Уроки математики / Статья / Организация текстовой деятельности на уроках математики.

Организация текстовой деятельности на уроках математики.

Организация текстовой деятельности учащихся

на уроках математики

Лезина Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №10»

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющей интеллектуального развития школьников. Начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций. Математика имеет существенное преимущество перед другими школьными предметами в том, что она с помощью задач на каждом уроке может касаться самых разнообразных явлений природы и окружающей жизни. Организация текстовой деятельности учащихся на уроках математики включает в себя компетентностно - ориентированные задания, направленные на понимание математических текстов, математической терминологии. Ученики в деятельностном режиме решают задачи, выполняют действия по обработке, преобразованию информации, учатся рефлексировать, оценивать свой результат.

Задания, применяемые на уроках математики, направленные на развитие текстовой компетентности. В зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель, данные задания можно применять на разных этапах урока.

  • Задание «Что лишнее»

Предлагается ассоциативный ряд. Учащиеся наодят лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения терминологией. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.

  1. Квадрат, прямоугольник, шар, треугольник.

  2. Прямая, отрезок, луч, квадрат, ломаная.

  3. Уменьшаемое, множитель, масса, сумма.

  4. Килограмм, длина, дециметр, литр, сантиметр.

Текст «Счёт у первобытных людей».

Считать люди научились еще в незапамятные времена. Сначала они различали просто один или много предметов. Прошли сотни лет, прежде чем появилось число 2. Счет парами оказался очень удобен, и не случайно у некоторых племен Австралии и Полинезии до последнего времени были только два числительных: один и два, а все числа больше двух получали название в виде сочетания этих двух числительных. Например: три - «один, два»; четыре - «два, два»; пять - «два, два, один». Позже появились особые названия для чисел. Сначала для небольших чисел, а потом для всё больших и больших. Число - одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения. Пальцы всегда при нас, то и считать стали по пальцам. Таким образом, наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. Запоминать большие числа было трудно, и поэтому кроме пальцев рук и ног «задействовались» другие «приспособления». Например, перуанцы использовали для этого разноцветные шнурки с завязанными на них узлами. Веревочные счеты с узелками были в ходу в России, а также во многих странах Европы. До сих пор иногда завязывают узелки на носовых платках на память.

Засечки на палочках применяли в торговых сделках. Палочки после окончания расчетов разламывали пополам, одну половинку брал кредитор, а другую - должник. Половинка играла роль «квитанции». В деревнях использовали счеты в виде зарубок на палках.

  • «Ключевые слова».

Предлагается составить словарик ключевых слов по теме урока. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

  • «Продуктивные задания».

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект кластер, синквейн по теме. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке.

Приведём примеры синквейнов, составленные учащимися.

Синквейн «Задача».

  1. Задача.

  2. Простая, составная.

  3. Читаем, рассуждаем, решаем.

  4. «Задающая проблемный вопрос».

  5. Математический текст.

Синквейн «Треугольник»

  1. Треугольник.

  2. Равносторонний, равнобедренный.

  3. Чертим, строим, измеряем.

  4. Геометрическая фигура.

  5. Три угла.

Синквейн «Уравнение»

  1. Уравнение.

  2. Простое, сложное.

  3. Решаем, проверяем, находим (корень).

  4. Равенство с переменной.

  5. Равенство.

Синквейн «Слагаемое».

  1. Слагаемое.

  2. Первое, второе.

  3. Находим, меняем, складываем.

  4. Компонент действия.

  5. Число.

Приведём пример кластера, составленный учащимися.

Кластер «Треугольник»

_s1082

_s1091_s1096

_s1082_s1082_s1082_s1082_s1082_s1082

К_s1082ластер «Геометрические фигуры»

_s1082_s1082

_s1082_s1082

_s1082_s1082

_s1082_s1082

_s1082_s1082

_s1082_s1082

Кластер «Дерево возможностей».

Сколько вариантов можно составить, если в гардеробе имеются белая и синяя юбка, красная, жёлтая, голубая и зелёная блузка?

Рассмотренные приёмы работы с математической информацией ориентированы на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике. Реализуют деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск и помогающий не только обеспечить высокий уровень математической подготовки, но и сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые в жизненных ситуациях. Математика позволяет воспитать ребёнка образованным человеком, адаптированным к современным условиям и требованиям жизни.

Библиографический список

  • Петерсон Л.Г, Методические рекомендации к учебнику «Учусь учиться».М., 2011.

  • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. М., 2007.

  • Шмелёва Т.В. Текст как объект изучения в школе: Учеб.-метод. пособие. В.Новгород, 2005.

Автор
Дата добавления 23.04.2017
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров681
Номер материала 3818
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.