Похожие материалы
Уроки математики / Другое / Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование УУД на уроках в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование УУД на уроках в начальной школе"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №44

Обобщение опыта

по теме:

«Формирование УУД на уроках в начальной школе»

Выполнила учитель начальных классов

Жаринова Оксана Александровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наверное, каждый из учителей, готовясь к сегодняшнему педагогическому совету, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать? И я - не исключение

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно всех составляющих методической системы учителя.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Передо мной встала задача - понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и дополнительную литературу, я определила для себя, что один из важных моментов реализации ФГОС - это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что составить урок по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у обучающихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:

- умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,

- и, с другой стороны, совокупность способов действия ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Для себя сделала вывод, что необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков обучающихся, но и как процесс развития личности. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования.

Свою работу я разделила на этапы:

1 этап. Теоретический

Формирование УУД должно проходить в соответствии с образовательной программой НОО.

У младшего школьника формируются новые социальные роли, он приобретает опыт разнообразной деятельности, где особое место отведено практическому изучению объектов окружающего мира, применению приобретенных умений в реальных жизненных условиях, а также и на уроке. Такая координация предметов дает увидеть учителю отдельные предметы как части единого образовательного пространства, а ученику - переносить знания и умения, сформированные в рамках одного предмета, на решение задач другого учебного предмета.

2 этап . Исследование и диагностика

В целях изучения готовности обучающихся 1- х классов к школьному обучению, в сентябре 2012 года, педагогом- психологом МБОУ СОШ №44 Миллер Юлии Сергеевной были проведены психодиагностические исследования по адаптации детей к учебному процессу, а я провела диагностику УУД обучающихся.

Целью этих исследований было -определение готовности детей к школьному обучению и сформированность УУД обучающихся.

(слайд)

Результаты адаптации и сформированности УУД обучающихся

1в класса на начало учебного года (сентябрь):

Сформированность УУД:

Личностные УУД– анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: выявление нравственных представлений учеников.

Методика "Рисование по точкам".

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.

Коммуникативные УУД – методика «Рукавички».

Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Таблица 1.

Личностные

Регуля-

тивные

Познава-

тельные

Коммуни

кативные

Мотивация

Нравств. представл.

1

1

средний

средний

высокий

средний

2

3

средний

средний

средний

средний

3

1

высокий

высокий

высокий

высокий

4

1

высокий

высокий

высокий

высокий

5

2

средний

средний

средний

средний

6

2

высокий

высокий

высокий

средний

7

2

средний

средний

средний

низкий

8

1

средний

высокий

высокий

средний

9

1

высокий

высокий

высокий

высокий

10

2

средний

средний

низкий

средний

11

3

средний

средний

средний

средний

12

1

высокий

средний

высокий

высокий

13

3

средний

средний

средний

низкий

14

3

средний

средний

низкий

низкий

15

4

средний

средний

средний

средний

16

1

высокий

высокий

высокий

средний

17

3

средний

низкий

низкий

низкий

18

2

средний

средний

средний

средний

19

3

высокий

низкий

низкий

средний

20

2

высокий

высокий

высокий

высокий

21

2

средний

средний

средний

средний

22

2

высокий

высокий

средний

средний

23

1

высокий

высокий

высокий

высокий

24

2

средний

средний

низкий

средний

25

2

средний

низкий

средний

средний

26

4

высокий

средний

высокий

высокий

27

1

средний

средний

средний

низкий

28

2

средний

низкий

низкий

низкий

29

3

средний

средний

средний

средний

30

2

высокий

высокий

высокий

высокий

I – 35%

II – 35%

III –26%

IV – 4%

V – -

В – 40%

С – 60%

Н –0%

В – 33,3%

С – 56,7%

Н – 10%

В – 40%

С – 43,4%

Н – 16,6%

В – 26,6%

С – 53,4%

Н – 20%

Из таблицы видно, что у детей на начальном этапе, относительно хорошо сформированы познавательные УУД. На низком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные УУД.

УУД у обучающихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого обучающегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.

Готовность детей к школьному обучению.

В целях изучения готовности обучающихся 1- х классов к школьному обучению, в сентябре 2012 года были проведены психодиагностические исследования.

Методика: ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасика.

Результаты проведенного исследования: (слайд)

№ П/П

класс

Высокий уровень

готовности

Средний уровень

готовности

Ниже среднего

готовности

Низкий уровень

готовности

1

1 "В"

21 (70%)

8 (26,6%)

1 (3,3%)

-

Все три задания графического теста направлены на определение сформированности функций: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности, уровень волевой организации ребенка. Задания теста дают также представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации.

