Уроки математики / Рабочая программа / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Математика и конструирование»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Математика и конструирование»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Математика и конструирование»

для обучающихся 1-4 классов

34 часа

Программа составлена на основе методического пособия С.И. Волковой, О.Л.Пчёлкиной «Математика и конструирование»

г. Черемхово.

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Математика и конструирование» предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ и является составной частью предметной области «Математика и информатика».

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательной школы «Математика и конструирование» 1-4 классы», созданной под руководством С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, планируемыми результатами начального общего образования, которые устанавливают требования к математическому образованию младших школьников:

  1. использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  2. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  3. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  4. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  5. приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Основная идея программы: курс «Математика и конструирование» объединяет в единый курс два разноплановых по способу изучения учебных предмета: математику и технологию. Такая интеграция создаёт условия для включения обучающихся в конструкторско-практическую деятельность и определяет её содержание.

Актуальность курса обусловлена следующими противоречиями:

  • С одной стороны ФГОС НОО требует формирования математической компетенции обучающихся, с другой стороны, средствами учебного предмета сложно создать опыт применения математических знаний и умений для решения жизненно важных практических задач.

  • С одной стороны обучение в 5 классе требует мощной геометрической подготовки, с другой стороны, в программе учебного предмета «математика» отводится недостаточное количество часов для качественной подготовки обучающихся к обучению на следующей ступени образования.

Поэтому значение данного курса обусловлено существенным усилением геометрического содержания начального курса математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего расширение геометрических представлений, знаний и умений учащихся. А также значительным усилением графической линии курса трудового обучения, которая обеспечивает формирование умений и навыков изображать на бумаге в форме схематического рисунка, эскиза, чертежа сначала элементарные геометрические фигуры и различные объекты, а затем и более сложные объекты.

Факультативный курс входит в образовательную область «Математика и информатика»

Цель: формирование начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно - познавательных и учебно-практических задач.

Задачи:

  • развивать логическое и абстрактное мышление у младших школьников как основу их дальнейшего эффективного обучения;

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения универсальных учебных действий на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

  • формировать навыки решения проектной задачи.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

Общая характеристика факультативного курса

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию. Анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Описание места курса в учебном плане

Факультативный курс «Математика и конструирование» входит в часть учебного плана, формируемую участниками учебного процесса. Направлен на усиление предметной области «Математика и информатика».

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения, режим занятий.

Программа курса рассчитана на 4 года (33 часа – 1 класс, 34 часа – 2-4 классы). Особый акцент в программе сделан на использование метода проектов, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. В ходе реализации целей и задач курса используются следующие методы:

деятельностный, поисковый, эвристический, исследовательский, практический, наглядный метод моделирования и конструирования, метод создания игровых ситуаций, метод проектов, проблемное обучение, разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве. Обучение осуществляется в следующих формах:

  • совместное обучение в малых группах;

  • обучение в парах;

  • коллективная, индивидуальная форма обучения

Система оценки достижений обучающихся

Формы диагностики и контроля:

  1. Стартовая работа. Проводится в начале изучения курса с целью определения стартовых возможностей учащихся для выстраивания образовательной траектории деятельности каждого ученика в рамках данного курса.

  2. Итоговая работа. Проводится с целью определения уровня достижения планируемых результатов освоения данной программы.

  3. Тематический контроль по основным разделам курса проводится с целью изучения динамики достижений обучающихся при изучении разделов курса.

Итоговый и тематический контроль могут осуществляться в виде защиты проектных и исследовательских работ.

Инструментарий для оценивания результатов

Для изучения стартовых возможностей могут быть использованы тесты, графические, математические диктанты.

С цель определения динамики индивидуальных достижений планируемых результатов используются комплексные работы, творческие работы, защита проекта.

Для оценки работы групп используются листы оценки работы в группе.

Оценка достижений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 6 заданий базового и 3 заданий повышенного уровня.

