Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа курса «Дошкольная математика» дополнительного образованиясоциально-педагогического направления.

Рабочая программа курса «Дошкольная математика» дополнительного образованиясоциально-педагогического направления.

Администрация Курского района Курской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

д. Большое Шумаково

Телефон 59- 40 -27

Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании МО на заседании ПС приказом №___

учителей нач. классов. Протокол №____

Протокол № ___ от «___»____2016г. от «___»______2016г.

от «___»________2016г. Председатель ПС Директор школы

Руководитель МО ________Грибовская И. В. _______ / Шошина Л.М. /

______ / Кислицына И. И. /

Рабочая программа

курса «Дошкольная математика»

дополнительного образования

социально-педагогического направления.

Срок реализации 2016 – 2017 учебный год.

Составил: учитель начальных классов

Кислицына Ирина Ивановна.

д. Большое Шумаково

2016 г

Пояснительная записка

1.Статус документа.

Рабочая программа курса «Дошкольная математика» составлена на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников.

Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности со-держания учебного материала учебного пособия для подготовки детей к школе

«Математические ступеньки» С.И. Волкова М. Просвещение 2014 г.

2. Общая характеристика учебного предмета

Автором данного курса является С. И. Волкова. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

Содержание обучения математике в подготовительном классе направлено на формирование у обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в начальной школе.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

 В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, фор-мой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

3. Главные цели курса математики подготовительного периода

формирование начальных математических представлений ,

развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья;

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентации;

- развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений действовать по правилам.

4. Особенности рабочей программы.

Срок реализации рабочей программы: 2014 - 2015 учебный год.

5. Результаты изучения курса «Дошкольная математика»

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Ocознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и ладанному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.

6. Планируемые результаты:

— ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);

— определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);

— сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

— определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

— объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

— различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

— воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.)-

7. Место предмета в базисном учебном плане

Изучение курса «Дошкольная математика» в подготовительном классе составляет

3 часа в неделю, всего – 93 часа.

8. Используется учебно-методический комплекс:

  1. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2014

  2. Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014

  3. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для

педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А.

Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2012

IV. Содержание

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине,

выше — ниже, шире — уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Временные представления: раньше — позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трёх часов, меньше пяти часов и т. п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10

Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).

Десяток. Счёт десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак « = ».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие:

внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.);

воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

V. Тематическое планирование

Раздел

Количество

часов

Пространственные и временные представления

22

Цифры и числа

62

Повторение

9

Итого

93

Календарно-тематическое планирование по курсу «Дошкольная математика»

п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Элементы содержания

Календ.

Факт.

Пространственные и временные представления (22 часа)

1

Урок-знакомство.

Математика, учебник.

2

Признаки предметов (размер, цвет, форма).

3

Понятие: «большой – маленький», «больше - меньше»

Понятия: «справа - слева, вверху – внизу», «большой – маленький», «высокий – низкий»,«выше - ниже», «больше – меньше», «слева - справа», «длинный - короткий, длиннее – короче», «больше - меньше, столько же». Умение сравнивать предметы по нескольким признакам.

4

Закрепление изученного.

5

Понятие: высокий, низкий.

Сравнение: выше, ниже.

6

Закрепление изученного.

7

Понятие: «слева», «справа».

8

Понятие: «длинный - короткий, длиннее – короче», «линия»

9

Понятие: «больше , меньше, столько же».

10

Понятие: «больше - меньше, столько же». Закрепление.

11

Сравнение предметов по нескольким признакам.

12

Круг. Многоугольник.

Геометрические фигуры, круг, многоугольник, прямоугольник, квадрат

13

Прямоугольник, квадрат.

14

Понятие «справа - слева, вверху – внизу»

Понятия: «справа - слева, вверху – внизу», «тяжёлый - лёгкий», «легче- тяжелее». Уравнивание групп предметов.

15

Сравнение предметов по нескольким признакам.

16

«Позже. Раньше».

17

Закрепление изученного.

18

Понятие: «тяжёлый - лёгкий»., «легче- тяжелее»

Уравнивание групп предметов.

19

Уравнивание групп предметов.

20

Работа с геометрическими фигурами.

21

Закрепление пройденного.

22

Соотнесение числа и количества.

Число и цифра. Соотнесение числа и количества. Работа с геометрическими фигурами.

Цифры и числа (62 часа)

23

Знакомство с числом и цифрой 1.

24

Закрепление понятий: «один - много, столько - сколько».

25

Знакомство с числом и цифрой 2.

