Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Средние Карамалы
муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МС Протокол №___ от « ____» августа 2019 г. Руководитель МС ______________ | Согласовано Зам. директора по УВР _________/С.И.Данилова/ «___» августа 2019 г. | Утверждено Директор школы _________/Л.Г.Тинякова/ «___» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для 7 класса
Срок реализации программы – 1 год
(2019-2020 учебный год)
Составитель
Алексеева Людмила Ильинична,
учитель математики
первой квалификационной категории
2019
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Примерной образовательной программы основного общего образования, ориентированные на работу по учебникам А. Г. Мордковича, П. В. Семенова (М: 2014).
«Алгебра. 7-9 классы: рабочие программы по учебникам А.Г.Мордковича, П.В. Семенова»/авторы-составители Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. - Волгоград: Учитель, 2014 г;
Образовательной программы основного общего образования МОБУ ООШ с. Средние Карамалы;
Учебного плана МОБУ ООШ с. Средние Карамалы;
Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год;
Положения о рабочей программе МОБУ ООШ с. Средние Карамалы.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). По календарному учебному графику 98 часов. Уплотнилось за счет праздничных дней (11 октября, 4 ноября, 24 февраля, 9 марта).
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета алгебра 7 класс
Изучение алгебры в 7 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета алгебра является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
–пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
– использование математических знаний для решения различных математических задач и
оценки полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
приводить примеры и контрпримеры для подтвержнения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.
Числа
оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
распознавать рациональные и иррациональные числа;
сравнивать числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Тождественные преобразования
Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
понимать смысл записи числа в стандартном виде;
оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».
Уравнения и неравенства
решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;
решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;
проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Функции
Находить значение функции по заданному значению аргумента;
находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости;
по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
строить график линейной функции;
проверять, является ли данный график графиком заданной функции;
определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;
строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений.
Числа
Оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
сравнивать рациональные и иррациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.
Тождественные преобразования
Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение);
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;
выделять квадрат суммы и разности одночленов;
раскладывать на множители квадратный трёхчлен.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (неравенства, системы уравнений или неравенств);
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;
решать уравнения вида;
решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Функции
Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции;
строить графики линейной;
составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой;
исследовать функцию по её графику.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
анализировать затруднения при решении задач;
выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
III. Содержание учебного предмета алгебра 7 класс
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (13 ч.)
Числовые и алгебраические выражения
Что такое математический язык
Что такое математическая модель
Линейное уравнение с одной переменной.
Координатная прямая.
ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ (11 ч.)
Координатная плоскость
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Линейная функция и ее график
Линейная функция y=kx.
Взаимное расположение графиков
линейных функций
СИСТЕМЫ ДВУХ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (13 ч.)
Основные понятия
Метод подстановки
Метод алгебраического сложения
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ И ЕЕ СВОЙСТВА
(6 ч.)
Что такое степень с натуральным показателем?
Таблицы основных степеней
Свойства степени с натуральным показателем
Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями
Степень с нулевым показателем
ОДНОЧЛЕНЫ. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД ОДНОЧЛЕНАМИ
(8 ч.)
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена
Сложение и вычитание одночленов
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень
Деление одночлена на одночлен
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД МНОГОЧЛЕНАМИ (14 ч.)
Основные понятия
Сложение и вычитание многочленов
Умножение многочлена на одночлен
Умножение многочлена на многочлен
Формулы сокращенного умножения
Деление многочлена на одночлен
РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА МНОЖИТЕЛИ (18 ч.)
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно. Вынесение общего множителя за скобки
Способ группировки
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения
Комбинированные примеры, связанные с разложением многочлена на множители
Сокращение алгебраических дробей
Тождества
ФУНКЦИЯ У = X2 ( 9 ч.)
Функция у = х2 и ее график
Графическое решение уравнений
Что означает в математике запись у =f(x).
«Функция y=x2 и ее график»
ПОВТОРЕНИЕ (6 ч.)