Планируемые результаты освоения программы курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • устойчивая позитивная мотивация к обучению в школе и, в частности, положительная мотивация к изучению предметной области «Математика и информатика»;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения ,выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

  • Метапредметные результаты

    • Обучающиеся научатся

    • Получат возможность научиться

    • 4 класс

    • Регулятивные УУД

    • оценивать правильность выполнения действия на уровне

    • адекватной ретроспективной оценки;

    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий

    • контроль по результату и по способу действия, актуальный

    • контроль на уровне произвольного внимания;

    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    • самостоятельно адекватно оценивать правильность

    • выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

    • исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    • Познавательные УУД

    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

    • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

    • синтеза;

    • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

    • устанавливать аналогии;

    • владеть общим приемом решения задач

    • Коммуникативные УУД

    • адекватно использовать речевые средства для решения

    • различных коммуникативных задач,

    • учитывать и координировать в сотрудничестве от_

    • личные от собственной позиции других людей;

    • строить монологическое

    • высказывание,

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

    • собственную позицию;

    • владеть диалогической формой речи.

    • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • Предметные результаты

  • 4 класс

  • Ученик научится:

  • вычислять объём параллелепипеда (куба);

  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;

  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

  • Получит возможность научиться:

  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

  • распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;

  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

  • вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

  • Содержание факультативного курса

  • 4 класс

  • Прямоугольный параллелепипед. Куб. Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в 3 проекциях. Осевая симметрия. Представление о цилиндре, шаре и сфере. Диаграммы.

  • «Математика и конструирование» 4 класс – 34 часа

    • Наименование разделов и тем

    • Количество часов

    • Характеристика деятельности обучающихся

    • Формы

    • контроля

    • ИКТ

    • Повторение материала, изученного в 3 классе (урок-путешествие).

    • 1

    • -распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

    • -использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

    • -выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями

    • Веселая геометрия

    • Геометрический КВН. Повторение изученного в 3 классе.

    • 1

    • Задания с моделями: самостоятельное

    • создание и их применение при решении

    • предметных задач

    • Графический диктант

    • Веселая геометрия

    • Прямоугольный параллелепипед.

    • 1

    • -сравнивать длины отрезков и предметов,

    • классифицировать объекты, сравнивать,

    • планировать свою деятельность,

    • -распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед.

    • Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда.

    • 1

    • -описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    • - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

    • - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

    • Защита работы

    • Наглядная геометрия

    • Прямоугольный параллелепипед. Изготовление из проволоки каркаса параллелепипеда.

    • 1

    • -использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

    • -выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями;

    • -сравнивать длины отрезков и предметов,

    • классифицировать объекты, сравнивать,

    • планировать свою деятельность,

    • Веселая геометрия

    • Закрепление изученного материала.

    • 1

    • -вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

    • Графический диктант

    • Куб. Каркасная модель куба. Развертка куба.

    • 1

    • Задания с моделями: самостоятельное

    • создание и их применение при решении

    • предметных задач;

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • Веселая геометрия

    • Куб. Изготовление модели платяного шкафа.

    • 1

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • Задания с моделями: самостоятельное

    • создание и их применение

    • Защита работы

    • Куб. Изготовление куба сплетением из трех полосок.

    • 1

    • -вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

    • Наглядная геометрия

    • Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже в трех проекциях.

    • 1

    • -вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • -описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • Знакомство со свойствами игрального кубика.

    • 1

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

    • -устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

    • Наглядная геометрия

    • Закрепление изученного материала.

    • 1

    • -описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    • -сравнивать длины отрезков и предметов,

    • классифицировать объекты, сравнивать,

    • планировать свою деятельность,

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • Графический диктант

    • Веселая геометрия

    • Закрепление изученного материала. Изготовление модели гаража.

    • 1

    • Задания с моделями: самостоятельное

    • создание и их применение при решении

    • предметных задач

    • Защита работы

    • Осевая симметрия.

    • 1

    • -выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника, циркуля;

    • Веселая геометрия

    • Симметрия.

    • 1

    • -выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника, циркуля;

    • - находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;

    • Геометрия вокруг нас

    • Симметрия (закрепление).

    • 1

    • -выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника, циркуля;

    • - находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;

    • -классифицировать объекты, сравнивать,

    • планировать свою деятельность,

    • Графический диктант

    • Геометрия вокруг нас

    • Поворотная симметрия.

    • 1

    • -выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника, циркуля;

    • - находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;

    • Веселая геометрия

    • Шар. Изготовление модели шара из пластилина.

    • 1

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • - оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

    • Наглядная геометрия

    • Шар. Изготовление из пластилина изделий, имеющих форму шара.

    • 1

    • -распознавать и называть геометрические тела;

    • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • Защита работы

    • Веселая геометрия

    • Цилиндр.

    • 1

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

    • -устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

    • Графический диктант

    • Цилиндр. Изготовление карандашницы.

    • 1

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • Защита работы

    • Наглядная геометрия

    • Обобщение изученного материала.

    • 1

    • Задания с моделями: самостоятельное

    • создание и их применение при решении

    • предметных задач;

    • -выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями;

    • -распознавать и называть геометрические тела;

    • -сравнивать длины отрезков и предметов,

    • классифицировать объекты, сравнивать,

    • планировать свою деятельность,

    • Геометрия вокруг нас

    • Конус. Изготовление модели конуса из пластилина.

    • 1

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

    • -устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

    • Защита работы

    • Веселая геометрия

    • Пирамида. Изготовление каркасной модели пирамиды из пластилина и счетных палочек.

    • 1

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • Защита работы

    • Веселая геометрия

    • Пирамида. Закрепление изученного.

    • 1

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • Графический диктант

    • Веселая геометрия

    • Закрепление изученного.

    • 1

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

    • -распознавать и называть геометрические тела

    • Наглядная геометрия

    • Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

    • 1

    • -вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • -вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

    • Площадь. Измерение площади палеткой.

    • 1

    • -вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • -оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    • -вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

    • Геометрия вокруг нас

    • Закрепление изученного материала. Изготовление модели асфальтового катка.

    • 1

    • Задания с моделями: самостоятельное

    • создание и их применение при решении

    • предметных задач;

    • -сравнивать длины отрезков и предметов,

    • классифицировать объекты, сравнивать,

    • планировать свою деятельность,

    • Графический диктант

    • Защита работы

    • Закрепление. Изготовление набора «Монгольская игра».

    • 1

    • Задания с моделями: самостоятельное

    • создание и их применение при решении

    • предметных задач.

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

    • Защита работы

    • Знакомство с диаграммами.

    • 1

    • -устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

    • -читать несложные готовые таблицы;

    • -заполнять несложные готовые таблицы;

    • -читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

    • -достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

    • -сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

    • Закрепление изученного материала.

    • 1

    • -устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

    • -читать несложные готовые таблицы;

    • -заполнять несложные готовые таблицы;

    • -читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

    • -читать несложные готовые круговые диаграммы;

    • -достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

    • -сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

    • Графический диктант

    • Веселая геометрия

    • Итоговая контрольная работа.

    • 1

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

    • -устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

    • Итоговая контрольная работа.

    • Повторение изученного в 4 классе.

    • 1

    • -развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.

    • - исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);

    • Наглядная геометрия

  • 4 класс

  • Содержание тем факультативного курса

  • Тема 1. Повторение изученного в 3 классе. Что такое геометрия?

  • Цель: Повторить все учебные сведения, которые учащиеся усвоили в течение третьего года обучения. Уточнить знания у обучающихся о геометрии

  • Содержание темы: Геометрические фигуры (прямая линия, отрезок, луч, прямой угол, ломаная, многоугольники: треугольник, прямоугольник, квадрат). Плоские и объёмные фигуры. Разгадывание кроссворда.

  • Практическая работа: построение геометрических фигур на плоскости, обозначение их буквами, характеристика фигур.

  • Контроль: предварительный (выявление знаний и умений по изучаемому предмету).

  • Тема 2, 3. Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда.

  • Цель: Повторить о прямоугольном параллелепипеде, о его элементах. Познакомить с особенностями построения развёртки.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: элементы прямоугольного параллелепипеда , развёртка. Умения: работать с линейкой, действовать по образцу.

  • Содержание темы: Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда. Составление фигур из счётных палочек по образцу, изменение фигуры по заданию.

  • Практическая работа: изготовление прямоугольного параллелепипеда.

  • Контроль: текущий.

  • Тема 4. Развёртка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели.

  • Цель: Повторить элементы прямоугольного параллелепипеда. Изготовить модель параллелепипеда по развёртке.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: развёртка. Умения: изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.

  • Содержание темы: Развёртка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели. Составление фигур из счётных палочек по образцу, изменение фигуры по заданию.

  • Практическая творческая работа: Анализ изготовленной модели, её свободное усовершенствование.

  • Контроль: текущий. Выставка работ, словесное оценивание.

  • Тема 5. Решение геометрических задач на построение.

  • Цель: Продолжить формировать умение работать с развёрткой. Решать геометрические задачи на построение. Развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание и сообразительность.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: понимание развёртки. Умения: работа с чертёжными инструментами.

  • Содержание темы: Конструирование, работа с чертежами. Геометрические и логические задачи.

  • Самостоятельная практическая работа: модель прямоугольного параллелепипеда. Конструирование из треугольников.

  • Контроль: текущий. Фронтальный устный опрос. Демонстрация моделей.

  • Тема 6. Работа с диаграммами. Столбчатая диаграмма.

  • Цель: Повторить понятие «диаграмма», виды диаграмм. Учить строить и понимать диаграмму. Развивать внимание, умение соотносить данные в диаграмме.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: виды диаграмм: линейная и столбчатая. Умения: строить и извлекать информацию из диаграммы.

  • Содержание темы: Виды диаграмм. Построение и чтение диаграмм. Эвристическая беседа по теме.

  • Дифференцированная работа: Завершение диаграммы, извлечение информации из диаграммы.

  • Контроль: тематический. Самостоятельная работа по теме «Диаграмма».

  • Тема 7. Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины.

  • Цель: Повторить о кубе, о его элементах. Познакомить с особенностями построения развёртки. Развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание и сообразительность.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: элементы куба, развёртка. Умения: работать с развёрткой, находить и исправлять ошибки в развёртке.

  • Содержание темы: Куб. Анализ представленных развёрток, нахождение и исправление ошибок. Построение узора из окружностей.

  • Самостоятельная творческая работа: дорисовывание квадратов. Деление фигуры на части по заданию.

  • Контроль: текущий. Фронтальный устный опрос.

  • Тема 8. Изготовление моделей куба, закрепление представлений. Каркасная модель.

  • Цель: Закрепить представление о кубе, его элементах. Изготовить модель куба, пользуясь развёрткой. Выполнить каркасную модель куба. Развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: понятия «развёртка», «куб». Умения: уметь изображать и изготавливать куб по правилам.

  • Содержание темы: Развёртка куба. Сравнение развёрток, нахождение правильной развёртки. Разгадывание ребусов.

  • Практическая работа: 1. Изготовление модели куба (при помощи клейкой ленты),

  • 2. Изготовление модели куба (при помощи спичек и пластилина).

  • Контроль: текущий. Словесное оценивание моделей куба.

  • Тема 9. Практическая работа № 1. Изготовление куба сплетением из трёх полосок.

  • Цель: Изготовить модель куба из 3-х полосок бумаги плетением (способ обёртывания). Способствовать развитию у детей творчества, инициативы, внимания, упорства, находчивости.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: элементы куба: грань, ребро, вершина. Умения: работать по развёртке, распознавать и называть части куба.

  • Практическая работа: изготовление модели куба из 3-х полосок бумаги плетением (способ обёртывания). Анализ изготовленной модели. Составление ребуса.

  • Контроль: текущий. Выставка работ учащихся, выбор лучших работ.

  • Тема 10. Практическая работа № 2. Изготовление модели платяного шкафа.

  • Цель: Расширить представления детей о возможностях изготовления поделок на основе развёрток. Учить переносить чертёж на лист цветной бумаги. Способствовать развитию творческих способностей, наблюдательности, внимания, мышления.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: правила построения чертежа. Умения: перенести чертёж на лист цветной бумаги в соответствии с указанными размерами.

  • Практическая работа: Изготовление модели платяного шкафа.

  • Контроль: текущий. Демонстрация поделки. Конкурс на лучшую поделку.

  • Тема 11. Закрепление представлений об объёмных фигурах.

  • Цель: Закрепить знания о кубе и прямоугольном параллелепипеде. Уметь соотносить модель и развёртку. Упражнять в нахождении палеткой площади четырёхугольника (трапеции, параллелограмма), решать задачи на нахождение площади квадрата.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: правила работы с палеткой. Умения: применять формулы на практике.

  • Содержание темы: Объёмные фигуры. Нахождение площади четырёхугольников, применение формул по необходимости. Задание на изменение заданной фигуры. Разгадывание кроссворда.

  • Контроль: тестирование.

  • Тема 12. Изготовление набора «Монгольская игра».

  • Цель: Познакомить с набором «Монгольская игра». Изготовить игру, составлять фигуры из 11 частей квадрата.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: квадрат, правила игры. Умения: изготовить игру.

  • Содержание темы: Изготовление набора «Монгольская игра».

  • Практическая работа: Составление фигур из 11 частей квадрата (изготовление игры).

  • Контроль: текущий. Набор «Монгольская игра».

  • Тема 13, 14. Чертёж прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях.

  • Цель: Формировать умение строить чертёж прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях. Тренировать умение работать с чертёжными инструментами. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: три проекции изображения. Умения: работать с чертёжными инструментами.

  • Практическая работа: Чертёж прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях. Анализ чертежа.

  • Контроль: тематический. Устный опрос.

  • Тема 15. Чертёж куба в трёх проекциях.

  • Цель: Формировать умение строить чертёж куба в трёх проекциях. Совершенствовать умение работать с чертёжными инструментами. Способствовать развитию у детей творчества, инициативы, внимания, находчивости.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: три проекции изображения. Умения: читать и строить чертёж.

  • Практическая работа: Чертёж куба в трёх проекциях. Анализ чертежа.

  • Контроль: тематический.

  • Тема 16. Решение геометрических задач.

  • Цель: Решать геометрические задачи на нахождение площади фигуры, начерченной на клетчатой бумаге. Закрепить умение сравнивать и преобразовывать именованные числа. Развивать память, мышление.

  • Словарная работа: прямоугольный параллелепипед, куб, развёртка.

  • Содержание темы: Решение геометрических задач. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях.

  • Контроль: итоговый. Самостоятельная работа.

  • Тема 17. Практическая работа № 3. Изготовление модели гаража.

  • Цель: Изготовить по чертежу модель гаража. Способствовать развитию у детей творчества, инициативы, внимания, находчивости. Решать составные задачи на нахождение периметра нестандартной фигуры.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: условные обозначения на чертеже. Умения: читать чертёж, изготавливать модель.

  • Практическая работа: изготовление по чертежу модели гаража. Анализ изготовленной модели, её усовершенствование.

  • Дополнительная работа: решение составных задач на нахождение периметра нестандартной фигуры.

  • Контроль: текущий. Фронтальный опрос. Выставка работ учащихся.

  • Тема 18. Развёртка прямоугольного параллелепипеда (куба).

  • Цель: Закрепить основы изображения прямоугольного параллелепипеда (куба). Закрепить умение находить площадь всей развёртки. Развивать память, мышление.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: развёртка, три проекции изображения. Умения: находить площадь развёртки, изображать куб в трёх проекциях.

  • Содержание темы: Работа с развёртками прямоугольного параллелепипеда (куба). Нахождение площади всей развёртки.

  • Самостоятельная работа: изображение объёмных фигур в трёх проекциях. «Монгольская игра».

  • Контроль: итоговый. Самостоятельная работа.

  • Тема 19, 20. Введение понятия «ось симметрии». Нахождение оси симметрии в разных фигурах.

  • Цель: Ввести понятие «ось симметрии». Тренировать в нахождении оси симметрии в разных фигурах. Развивать логическое мышление, внимание, память.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: понятие «ось симметрии». Умения: находить оси симметрии в разных фигурах.

  • Содержание темы: Введение понятия «ось симметрии». Нахождение оси симметрии в разных фигурах. Решение геометрических задач. Геометрический ребус.

  • Практическая работа: работа с единицами площади. Нахождение площади четырёхугольника, состоящего из 3-х одинаковых прямоугольных треугольников.

  • Самостоятельная работа: вычерчивание фигур с разным количеством осей симметрии (по заданию). Блицтурнир по теме: «Ось симметрии».