В результате проведенного исследования 70 % обучающихся имеют высокий зрелый уровень психомоторного развития; 26,6% учащихся имеют средний уровень готовности- "зреющий " уровень психомоторного развития, что является благоприятным прогнозом; 3,3 % то есть 1ученик имеет уровень готовности к школе ниже среднего и нуждается в дополнительных занятиях, 0% обучающихся не имеют незрелый уровень по психомоторному развитию и низкий уровень готовности к школе.

На основании результатов диагностики, я поняла, что процесс обучения надо выстроить не как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности и адаптации обучающего к новым условиям.

3этап. Практический

Для формирования УУД свои уроки я стала планировать на основе деятельностного подхода, где прописываю методы и пути формирования УУД на всех его этапах.

Для того чтобы увидеть деятельность обучающихся на каждом этапе урока и определить уровень сформированности универсальных учебных действий, я использую таблицу «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД» (слайд)

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, презентация

Проектная деятельность,

задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные,

Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные,

Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Приведу некоторые примеры по формированию УУД. Для того, чтобы формировать личностные УУД, каждый урок начинаю с коротеньких стишков, которые дают положительный настрой на урок. Например:

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать! (слайд видео 3 класс окружающий мир)

Также, чтобы провести мотивацию к учебной деятельности, можно сказать детям, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Младшие школьники очень любят различные соревнования, поэтому на этапе самоопределения частенько договариваемся с детьми о правилах в соревнованиях.

И на этапе рефлексии, (подведение итога урока), очень важно направить детей на осознание того, что ребенок смог справиться с определенным количеством заданий, некоторые вызвали затруднения, но эти затруднения уйдут, если дома потренироваться.

На уроках чтения стараюсь после каждого прочитанного произведения высказать свое отношение к произведению.

Для этого использую такие словососчетания: (слайд)

Я почувствовал (а)...

Я увидел (а)...

Я улыбнулся (ась)...

Я вспомнил (а)...

Мне стало грустно...

Я бы продолжил (а) написанное так...

Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так...

Это произведение напомнило мне случай из моей жизни...

Будущее героев я представляю...

Произведение вызвало у меня чувства...

Для развития регулятивных УУД, при объявлении целей урока и темы, задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач. Это возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создать проблемную ситуацию для определения обучающимися границ знания- незнания.

Например, на уроке окружающий мир:

Сейчас послушайте звуковой фрагмент  и подумайте над вопросами: кто ведет разговор, и о чем он?

Ребята, мы стали с вами свидетелями разговора. Кто по вашему является его участниками? (слайд с видеоурока)

Найдутся дети, которые смогут ответить на данный вопрос. Они начнут рассказывать об этом.

На этом этапе ребята учатся слышать и слушать друг друга, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. По завершении беседы- дискуссии, приходим к выводу, что мы еще чего- то не знаем, и ребята сами проговаривают, чем они сегодня будут заниматься на уроке, с чем познакомятся. (слайд с урока планирование своей деятельности)

Регулятивные УУД развиваю при обучении оценивая устных ответов. Так, предлагаю ребятам высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или рисунка, выполненного на уроке ИЗО. При этом, объясняю детям, что в первую очередь надо отметить то, что получилось. В результате такой деятельности обучающиеся приучаются объективно оценивать ответ. Практически ежеурочно применяю такую форму работы, как взаимопроверка и взаимооценивание. При этом обязательно заранее оговариваем нормы и критерии оценивания. Этап рефлексии способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке.

Познавательные УУД развиваются на каждом этапе урока. Для этого предлагаю ученикам ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым.

Предлагаю самим найти путь решения возникших затруднений. Обязательным приемом считаю дать возможность ребятам самостоятельно выбрать задания из предложенных. Регулярно провожу дидактические игры. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Эти игры способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Очень часто на уроках математики, русского языка использую схемы- опоры для решения различных видов задач, символы, алгоритмы.

Регулярно провожу различные конкурсы и викторины по учебным предметам на выявление общего кругозора. Дети регулярно участвуют в олимпиадах как муниципального характера так и всероссийского.

(слайд о результатах участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня)

2013-2014

Всероссийская олимпиада по математике

1, 2 и 3 места в школе Лондарева Арина, Климанов Евгений, Бузанов Игорь.