26

Цифры «1» и «2» Соотнесение их с количеством.

27

Образование числа три. Знакомство с цифрой «3»

28

Число и цифра 3. Соотнесение числа и количества.

29

Закрепление изученного.

30

Знакомство с составом числа три. Прямой и обратный счет.

Число и цифра. Соотнесение числа и количества. Состав числа. Прямой и обратный счет. Работа с геометрическими фигурами.

Понятие «равенство».

31

Число и цифра 3. Прямой и обратный счет.

32

Работа с геометрическими фигурами.

33

Образование числа четыре. Цифра «4».

34

Число и цифра 4.

35

Числа 1,2,3.4. Последовательность чисел в числовом ряду. Понятие: «равенство».

36

Прямой и обратный счет. Повторение изученного.

37

Сравнение множеств путём приложения на иллюстрационном материале.

Число и цифра. Соотнесение числа и количества. Состав числа. Прямой и обратный счет. Работа с геометрическими фигурами.

Понятие «равенство».

38

Число и цифра «0». Закрепление понятия: «столько же»

39

Понятия «больше, меньше, столько же».

40

Работа с геометрическим материалом.

41

Число и цифра 5. Получение 5.

42

Число и цифра 5. Соотнесение числа и количества.

43

Состав числа 5.

44

Числа 1,2,3,4,5.Повторение.

45

Знакомство с понятием «равенство»

46

Уравнивание групп предметов.

47

Знакомство с понятием: «сложение».

Число и цифра. Соотнесение числа и количества. Состав числа. Прямой и обратный счет. Работа с геометрическими фигурами.

Понятия «сложение» и «вычитание».

48

Знакомство с понятием: «вычитание»

49

Составление равенств со знаками «+», «-».

50

Составление равенств со знаками «+», «-».

51

Подготовка к составлению задач по рисунку.

52

Составление и решение задач по рисунку.

53

Повторение и закрепление изученного.

54

Соотнесение числа и количества. Повторение.

55

Числа 1,2,3,4,5. Составление равенств.

56

Счетные операции в пределах пяти.

57

Сравнение множеств. Больше, меньше на 1.

58

Прибавить и отнять 1.

59

Задача (условие, вопрос)

60

Числовой ряд до «6». Знакомство с цифрой «6». Образование числа «шесть».

Соотнесение числа и количества. Состав числа. Прямой и обратный счет. Работа с геометрическими фигурами. Сравнение множеств. Нахождение закономерностей.

61

Состав числа «6».

62

Состав числа «6».

63

Выполнение действий в пределах «шести».

64

Образование числа «семь». Цифра «7».

Соотнесение числа и количества. Состав числа. Прямой и обратный счет. Работа с геометрическими фигурами. Сравнение множеств. Нахождение закономерностей.

65

Состав числа «7». Счетные операции в пределах семи.

66

Состав числа «7». Счетные операции в пределах семи.

67

Соотношение цифры, числа и количества (7). Дни недели.

68

Выполнение действий в пределах «семи».

69

Числа 1,2,3,4,5,6,7. Повторение.

70

Числовой ряд до восьми. Соседи числа «восемь».

71

Соотношение цифры, числа и количества (8).

72

Состав числа «8».

73

Состав числа «8».

74

Счет предметов в пределах восьми. Количественный и порядковый счет.

75

Знакомство с цифрой и числом «9».

76

Место числа «девять» в ряду чисел. Состав числа 9.

77

Состав числа «девять». Нахождение логических закономерностей при раскрашивании изображений.

Состав числа. Прямой и обратный счет. Работа с геометрическими фигурами Нахождение логических закономерностей.

Состав числа. Прямой и обратный счет. Счетные операции в пределах «10»

Количественный и порядковый счет. Задача, условие, вопрос.

Счетные операции в пределах «10». Работа с геометрическими фигурами.

78

Состав числа «9».

79

Закрепление изученного.

80

Образование числа «десять». Состав числа 10.

81

Состав числа 10.

82

Соотнесение числа и количества.

83

Счетные операции в пределах «10».

84

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Повторение (9 часов)

85

Состав числа 5 .Повторение.

86

Соотнесение числа и цифры.

87

Повторение и закрепление понятия: «легче - тяжелее»

88

Состав числа 6. Повторение.

89

Работа с геометрическим материалом.

90

Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку

91

Состав числа 8. Повторение.

92

Состав числа 9. Повторение.

93

Диагностика готовности детей к обучению в 1 классе.

Автор
Дата добавления 20.02.2017
Раздел Дошкольная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров737
Номер материала 2813
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.