Уроки математики / Конспект урока / Математика "Острые и тупые углы"

Математика "Острые и тупые углы"

Урок математики "Острые и тупые углы"

Цель  урока : научить различать  тупые , прямые,  острые   углы .

Задачи:

-обучающие:

1.Учить определять острые  и  тупые углы с помощью модели прямого угла.

-развивающие:

1.Формировать представление о плоских геометрических фигурах как части плоскости.

2. Продолжить работу по классификации геометрических фигур.

-воспитательные:

1.Воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока - введение новых знаний

Формы работы учащихся - парная, индивидуальная, фронтальная работа

Оборудование: круг с секторами, карточки с геометрическими фигурами, разноуровневые карточки, проволока, модели треугольников, стихи – напоминалки.

I Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Ученик читает стихотворение.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы важную закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

- Вот и мы сегодня на уроке продолжим развивать смекалку, волю, целеустремленность, накапливать знания, отрабатывать умения.

На уроке нам предстоит путешествовать по стране Математике. Перед вами маршрут нашего путешествия. На карте 6 секторов, 5 различных областей математики. Хотите их узнать? Тогда давайте откроем их по порядку. (Арифметика, геометрия, где мы познакомимся с новой темой, экология и математика, фольклор, логика.)

- Итак, в путь! (Открываем сектор “Арифметика»)

(Слайд 1.)
а)Игра “Математический баскетбол”.

 Баскетбол - командная спортивная игра, цель которой забросить руками мяч в подвешенную корзину.

- Любой из вас забьёт гол, если правильно решит пример. (Дети по цепочке решают примеры).

8+ 7 9 + 5 12 – 4 6 + 5 13 – 7 14 – 6 8 – 8 5 + 7 15 – 9 9 + 9

б) Решите задачу в общем виде.

На доске записаны два выражения. Какое выражение подойдет для решения задач А+В А-В
- На тарелке было А конфет, Маша съела В конфет. Сколько конфет осталось?
- Оля решила А задач по математике, Миша В задач. Сколько всего задач решили ребята?
- У Лены А карандашей, а у Оли В карандашей. На сколько карандашей у Лены больше, чем у Оли?
- В классе было А девочек, а мальчиков на В меньше. Сколько мальчиков было в классе?

в) Работа с карточками (изображение геометрических фигур)

- Что изображено на листочках? (плоские геометричеcкие фигуры)

Разделите их на группы, т.е. распределите с помощью цветных карандашей в «мешки».

Проверяем…

В первую группу выделили прямые. Назовите их. Докажите, что это прямые.

Во вторую группу выделили лучи. Назовите их. Докажите, что это лучи.

В третью группу выделили отрезки. Назовите их. Докажите.

В четвертую группу – угол.

II. «Открытие» учащимися нового знания

 (Слайд 2.)

1) - Тему урока вам подскажет кроссворд. Кроссворд “Геометрический”.

 1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).

2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).

3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).

4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).

 - Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол). (щелчок вылетают геометрические фигуры).

- Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока. (Сектор «Геометрия»)

- Ребята, а зачем мы будем изучать углы?

- Как вы думаете, вам эти знания пригодятся?

(Ответы детей)

 - Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.

Слайд 3-4.

Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

- Ребята, а может, кто-то знает, что такое угол? (выслушиваются мнения детей)

Правильность нашей формулировки, мы проверим чуть позже.

- Люди, каких профессий чаще всего встречаются с углами? (конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, архитектор, портной и т.д.)

- Ребята, а теперь от красных полей отступите одну клеточку и поставьте точку О. От этой точки проведите два луча.

На доске заранее нарисовать точку О (2). Вызваю 2 детей, чтобы они провели лучи на доске.

- Что за фигуры у нас получилась? (угол)

- Посмотрите, какие разные эти углы.

- Ребята, а теперь попробуйте дать определение углу.

Работа в парах.

(Вывод: угол - это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами

с общим началом).

- Ребята, а теперь посмотрите на фигуру, которую нарисовала я.

- Это угол, или нет.

(Дети говорят – нет, еще раз возвращаемся к правилу, после этого делаем вывод о том, что это тоже угол – развернутый)

Слайд 6. (вывод по углу)

Плакат на доске

Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда? (На доске чертеж таких углов)

 Ответы детей.

- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.

Чертёж на доске

Работа с текстом учебника в оранжевой рамке с.52.

III. Первичное закрепление.

Работа в парах. Задание №2

- Углы бывают разные. Перед вами различные виды углов.

- Как называется этот угол? (прямой) Как доказать что он действительно прямой?

- Как называются эти углы? (непрямые)

- Сегодня мы узнаем, как они называются.

IV. Формулирование нового знания.

(Слайд 7 - 9 )

Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник.

- Каким цветом выделен угол больше прямого? (Голубым).

- Меньше прямого? (Зелёным).

- Какой же угол из трёх предложенных прямой?

- Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике).

- Как же определить вид угла?

ВЫВОД:

Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике.

 - Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.

(На доске появляются таблички с названием углов)

Работа с текстом учебника в оранжевой рамке с. 53.

- Какой угол мы будем считать главным?

Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.

Если угол уже - ОСТРЫМ,
Если шире, то - ТУПЫМ.

V.Формулирование темы и целей урока.

VI. Физкультминутка.

Сколько здесь грибочков,

Столько приседаем.

Сколько здесь цветочков,

Руки поднимаем.

Поднимаем ручки,

Разгоняем тучки.

Ярче, солнышко, свети,

Хмурый дождик запрети.

Вот окончен дальний путь.

Можно сесть и отдохнуть.

VII. Применение новых знаний.

Самостоятельная работа.(Разноуровневые задания)

Карточка № 1.

1.Напиши названия углов

2.Распредили на группы углы:

Карточка № 2

Обведи все фигуры, для которых высказывание «Фигура имеет тупой угол» будет истинным.

Карточка № 3

4.Напиши названия острых, прямых и тупых углов

Острые углы: ___________________________________

Прямые углы:___________________________________

Тупые углы:____________________________________

VIII. Математика и фольклор. (Сектор «Математика и фольклор»)

- Творчество русского народа тесно связано с математикой. Народ с большим удовольствием использует слово угол в своих пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки вы нашли дома?

А теперь послушайте мои пословицы и поговорки.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Красна изба не углами, а пирогами.

Скажешь с уха на ухо, узнают с угла на угол.

Молотить - так с краю, а за стол - так в угол полез. 

IX. Математика и экология. (Сектор «Математика и экология»)

Решение задачи.(Решить разными способами).

Для проекта «Грибы брянского леса» дети сделали 12 муляжей грибов. 4 из них были грузди, 5 – лисички, а остальные – белые грибы. Сколько муляжей белых грибов сделали дети?

X. Логика. (Сектор «Логика»)

Дети разложили в коробки муляжи грибов, принесённых для создания уголка брянского леса. Узнайте, где какой гриб лежит, если все надписи на коробках ложные.

Здесь Здесь Здесь

груздь. сыроежки нет. подосиновик.

XI. Итог урока. Рефлексия.

На партах у вас проволока. Сделайте из нее прямой угол и проверьте с помощью угольника, затем сделайте острый и тупой.

(Слайд 10.)

- Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики?

Поднимите сигналы. Оцените свою работу на уроке.

XII. Домашнее задание. (Сектор «Д.з.»)

С. 53, №6, №7 – по желанию

Автор
Дата добавления 09.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров52
Номер материала 2550

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.