Уроки математики / Научная работа / Математические расчеты в решении вопросов экономии расходных материалов.

Математические расчеты в решении вопросов экономии расходных материалов.

Отдел образования акимата г.Тараз

КГУ СШ №13

Ученик 9 В класса Карташов Роман

НАУЧНАЯ РАБОТА

Тема: Математические расчеты в решении

вопросов экономии расходных

материалов.

Секция Прикладная математика

Направление: Математическое моделирование

экономических и социальных

процессов.

Научный руководитель: Волчек Н.В.

учитель математики высшей категории

13 орта мектептің 9 «В» сынып оқушысы

Карташов Романның ғылыми жұмысына

Аңдатпа

Оқушылардың математикаға деген қызығушылықтарын арттыру мақсатында автор өз жұмысында түрлі қорап пішіндерін дайындау үшін жұмысалған материалдарды есептеу кезінде тік төртбұрыштың ауданын және тіктөртбұрышты параллелепипедтің көлем формуласын колдануды көрсетті.

Аннотация

на научную работу учащегося 9 «В» класса

средней школы №13

Карташова Романа

С целью повышения интереса учащихся к математике автор в своей работе показывает использование формул объема прямоугольного параллелепипеда и площади прямоугольника при расчете расходных материалов для изготовления различных упаковок.

Содержание

1.Введение ………………………………………….1

2.Основная часть……………………………………2-3

3.Заключение ……………………………………….3-4

4.Используемая литература………………………..3-4

5.Приложение……………………………………….5-7

Введение

В своей статье «Ключи от кризиса» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев написал: «Глобальный мировой кризис, который сотрясает сегодня страны и континенты, - это особое явление, какого человечество еще не знало. Оно, определенно, относится к категории явлений, не имеющих аналогов в мировой истории и кардинально меняющих мировой порядок, все экономические устои. И поэтому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы. В этой связи непродуктивно искать крайних и виноватых. Сейчас важнее сосредоточиться на определении глубинных дефектов системы, породивших столь мощные мировые катаклизмы, а главное – на поиске путей их полного устранения. Для этого надо иметь смелость признать, что мы находимся на рубеже создания радикально новой, по-иному построенной модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности. Иного не дано, если мы действительно намерены эффективно использовать уникальный шанс преодолеть несовершенства Старого мира и построить мир Новый. Понятно, что для этого потребуются колоссальные усилия всего мирового сообщества, мобилизация интеллектуальных и материальных ресурсов и немалое время».

Каждый человек призван глубоко осознавать, что противостояние кризису – дело не только Правительства, акиматов. Настало время окончательно расстаться с прежней психологией, что, мол, «государство не даст пропасть», с присущей нашей ментальности излишней широтой в хозяйствовании и поведении, прекращать неразумное расточительство, которое в последнее время по мере улучшения жизненного уровня стало набирать обороты. Рынок уже сейчас многому научил наш народ. Будет учить и дальше. Пришло время стать деловыми, экономными, трудолюбивыми. Мы переживаем период, когда от каждого требуются самоотверженность в работе, способность к состязательности, к конкурентности.(С. Абдрахманов «Егемен Казахстан», 14 февраля 2009 г).

Я задумался над этими словами и решил внести свой вклад в общее дело. Я вижу, что сейчас все люди стали очень много использовать бумагу, но ведь бумагу делают из древесины. Оказывается, что только 30% - 40% дерева составляет полезное использование, а остальное составляют отходы.

Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике.

Возможность осуществления связей математики с окружающим миром, с современным производством обусловлена тем, что многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе, используется в организации, технологии, экономике современного производства, в конкретных производственных процессах.

В данной работе покажем связь математических понятий «объем», «площадь» с вопросами экономии расходных материалов при изготовлении упаковочного материала на примере упаковок отечественного производителя «Пиала», 50г, и «Ассам»,50г. Также выясним, какая из двух упаковок более экономична. Рассмотрим способы экономии расходного материала, затраченного при изготовлении упаковок для чая.

В период Глобального мирового кризиса каждому необходимо приложить усилия для решения возникших проблем.

Данная работа является небольшим вкладом в общее дело. Пришло время стать деловым, экономным, трудолюбивыми.

Практическая значимость данного исследования в том, что оно позволяет сэкономить расходный материал при изготовлении упаковки для чая не менее чем на 4%, что позволит изготовить 40000 новых упаковок для чая.

Таким образом, я предлагаю способ сэкономить средства, затраченные производителем при изготовлении упаковок.

Тема: Математические расчеты

в решении вопросов экономии

расходных материалов.

Цель: Определить пути экономии

расходных материалов

при изготовлении упаковки

для чая весом 50г.

Задачи: 1.Провести расчет расходного

материала на примере упаковок

для чая «Пиала», «Ассам»,50г.

2.Определить объем,

занимаемый 50г чая.

3.Рассмотреть форму куба

для упаковки

4.Сделать анализ проведенных

исследований.

5.Определить экономичную

упаковку

6.Изготовить упаковку.

Объект исследования: Развертки упаковок

чая весом 50г «Пиала», «Ассам»,

«Куб», «Пиала новая».

Предмет исследования: Процесс использования

формул объема прямоугольного

параллелепипеда и площади

прямоугольника при решении

практической задачи.

Методы исследования: Эксперимент, анализ,

изготовление упаковки.

База исследования: Развертки упаковок для чая

«Пиала», «Ассам», «Куб»,

«Пиала новая».

Основная часть.

На уроках математики я узнал, что объем прямоугольного параллелепипеда и площадь прямоугольника, вычисляются по формулам V=abc, S=ab. Мне стало интересно, где можно в жизни это встретить. Я нашел вокруг себя разные предметы в форме прямоугольного параллелепипеда и решил проверить, сколько материала идет на изготовление, например, упаковок для чая или спичечных коробков. Я решил узнать, можно ли сэкономить расходный материал при изготовлении упаковок. Гипотеза: Если уменьшить расход материала за счет уменьшения размеров коробки, изменения формы, то получим экономию расходных материалов.

Исследование 1. Упаковка чая «Пиала», 50 г.

Размеры 5,4×3,6×7,7 (см) без учета припусков на швы.

V=149,7 .

=2(5,4×3,6 + 5,4×7,7 +3,6×7,7) = 177,48 ().

Если взять форму куба, имеющего такой же объем 149,7 , то сторона куба должна быть 5,31 см, тогда =169,1766 .

Исследование 2. Упаковка чая «Ассам», 50 г.

Размеры 4×6×7,5 (см) без учета припусков на швы.

V=180

=198

Если взять куб объемом 180 со стороной 5,646 см, то =191,236 .

Исследование 3. Подсчет площади припусков на швы приближенный.

«Пиала»

  1. 1,4×5,4×2

  2. 3,6×2,5×4

  3. 1,2×7,7

  4. итого 60,36

«Ассам»

  1. 6×1,5×2

  2. 4×2,7×4

  3. 7,5×1

  4. итого 68,7

«Пиала»-куб со стороной 5,3 см

  1. 5,3×1,4×2

  2. 5,3×2,5×4

  3. 5,3×1,2

  4. итого 74,2

«Ассам»-куб со стороной 5,6 см

  1. 5,6×1,5×2

  2. 5,6×2,5×4

  3. 5,6×1,2

  4. итого 79,52 .

Исследование 4. Сравнительный анализ полученных данных.

Таблица 1.

«Пиала»

«Ассам»

Вес чая, г

50

50

Объем упаковки,

150

180

Площадь без швов, .

177,48

198

Площадь швов, .

60,36

68,7

Площадь общая,

237,84

266,7

Таблица 2.

«Пиала»

Куб, 5,3

«Ассам»

Куб, 5,6

Вес, г

50

50

50

50

Объем,

150

150

180

180

Площадь без швов,

177,48

168,54

198

188,16

Площадь швов, .

60,36

74,2

68,7

79,52

Площадь общая,

237,84

242,74

266,7

267,68

Исследование 5. Насыпаем 50 г чая в мензурку с делениями и видим, что его объем составил 105.

Исследование 6. Уменьшим высоту коробки для чая «Пиала» на 0,5 см. Тогда размеры коробки станут 5,4×3,6×7,2 см, объем 140, площадь без швов 168,48, площадь швов 59,76, площадь общая 228,24.

Заключение

Подведем итог наших исследований, сравнив полученные данные.

Наши исследования показали, что

  1. более экономична коробка для чая «Пиала»

  2. форма куба дает экономию на площади без швов, но увеличивает расход материала на швы, в общем, идет перерасход материала

  3. можно уменьшить расход материала за счет уменьшения размеров коробки

  4. при уменьшении высоты коробки «Пиала» на 0,5 см расход материала уменьшается на 9,6 . При изготовлении 1 млн. коробок это составит 9600000 , что позволит изготовить дополнительно 42060 коробок.

Из соображений торговой эстетики, возможностей транспортировки, изготовления упаковок и других причин предприятия-изготовители идут на перерасход расходных материалов при изготовлении упаковок. Возможно, лишние затраты оплачивают покупатели, т.е. мы с вами.

Журнал научных исследований.

Этап

Сроки

Результат

1

Выбор темы

Сентябрь

Формирование научного аппарата

2

Исследование 1,2

Октябрь-ноябрь

Определение вывода

3

Исследование 3

Декабрь-январь

Определение вывода

4

Анализ исследований

Февраль

Оформление заключительной части

5

Оформление работы

Март

Оформленная научная работа согласно требованиям

6

Составление презентации

Апрель

Слайдовая презентация

Приложение

№1. Развертка упаковки для чая «Пиала», 50г.

№2. Развертка упаковки для чая «Ассам» , 50г.

№3. Развертка куба со стороной 5,5 см.

Используемая литература:

1.Т.А. Алдамуратова - Математика-5, Алматы, «Атамұра», 2001

2.Т.А. Алдамуратова, Т.С.Байшоланов-Математика-6

Алматы, «Атамұра»2006

3.М.Я. Выгодский –«Справочник по элементарной математике», Москва, «Наука», Главная редакция физико-математической литературы, 1979г.

Отзыв

В данной работе автор показал способ экономии расходного материала при изготовлении упаковок для чая весом 50 г.

На основании сделанных расчетов автор указал на упаковку для чая «Пиала» как более экономичную по сравнению с упаковкой для чая «Ассам».

Автор самостоятельно провел ряд исследований для проверки своих гипотез, сделал анализ полученных данных.

В результате проведенных исследований автор предлагает изготовленную им самим упаковку, выполненную на основе упаковки для чая «Пиала», подтверждая ее пригодность в использовании практическим путем.

Полученные автором результаты следует предложить для использования предприятиям-изготовителям.

Научный руководитель Волчек Н.В.

Руководитель НОУ Волотько Н.В.

Автор
Дата добавления 18.05.2017
Раздел Геометрия
Подраздел Научная работа
Просмотров494
Номер материала 4110
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.