2014-2015

Всероссийская олимпиада по математике

2 и 3 место по математике в 2014-2015 году Бебишев Лев, Чувашова Лиза.

2014-2015

Всероссийская олимпиада по русскому языку

1 место Голотвин Кирилл, Бузанов Игорь,2 место Кузнецова Ирма, Кудаева Арина в РФ

2014-2015

Всероссийская олимпиада по математике

Голотвин Кирилл 3 место, Бузанов Игорь, Кудаева Арина 2 место в РФ

2014-2015

2015-2016

Городская олимпиада по экологии

1 место БузановИгорь

2014-2015

Всероссийская олимпиада по окружающему миру

2 и 3 место в РФ

2014-2015

Городской дистанционный конкурс «Загадки воды» в рамках городской акции «Вода и жизнь»

1, 2 и 3 место. Приказ управления образования от 03.02.2015 № 53

2014-2015

Олимпиада по русскому языку 2014

Всероссийский

1 место Голотвин Кирилл, Бузанов Игорь,2 место Кузнецова Ирма, Кудаева Арина по русскому языку

2014-2015

Олимпиада по физической культуре «Мир спорта» для школьников 2-4 классов

Всероссийский

3 место Голотвин Кирилл, Шевцова Мария, Климанов Евгений

2014-2015

Олимпиада по математике 2014

Всероссийский

Голотвин Кирилл 3 место, Бузанов Игорь, Кудаева Арина 2 место

2014-2015

Всероссийская олимпиада по литературному чтению «Жемчужина народной мудрости»

Всероссийский

1 место Голотвина Мария, Голотвин Кирилл

2014-2015

Всероссийский метапредметный конкурс для школьников «Самый умный третьеклассник»

Всероссийский

1 место Голотвин Кирилл, Голотвина Мария

2014-2015

Всероссийская олимпиада по окружающему миру «Хочу всё знать»

Всероссийский

2 место Лондарева Арина, 3 место Чувашова Елизавета, Панфёрова Елизавета

Для развития коммуникативных УУД использую работу в парах или группах для того, чтобы обучить детей сотрудничеству. В первом классе я показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я активно включаю каждого ученика в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В такой совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности. На уроках литературного чтения очень часто пересказываем тексты в ролях. Такое творческое задание заставляет ребенка действовать сообща, контролировать действия друг друга.

Я рассказала только небольшую часть приемов и методов работы над формированием УУД. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

В целях изучения динамики роста формирования УУД первоклассников, в мае 2012 года мной как классным руководителем проведены повторные исследования с использованием тех же методик, что и в начале года.

Анализируя полученные данные, стало видно, что многие обучающиеся становятся более коммуникабельными, у них появляется мотивация к школьной жизни, развивается интерес к учебе. Исходя из данных результатов, я имею возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.

Для достижения целей и задач на уроках и во внеурочной деятельности на своих уроках воспитываю толерантность, уважительное отношение друг к другу. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделенным вниманием, чтобы каждый ребенок мог ответить, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь.

Участвует в мероприятиях по распространению опыта практических результатов профессиональной деятельности в сети интернет, учительских сетевых сообществах.

Информация о внесении педагогического опыта в банк данных инновационного педагогического опыта

Уровень

Тема педагогического опыта

Номер и дата документа о внесении опыта в соответствующий банк данных

общероссийский

Конспект урока по русскому языку УМК «Школа 2100» в интернет-проекте «Копилка уроков –сайт для учителей»

http://kopilkaurokov.ru/profile 138743

общероссийский

Методики для внутришкольной диагностики для 2 класса в интернет-проекте «Копилка уроков –сайт для учителей»

http://kopilkaurokov.ru/profile 138765

общероссийский

Рабочие программы по предметам для УМК «Школа 2100», «Школа России»

http://www.proshkolu.ru/user/zharinovaoks/folder/

всероссийский

Всероссийская педагогическая видеоконференция по теме: «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта как личный вклад учителя в повышение качества образования»

Обмен опытом. (свидетельства о публикации)

Имею в наличии научно-методические публикации по проблемам образования и воспитания обучающихся, имеющих соответствующий гриф и выходные данные ан различных сайтах сети интернет.

Успех в учебе- это основа взаимопонимания между учителем и учеником. Этому правилу я следую неизменно.

Автор
Дата добавления 14.04.2017
Раздел Начальная
Подраздел Другое
Просмотров471
Номер материала 3653
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.