Уроки математики / Рабочая программа / Программа по внеурочной деятельности "Решайка"

Программа по внеурочной деятельности "Решайка"

Пояснительная записка

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться уже в начальной школе. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение таких задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, дети учатся думать.

Работа с детьми на уроках математики и во внеурочное время ставит учителя перед фактом, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности. Всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активное, самостоятельное и творческое мышление. Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития.

Занятия должны обеспечивать расширение спектра умений и знаний учащихся по математике; создавать условия для овладения способами и методами решения нестандартных задач; нахождение и составление рациональных способов их решения; формировать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

Программа по внеурочной деятельности составлена на основе УМК «Перспектива», предмет «Математика», авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова и на основе курса «Юным умникам и умницам» О. А. Холодовой. Данная программа реализуется как на уроках математики, так и во внеурочное время.

Цели программы:

  • целенаправленная подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по предмету;

  • расширение сферы математических знаний у учащихся;

  • развитие логического мышления у учащихся;

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • дальнейшее развитие их математических способностей, направленных на применение математических методов в различных отраслях науки и техники.

Задачи программы:

  • формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач;

  • знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;

  • организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;

  • создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.

Программа по внеурочной деятельности «Решайка» направлена на развитие логического мышления учащихся, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Задачи собраны из разных источников, для решения которых необходимы знания, полученных в ходе изучения математики в начальных классах.

При реализации данной программы ребята будут более успешно решать задачи творческого поискового характера. Урочная деятельность дополняется внеурочной работой. Программа по внеурочной деятельности «Решайка» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Общая характеристика

Программа по внеурочной деятельности «Решайка» входит и во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа по внеурочной деятельности «Решайка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия: передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, игровой. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Ожидаемые результаты:

1. Успешное освоение УМК «Перспектива» 2 класс, предмет «Математика» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова.

2. Активное участие во Всероссийских олимпиадах по математике на различных сайтах.

3. Участие в мероприятиях по математике разного уровня.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

/Урочная деятельность/

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» . Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», «Часы», «Весы».

/Внеурочная деятельность/

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового

кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

/Урочная деятельность/

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых

чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и

оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

/Внеурочная деятельность/

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач Всероссийского конкурса «Вот задачка».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи.

/Урочная деятельность/

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

/Внеурочная деятельность/

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель».

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,

указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в

исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,

пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

Планируемые результаты освоения программы «Решайка»

В ходе реализации программы «Решайка» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

  • активное участие во Всероссийских олимпиадах по математике на различных сайтах и участие в мероприятиях по математике разного уровня.

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами  являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения:

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами  являются формирование следующих умений.

Обучающиеся должны знать:

  • основные виды логических задач;

  • способы решения популярных логических задач;

  • основные свойства делимости чисел;

  • способы решения текстовых задач.

Обучающиеся должны уметь:

  • решать разного вида текстовые задачи;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи на разрезание и склеивание;

  • составлять и решать задачи со спичками;

  • решать задачи на взвешивание;

  • решать задачи на закономерности;

  • уметь разгадывать шифры и ребусы.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы занятий

Кол – во час

Содержание занятий

1

Удивительная снежинка

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

2

Крестики - нолики

1

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение и вычитание в пределах 20)

3

Математические игры

1

Числа от 1 до 100. игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20».

4

Прятки с фигурами.

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5 - 6

Секреты задач.

2

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

7

«Спичечный» конструктор.

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

8

«Спичечный» конструктор.

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

9

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

10

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

11 - 12

«Шаг в будущее»

2

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»

13

Геометрия вокруг нас

Путешествие точки.

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Построение геометрической фигуры(на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов(по алгоритму). Проверка работы.

14

«Шаг в будущее».

1

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы». ». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»

15

Тайны окружности.

1

Окружность . Радиус (центр окружности). Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля.

16

Математическое путешествие.

«Новогодний серпантин».

1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй прибавляет 18; третий -вычитает 16, а 4-прибавляет 15.

Работа в центрах деятельности.

17

«Новогодний серпантин».

1

Математические головоломки, занимательные задачи (работа на компьютере).

18

Математические игры.

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

19

«Часы нас будят по утрам».

1

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

20

Геометрический калейдоскоп.

1

Задания на разрезание и составление фигур.

21

Головоломки.

Секреты задач.

1

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

22

«Что скрывает сорока?»

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа ви3на, 100л, про100р, ко100чка,40а, 3буна, с100рия.

23

Интеллектуальная разминка.

1

Работа на компьютере.

24

Дважды два – четыре.

1

Таблица умножения однозначных чисел.

25

Дважды два – четыре.

1

Игра «Говорящая таблица умножения».

26

Игра с кубиками.

1

Запись результатов умножения на верхних гранях выпавших кубиков.

27

В царстве смекалки.

1

Сбор информации и выпуск математической газеты.

28

Интеллектуальная разминка.

1

Конструкторы, электронные математические игры (на компьютере).

29

Составь квадрат.

1

Прямоугольник, квадрат. Задания на составление прямоугольников заданной формы.

30

Мир занимательных задач.

1

Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

31

Мир занимательных задач.

1

Нестандартные задачи.

32- 33

Математические фокусы.

2

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое.

34

Математическая эстафета.

1

Решение олимпиадных задач(подготовка к

международному конкурсу «Кенгуру»)

Автор
Дата добавления 17.11.2016
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров2082
Номер материала 1210
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.