  • Контроль: тематический. Блицтурнир.

  • Тема 21, 22. Решение геометрических задач. Работа с развёртками фигур.

  • Цель: Совершенствовать умение работать с чертёжными инструментами, решать геометрические задачи. Развивать конструкторские способности.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: особенности развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда. Умения: читать и строить чертёж.

  • Содержание темы: Решение геометрических задач. Работа с развёртками фигур. Составление фигур из счётных палочек по образцу, изменение фигуры по заданию.

  • Самостоятельная работа: построение развёртки прямоугольного параллелепипеда. «Монгольская игра».

  • Контроль: текущий. Фронтальный опрос.

  • Тема 23. Нахождение площади многоугольников.

  • Цель: Вспомнить разные способы нахождения площади многоугольников. Тренировать умение работать с чертёжными инструментами. Развивать внимание, наблюдательность, точность.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: способы нахождения площади многоугольников. Умения: действовать в работе по инструкции.

  • Практическая работа: Построение многоугольников. Игра «Найди пару».

  • Дифференцированная работа: нахождение площади разных многоугольников.

  • Контроль: текущий. «Монгольская игра».

  • Тема 24. Цилиндр. Изготовление модели цилиндра.

  • Цель: Познакомить с особенностями цилиндра, правилами изготовления фигуры. Формировать пространственные представления.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: цилиндр. Умения: изготовить цилиндр.

  • Содержание темы: Особенности цилиндра. Диаметр, радиус окружности. Работа с циркулем. «Монгольская игра».

  • Практическая работа: вычерчивание окружностей с помощью циркуля. Изготовление модели цилиндра. Нахождение площади нестандартных фигур.

  • Контроль: тематический. Демонстрация моделей цилиндра.

  • Тема 25. Практическая работа № 4. Изготовление карандашницы.

  • Цель: Формировать умение изготавливать поделку по чертежу. Выполнение украшения карандашницы по собственному выбору. Поощрять творческое начало детей.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: правила построения чертежа. Умения: создание и украшение поделки.

  • Практическая работа: Изготовление карандашницы (перенесение чертежа на цветную бумагу). Анализ поделки, усовершенствование по заданным условиям.

  • Контроль: текущий. Выставка детских работ. Конкурс на лучшую поделку.

  • Тема 26. Шар и сфера.

  • Цель: Дать представление о шаре и сфере. Развивать творческое воображение.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: шар, сфера. Умения: назвать предметы, напоминающие по форме шар и сферу.

  • Содержание темы: Шар и сфера. Нахождение периметра и площади нестандартной фигуры.

  • Практическая работа: нахождение в жизни объектов, по форме напоминающих шар и сферу, изображение этих объектов.

  • Групповая творческая работа: задание на изменение данной фигуры.

  • Контроль: тематический.

  • Тема 27. Чертёж прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях.

  • Цель: Отрабатывать умение изображать прямоугольный параллелепипед в трёх проекциях. Формировать пространственные представления. Развивать логическое мышление, память, внимание.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: три проекции. Умения: чертить прямоугольный параллелепипед.

  • Содержание темы: Изображение прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях.

  • Логические задачи и упражнения.

  • Практическая работа: Изображение прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях.

  • Контроль: текущий. Индивидуальный опрос.

  • Тема 28. Рисунок прямоугольного параллелепипеда по заданному чертежу.

  • Цель: Отработать умение изображать прямоугольный параллелепипед по заданному чертежу. Развивать конструкторские умения, точность, внимание.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: чертёж.

  • Умения: изображать фигуру на основе чертежа.

  • Содержание темы: Изображение прямоугольного параллелепипеда по заданному чертежу. Составление геометрического ребуса.

  • Творческая работа: «Монгольская игра» - придумывание и зарисовка новых фигур.

  • Самостоятельная работа: изображение объёмных фигур.

  • Контроль: текущий. Самостоятельная работа.

  • Тема 29, 30. Объёмные фигуры (закрепление). Решение геометрических задач. Ось симметрии (закрепление).

  • Цель: Повторить об особенностях объёмных фигур. Закрепить знания об оси симметрии. Тренировать умение работать с чертёжными инструментами. Развивать внимание, наблюдательность, точность.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: объёмные фигуры. Умения: действовать в работе по инструкции.

