Уроки математики / Рабочая программа / Программа интеллектуального клуба «Олимпик».

Программа интеллектуального клуба «Олимпик».

Пояснительная записка

Программа интеллектуального клуба «Олимпик». Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений обучающихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание клуба «Олимпик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика клуба.

Клуб «Олимпик» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий обучающиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить обучающегося рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Клуб «Олимпик» учитывает возрастные особенности обучающихся и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним обучающимся «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место клуба в учебном плане.

Во 2 – 5 классах программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание клуба отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы обучающихся, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного клуба являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения клуба «Олимпик».

Личностными результатами изучения данного клуба являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).

- ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

- Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематическое планирование 2 класс 1 год обучения

раздел

Количество часов

1

Математика – это интересно

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

3

Путешествие точки.

1

4

Игры с кубиками.

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

Игра- соревнование «Веселый счёт»

1

10

Игры с кубиками.

1

11-12

ЛЕГО- конструкторы.

2

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15-16

«Спичечный» конструктор

2

17

Задачи-смекалки.

1

18

Прятки с фигурами

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21-22

Математическая карусель.

2

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты.

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

26

Игры с кубиками.

1

27

Математическое путешествие.

1

28

Математические игры

1

29

Секреты задач

1

30

Математическая карусель.

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

Математическая олимпиада онлайн

1

Тематическое планирование

2 класс (1 год обучения)

п/п

Тема

Содержание

1

Математика – это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9

Игра- соревнование

«Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11-

12

ЛЕГО- конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Вычитание в пределах 10».

15-

16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6

19

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

20

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21-

22

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

25

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

«Вычитание в пределах 20».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

п/п

Тема-тический раздел

теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

количество часов

ууд

дата

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

план

факт

1

Математика – это интересно

Знакомство с режимом работы клуба. Правила поведения во время занятий.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

1

формирование ориентировки на нравственное содержание поступков и событий

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

различие допустимых и недопустимых форм поведения

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

Знакомство с головоломкой, знакомство с принципом выполнения заданий.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

1

формирование умений устанавли-вать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

3

Путешествие точки.

Знакомство с понятиями «вверх», «вниз», «влево», «влево», «вперед», «назад», понятием алгоритма

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с задан-ной последователь-ностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

1

формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

проговаривать последовательность своих действий

4

Игры с кубиками.

Сложение в пределах 10, понятие «грани» кубика.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

5

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с за-данным разбие-нием на части; с частично за-данным разбие-нием на части; без заданного разбиения. Составление картинки, пред-ставленной в уменьшенном масштабе.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

умение самостоятельно оценивать правильность своих действий

6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

построение отрезка заданной длины, измерение длины отрезка.

1

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт

умение аргументиро-вать свои предложения, убеждать, уступать

различие допусти-мых и недопустимых форм поведения

7

Праздник числа 10

Состав чисел первого десятка.

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

формирование способности к самоорганизации

перерабатывать полученную информацию

умение зада-вать вопросы, необходимые для организа-ции своей деятельности

умение корректировать способ действий

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Понятие много-угольника, по-нятие масшта-ба, принцип составления многоугольни-ков с заданным разбиением на части; с частич-но заданным разбиением на части; без за-данного раз-биения, состав-ления много-угольников, представлен-ных в умень-шенном масштабе.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

9

Игра- соревнование

«Веселый счёт»

Счет до 20.

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение формулировать собственную позицию

умение адекватно принимать оценку учителя и одноклас-сников

10

Игры с кубиками.

Счет в пределах первого десятка.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог

умение проговари-вать пос-ледовательность своих действий

11

ЛЕГО- конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

Выполнение постройки по собственному замыслу.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

12

ЛЕГО- конструкторы.

Выполнение постройки по собственному замыслу.

1

13

Весёлая геометрия

Понятия «геометрия», «геометрические фигуры».

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

развивать геометрическое воображение и мышление

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение определять промежуточные цели с учетом конечного результата

14

Математические игры

Понятие пирамиды, сложение и вычитание в пределах 10.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Вычитание в пределах 10».

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

15

«Спичечный» конструктор

Принцип построения конструкции по заданному образцу

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение выражать собственное мнение

умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

формирование способности к самоорганизации

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение аргу-ментировать свою точку зрения

умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

18

Прятки с фигурами

Понятие треугольника, прямоугольни-ка, квадрата, окружности

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

1

формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

умение зада-вать вопросы, необходимые для организа-ции своей деятельности

умение работать по предложенному плану

19

Математические игры

Сложение и вычитание в пределах 20.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

1

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

20

Числовые головоломки

Понятие числовых головоломок, «судоку», принцип заполнения числового кроссворда.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

21

Математическая карусель.

Принцип сбор-ки конструкции по чертежу, описанию, принцип реше-ния математи-ческих головоломок.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

1

формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их

умение слушать и слышать друг друга

умение планировать свою деятельность

22

Математическая карусель.

Принцип сборки конструкции по чертежу, описанию, принцип решения математических головоломок.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

1

формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь планировать, определять последовательность своих действий для достижения результата

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

формирование реф-лексивной самооцен-ки своих возможностей само-управления

23

Уголки

Понятие «угла».

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

1

формирование умения устанавливать . с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь выделять закономерности

умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

умение работать по предложенному плану

24

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь выделять и сравнивать способы решения задачи

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение корректировать способ действий

25

Конструирование фигур из деталей танграма

Принцип составления многоугольников с заданным разбиением на части; с частич-но заданным разбиением на части; без за-данного раз-биения, состав-ления много-угольников, представлен-ных в уменьшенном масштабе.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию

умение планировать свою деятельность

26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

уметь выделять закономерности

умение выражать собственное мнение

формирование реф-лексивной самооценки своих возможностей самоуправ-ления

27

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме

умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

28

Математические игры

Правила игр «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение устанавливать в группе рабочие отношения, эффективно и результативно сотрудничать

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог, интересоваться чужим мнением

30

Математическая карусель.

Принцип сборки конструкции по чертежу, описанию, принцип решения математических головоломок.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

31

Числовые головоломки

Принцип заполнения числового кроссворда.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

формирование способности к самоорганизации

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

32

Математические игры

Сложение и вычитание в пределах 20.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

«Вычитание в пределах 20».

1

формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование

умение обсуждать результаты своей деятельности

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения клуба «Олимпик».

Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.

Материально – техническое обеспечение

  1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

  2. Комплекты карточек с числами:

0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.

  2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).

  3. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

  4. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Литература

1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).

2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.

3. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.

4. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Автор
Дата добавления 21.03.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров1775
Номер материала 3460
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.