рациональной. Удачно распределено время на все этапы урока. Сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Контроль за умениями учащихся осуществляется на всех этапах урока.

Оценка учащихся осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки.

Эффективно использовалась интерактивная презентация, что позволило сделать урок более ярким и эмоциональным, а также вызвать интерес и способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

 Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока

4. Функциональный анализ урока.

Я считаю, что структура урока была построена в правильном порядке, и полностью раскрыла замысел урока, цель была достигнута. задачи решены.

5. Оценка конечного результата урока.

При проведении урока я смогла сформировать в себе следующие профессионально-педагогические умения и навыки:

-умение предварительно разрабатывать методику учебной работы на каждом этапе урока;

-умение и навыки использования разнообразных приемов установки дисциплины и ритма на протяжении всего урока, создать педагогический интерес к уроку;

-умение использовать разнообразные приемы - создание проблемной ситуации при изложении нового материала;

-умение применять форму фронтального опроса.

Автор
Дата добавления 27.02.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров1073
Номер материала 3129
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.