  • Практическая работа: изображение объёмных фигур.

  • Дифференцированная работа: работа со счётными палочками, выкладывание фигур по образцу и изменение их по данному условию.

  • Контроль: тестирование.

  • Тема 31, 32. Практическая работа № 5. Изготовление модели асфальтового катка.

  • Цель: Изготовить в группах модель действующего асфальтового катка. Проанализировать и дать оценку модели. Выполнить усовершенствование модели по заданным условиям.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: правила построения чертежа. Умения: анализировать, оценивать, усовершенствовать модель.

  • Практическая (дифференцированная) работа: 1 группа – изготовление модели асфальтового катка, 2 группа – разрабатывает план использования асфальтового катка в реальной жизни, 3 группа – графически изображает использование асфальтового катка.

  • Контроль: итоговый. Модель асфальтового катка.

  • Тема 33. Практическая работа № 6. Оригами «Лиса и журавль».

  • Цель: Изготовить из бумаги сказку «Лиса и журавль» способом оригами. Способствовать развитию творческих способностей. Развивать внимание, память, сообразительность.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: условные обозначения в оригами. Умения: работать по инструкции.

  • Содержание темы: Графический диктант. Оригами: «Лиса и журавль».

  • Практическая работа: изготовление фигурок способом оригами, разыгрывание русской народной сказки «Лиса и журавль».

  • Дифференцированная работа: 1 группа – изготовление декораций, 2 группа – подбор музыкального сопровождения, 3 группа – подготовка текста сказки актёрами.

  • Контроль: текущий. Кукольный театр.

  • Тема 34. Итоговое занятие. Контроль и учёт знаний.

  • Цель: Способствовать расширению кругозора, привитию интереса и любви к геометрии. Развивать мышление (когнитивное), память, внимание.

  • Результатом изучения темы должны явиться следующие знания: представить в системе изученные понятия. Умения: отличать плоские фигуры от объёмных, уметь строить геометрические фигуры.

  • Содержание темы: Подведение итогов. Упражнения на повторение. Итоговый тест.

  • Дифференцированная работа (творческая, групповая): 1 группа – сочинить четверостишье о геометрии, оформить его на листе, 2 группа – изготовить изделие способом оригами, 3 группа – сделать объёмную фигуру из цветной бумаги, 4 группа – изображение необходимых предметов, в основе которых лежат геометрические фигуры,

  • 5 группа - создать новую фигуру из набора «Монгольская игра».

  • Контроль: итоговое тестирование. Выставка детских работ.

  • Методы формирования сознания в учебном процессе:

  • рассказ;

  • объяснение;

  • беседа;

  • работа с учебной книгой;

  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения учащихся:

  • упражнения;

  • наблюдение;

  • воспитывающая ситуация;

  • иллюстрации и демонстрации;

  • репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

  • Методы стимулирования деятельности и мотивации поведения учащихся:

  • соревнование;

  • познавательные игры;

  • поощрение;

  • наказание (обсуждение действий и поступков, корректировка поведения учащегося).

  • Методы контроля эффективности учебного процесса:

  • стартовый;

  • тематический;

  • итоговый;

  • тестирование.

  • Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Литература, использованная при подготовке программы

    1. Федеральная государственная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241.

    2. Фундаментальное ядро cодержания общего образования. М: Просвещение, 2010г.

    3. Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

    4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч./ /[Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.

    5. С.И.Волкова «Математика и конструирование», Москва, «Просвещение», 2012 г.

    6. С.И.Волкова «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование», Москва, «Просвещение», 2010г.

  • Литература, рекомендованная для учащихся

  • 1. М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 2002г.

  • 2. Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги», Ярославль, «Академия развития», 2009г.

  • 3. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 2009г

  • 4. М.И.Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги», Ярославль, «Академия развития»,2008г

  • ИК-ресурсы

      1. Банк ИК-ресурсов

      2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/?

  • Оборудование и приборы

  • Линейка, циркуль, метровая линейка, набор треугольников, цветная бумага, картон.

5

Автор
Дата добавления 25.01.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров975
Номер материала 1984
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.