Уроки математики / Рабочая программа / Кружок " Юный математик"

Кружок " Юный математик"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области

Кружок «Юный математик»

Срок реализации 2 года

Составитель: Филатова Надежда Ивановна,

учитель начальных классов

п. Первомайский, 2016г

Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в месяц по 1 часу. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель:

  • обучение всех на уровне стандартов;

  • увлечение детей математикой;

  • выращивание талантливых детей;

  • развивать математический образ мышления;

Задачи:

  1. Обогащение знаний, умений; ознакомление учеников с историческими фактами математики, познакомить с научной деятельностью многих ученых.

  2. Повысить интерес учащихся к уроку математика.

  3. Развитие вычислительных навыков, развитие логики, памяти, мышления и интеллекта, творческих способностей.

  4. Развивать познавательный интерес.

  5. Способствовать рациональной организации труда, введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение.

  6. Выработать самооценку у учащихся в процессе игры, внимание, наблюдательность, коллективизм.

  7. Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики.

  8. Расширять математические знания в области многозначных чисел.

  9. Содействовать умелому использованию символики.

  10. Учить правильно применять математическую терминологию.

  11. Развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах.

  12. Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Умения и навыки учащихся, формируемые математическим кружком:

  • навык самостоятельной, групповой, коллективной работы;

  • навыки решения стандартных и нестандартных, логических задач;

  • исследования решения задач различных типов;

  • умение правильно найти выход из проблемной ситуации;

  • скорость мышления;

  • умение самостоятельно находить необходимую информацию и другие.

Особенности курса:

1.Углубленное изучение исторических фактов математики.

2. Практическая значимость для школьника.

3. Нетрадиционные формы изучения материала.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение нестандартных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математических олимпиадах (школьных, всероссийских);

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Дата

1.

Из истории математики. Детям о времени.

4

2.

Математические горки. Задачи в стихах. Логические задачи. Загадки.

3

3.

Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

2

4.

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

3

5.

Деление. Упражнения, игры, задачи.

4

6.

Взаимное расположение фигур на плоскости.

4

7.

Шар. Сфера. Круг. Окружность.

4

8.

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

9.

Математический КВН.

2

4 класс.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Дата

1.

Построение геометрических фигур.

2

2.

Цилиндр. Конус. Шар.

2

3.

Построение угла, отрезка, равного данному.

4

4.

Старинные меры длины.

4

5.

Точное и приближённое значение величины.

3

6.

Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки.

4

7.

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

2

8.

Выпуск газеты «Юный математик».

2

9.

Математический КВН.        

2

       

Автор
Дата добавления 04.12.2018
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров64
Номер материала 5969
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.