Календарно-тематический план по алгебре 7 класс
№ п/п | Содержание учебного предмета, и тема | Кол-во ч. | Дата | Примечание | |
По плану | Факт. | ||||
Глава 1. Математический язык. Математическая модель13ч. | |||||
1-3 | Числовые и алгебраические выражения. | 3 | 2.09 4.09 5.09 | ||
4-5 | Что такое математический язык. | 2 | 9.09 11.09 | ||
6-8 | Что такое математическая модель. | 3 | 12.09 16.09 18.09 | ||
9-10 | Линейное уравнение с одной переменной. | 2 | 19.09 23.09 | ||
11-12 | Координатная прямая. | 2 | 25.09 26.09 | ||
13 | Контрольная работа №1 по теме: «Математический язык. Математическая модель» | 1 | 30.09 | ||
Глава 2. Линейная функция 11ч. | |||||
14-15 | Координатная плоскость. | 2 | 2.10 3.10 | ||
16-18 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | 3 | 7.10 9.10 10.10 | ||
19-21 | Линейная функция и ее график | 3 | 14.10 16.10 17.10 | ||
22 | Контрольная работа №2 по теме: «Линейная функция» | 1 | 21.10 | ||
23 | Линейная функция y=kx. | 1 | 23.10 | ||
24 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | 1 | 24.10 | ||
Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными 13ч. | |||||
25-26 | Основные понятия. | 2 | 6.11 7.11 | ||
27-29 | Метод подстановки. | 3 | 11.11 13.11 14.11 | ||
30-32 | Метод алгебраического сложения. | 3 | 18.11 20.11 21.11 | ||
33-36 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций. | 4 | 25.11 27.11 28.11 2.12 | ||
37 | Контрольная работа №3 по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» | 1 | 4.12 | ||
Глава 4. Степень с натуральным показателем и ее свойства 6ч. | |||||
38 | Что такое степень с натуральным показателем? Таблица основных степеней. | 1 | 5.12 | ||
39-40 | Свойства степени с натуральным показателем. | 2 | 9.12 11.12 | ||
41 | Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. | 1 | 12.12 | ||
42 | Степень с нулевым показателем. | 1 | 16.12 | ||
43 | Контрольная работа №4 по теме: «Степень с натуральным показателем и ее свойства» | 1 | 18.12 | ||
Глава 5. Одночлены. Операции над одночленами 8ч. | |||||
44 | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. | 1 | 19.12 | ||
45-46 | Сложение и вычитание одночленов. | 2 | 23.12 25.12 | ||
47-48 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. | 2 | 26.12 13.01 | ||
49-50 | Деление одночлена на одночлен | 2 | 15.01 16.01 | ||
51 | Контрольная работа №5 по теме: «Одночлены» | 1 | 20.01 | ||
Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами 14ч. | |||||
52 | Основные понятия | 1 | 22.01 | ||
53-54 | Сложение и вычитание многочленов | 2 | 23.01 27.01 | ||
55-56 | Умножение многочлена на одночлен | 2 | 29.01 30.01 | ||
57-59 | Умножение многочлена на многочлен | 3 | 3.02 5.02 6.02 | ||
60-64 | Формулы сокращенного умножения | 5 | 10.02 12.02 13.02 17.02 19.02 | ||
65 | Деление многочлена на одночлен | 1 | 20.02 | ||
Глава 7. Разложение многочленов на множители 18 ч. | |||||
66 | Что такое разложение многочленов на множители и зачем и оно нужно | 1 | 26.02 | ||
67-68 | Вынесение общего множителя за скобки | 2 | 27.02 2.03 | ||
69-70 | Способ группировки | 2 | 4.03 5.03 | ||
71 | Контрольная работа №6 по теме: «Многочлены. Арифметические операции над многочленами» | 1 | 11.03 | ||
72-75 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | 4 | 12.03 16.03 18.03 19.03 | ||
76-78 | Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов | 3 | 1.04 2.04 6.04 | ||
79-81 | Сокращение алгебраических дробей | 3 | 8.04 9.04 13.04 | ||
82 | Тождества | 1 | 15.04 | ||
83 | Контрольная работа №7 по теме: "Разложение многочленов на множители" | 1 | 16.04 | ||
Глава 8. Функция y=x2 9ч. | |||||
84-86 | Функция y=x2и ее график. | 3 | 20.04 22.04 23.04 | ||
87-88 | Графическое решение уравнений | 2 | 27.04 29.04 | ||
89-91 | Что означает в математике запись y=f (x). | 3 | 30.04 6.05 7.05 | ||
92 | Контрольная работа №8 по теме: «Функция y=x2» | 1 | 13.05 | ||
Глава 9. Итоговое повторение 6 ч. | |||||
93 | Повторение по теме «Функции и графики» | 1 | 14.05 | ||
94 | Повторение по теме «Функции и графики» | ||||
95 | Повторение по теме «Линейные уравнения и системы уравнений» | 1 | 18.05 | ||
96 | Повторение по теме «Линейные уравнения и системы уравнений» | ||||
97 | Повторение по теме «Алгебраические преобразования» | 1 | 20.05 | ||
98 | Повторение по теме «Алгебраические преобразования» | ||||
99 | Итоговая контрольная работа №9. | 1 | 21.05 | ||
100-101 | 1 | 27.05 28.05 | |||
102 | Итоговое повторение |
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 18.10.2019 |
Раздел | Алгебра |
Подраздел | Рабочая программа |
Просмотров | 1071 |
Номер материала | 6361 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |