Уроки математики / Другое / Программа по внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности экологического клуба

Составитель: Шевцова J1.H.

воспитатель ГПД

с. Кемля 2016

ПОЧЕМУЧКА”(ФГОС) для 4 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности

С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Почемучка».

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Формы проведения занятий – экскурсии, игры, беседы-встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.

Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, истории. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого- либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель программы: создание условий для расширения эстетических, интеллектуальных возможностей обучающихся средствами игровой

деятельности.

  • создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта,

  • формирования принимаемой обществом системы ценностей,

  • создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время,

  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,

  • развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи:

  1. Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

  2. Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  3. Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

  4. Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

  5. Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность

  • учёт возрастных особенностей

  • сочетание игровых видов деятельности -психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно- выработанным правилам; ролевая игра).

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Программа «Почемучка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке,

развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательная и игровая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Объем: Программа рассчитана на 68 часов и предполагает проведение 2 занятия в неделю, которые состоят из теоретической и практической(игровой) части. Срок реализации 1 год. Программа предназначена для детей 9-10 лет.

Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

п/п

Темы

Общее

количество

часов

Дата проведения

Факт.

По плану

Раздел 1 « Прошлое Земли» (11 часов)

1.

Прошлое Земли «Тайны нашей планеты». Фильм из серии ВВС

1

2.

Жили - были динозавры. Почему динозавров так называют?

1

3.

Просмотр фильма « Эра динозавров» из серии ВВС

1

4.

Жизнь первобытных людей. Кто такие пещерные люди?

1

5.

По следам эволюции человека. Почему век называют « каменный?»

1

6.

Золотой век пиратства.

1

7.

Времена фараонов и пирамид. Фильм из серии ВВС

2

8.

Путешествие в страну великанов

1

9.

Первая математика. Появление первых чисел. Просмотр фильма.

2

Раздел 2 « Моя Вселенная» (10 часов)

1.

Звездное небо над тобой. Какой цвет у звезд? Звезды в созвездиях.

1

2.

Почему называется путь « Млечным»

1

3.

Земля и луна. Есть ли жизнь на луне?

1

4.

Что мы знаем о солнце?

1

5.

Что значит слово « космос»?

1

6.

Покорение космоса. Человек и собаки в космосе.

Сказки о звездном небе.

1

7.

Галактика и небесные тела.

1

8.

Творческая работа «Мы маленькие космонавты». Рисунки.

1

9.

Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь!

1

10.

Итоговое занятие

1

Раздел 3 «Эти забавные животные» (20 ч )

1

Увлекательная зоология. О чем она?

1

2

Могут ли животные думать? Просмотр фильма из серии ВВС

1

3

Как правильно общаться с кошками.

1

4

Дикая Антарктика. История птиц мечтающих стать рыбой. Фильм из серии ВВС

1

5

Тропою дикой кошки. Амурский тигр.

2

6

Тропою дикой кошки. Король лев. Фильм из серии ВВС

1

7

Орел- царь неба. Просмотр познавательного фильма

1

8

По следам пумы.

1

9

Что мы знаем о хомяке.

1

10

Полярный медведь. Почему медведь не мерзнет? Просмотр фильма из серии ВВС

1

11

Жизнь и повадки ежа

1

12

Санитар леса- муравей. Фильм из серии ВВС

1

13

Мир удивительных лягушек. Что мы о них знаем?

1

14

Кто такие корабли пустыне?

1

Раздел 5 « Моя Родина» (14 ч)

1

Откуда пошла земля Русская!

1

2

Моя Родина – Россия!

1

3

Великие русские полководцы

2

4

Древняя письменность

1

5

Возникновение славянской письменности

1

6

Тайна славянской азбуки

1

7

Первые печатные книги

1

8

Московский Кремль

1

9

Города России. Происхождение названий.

2

10

История Царской семьи. Просмотр исторического фильма.

2

11

Итоговое занятие

1

Раздел «Загадки природы» (11ч)

1

Вводное занятие. Что изучает экология. Принятие в юные экологи

1

2

Секреты растений. Экскурсия.

1

3

Викторина «Природа вокруг нас»

1

4

Чудеса животного мира. Кроссворды, викторины о животных.

1

5

Человек – часть природы. Акция “Что можешь сделать ты, чтобы сохранить красоту природы?”

1

6

Экологическая акция « Пернатые друзья».

1

7

Конкурс рисунков «Очень страшная сказка». Деятельность человека.

1

8

Красная книга. Способ защиты редких видов животных и растений

1

9

Редкие и исчезающие виды растений и животных России

1

10

Реки и озера. Жизнь у рек и озер

1

11

Трудовой десант. Уборка пришкольной территории

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Почемучка» можно считать следующие:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении по средствам игры;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Рабочая программа по внеурочной деятельности экологического клуба

«ПОЧЕМУЧКА»(ФГОС)

для з класса


Составитель: Шевцова Л.H.


воспитатель ГПД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Почемучка».

Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель программы: создание условий для расширения эстетических,

интеллектуальных возможностей обучающихся средствами игровой деятельности.

Задачи:

  1. Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

  2. Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  3. Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

  4. Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

  5. Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность

  • учёт возрастных особенностей

  • сочетание игровых видов деятельности

  • психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно- выработанным правилам; ролевая игра).

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Программа «Почемучка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке,

развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно

участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать

обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на

любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам

«Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Объем: Программа рассчитана на 68 часов и предполагает проведение 2 занятия в неделю, которые состоят из теоретической и практической(игровой) части. Срок реализации 1 год. Программа предназначена для детей 9-10 лет. Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

п/п

Кол- во

часов

Дата проведения

Факт.

По плану

Раздел 1. “Загадки природы ” (20 ч)

1

Вводное занятие. Я и мир вокруг меня. Что изучает экология.

1

2-3

Секреты растений. Экскурсия. Викторина “Природа вокруг нас”

2

4

Чудеса животного мира.

Кроссворды, викторины о животных.

2

5

Игровое занятие « Волшебница осень»

1

6

Почему книга называется « красная»

1

7

Редкие виды растений России, занесенные в красную книгу

Красную книгу

1

8

Редкие виды животных России, занесенные в Красную книгу

1

9

Прошлое Земли. Ископаемые останки древнего мира. Археология

2

10

Если бы динозавры могли разговаривать. Просмотр фильма из серии ВВС

2

11-13

Загадки обычных животных. Есть ли у кошки характер. Почему собаку называют « Друг человека»?

3

14-15

Творческая работа детей. « Мой маленький друг»

2

16

КВН « Времена года»

1

17

Итоговое занятие. Экскурсия в парк

1

Раздел 2.

« Моя Вселенная» (13ч)

1

Звездное небо над тобой. Звезды в созвездиях.

1

2

Почему называется путь « Млечным»

1

3

Галактика

1

4

Покорение космоса.

1

5

Земля и луна . Есть ли жизнь на луне?

1

6

Что мы знаем о солнце?

1

7

Творческая работа « Мы маленькие космонавты»

1

8

Галактика и небесные тела. Где живут инопланетяне?

1

9

Почему день сменяется ночью.

1

10

КВН « Времена года»

1

11

Человек часть природы. Акция « Берегите природу» .

1

12

Итоговое занятие « Моя вселенная»

1

13

Викторина « Занимательная география»

1

Раздел 3.

« Моя родословная» (17ч)

1

Вводное занятие. О чем рассказывает генеалогия?

1

2

Кто я? Где живу? Рассказ о себе

1

3-4

«Дорожите именем своим!» Тайны наших имён.

2

5-6

Моя фамилия (исследовательская работа детей)

2

7

«Лента времени » моей жизни (важные события в жизни моей семьи).

1

8

Папа в доме и дом исправен. Составление рассказа о папе

1

9

Моя мама самая хорошая, дорогая самая. Составление рассказа о маме

1

10

Мои дедушка и бабушка. Их ближайшие родственники.

1

11

Беседа «Мои братья и сёстры».

1

12

Практическое занятие (рисунки семьи)

1

13-14

Что мы знаем о традициях (исследовательская работа детей)

2

15

Мир семейных увлечений.

1

16-17

Составление родословной семьи. Итоговое занятие

2

Раздел 4

«Я маленький гражданин » (19 ч)

1-2

Что такое Родина? Знакомство с государственными символами России и нашей республики.

2

3

Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе

1

4

Игра на сплочение « Мой класс, мои друзья»

1

5

Беседа « Твой внешний вид»

1

6

Наша страна Россия. Путешествие по страницам истории.

1

7

Что значит быть хорошим сыном, дочерью. Беседа и чтение рассказа « Сорная трава»

1

8

«Только добротой сердец» беседа о добре

1

9

Что такое хорошо, что такое плохо? Беседа

1

10

Беседа « Семь наших «Я» Научись смотреть на себя со стороны»

1

11

Наша республика. Беседа с элементами викторины

1

12

Беседа о доброжелательности и равнодушии

1

13

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» конкурс рисунков

1

14

Уважения достойны. Беседа о пожилых людях

1

15

Как поступить правильно? Беседа с элементами игры

1

16

Дискуссия «Помогаем душе расти» .Просмотр презентации

1

17

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеева « Что легче»

1

18

Учимся делать добрые дела. Беседа с просмотром презентации

1

19

Итоговое занятие . Игра « Дружба крепкая очень нам нужна»

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Почемучка» можно считать следующие:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении по средствам игры;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы.

В их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок:

  • проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении

  • различных задач, принимать на себя ответственность за результаты. своих действий;

-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Автор
Дата добавления 17.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Другое
Просмотров811
Номер материала 2759
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.