Администрация муниципального образования
«Сафоновский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области
Рассмотрено Руководитель ШМО ________/_________ ФИО Протокол № ___ | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУ гимназии __________/Макарова В.В. ФИО «___»________20__г. | Утверждаю Руководитель МБОУ гимназии __________/Майорова О.А. ФИО Приказ № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МАТЕМАТИКЕ
1 класс
учителя начальных классов
Заяц Светланы Николаевны,
первой квалификационной категории
2017 – 2018 учебный год
г. Сафоново
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Учебного плана МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области на 2017-2018 учебный год.
Положения о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых в МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области;
Авторской программы начального общего образования по математике (И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина) (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011), (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 224с.).
Предмет математика в соответствии с ФГОС входит в предметную область математика и информатика.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи, умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные;
воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.
В соответствии с учебным планом начального образования курс информатики входит в предметную область математика и информатика. Поэтому некоторая часть учебных часов для данного курса должна быть выделена из этой предметной области. Однако в силу интегративного, межпредметного характера курса, отделить данный курс от других предметных курсов начальной школы можно лишь условно, тем не менее в каждую тему предмета математика добавлены часы по изучению информатики
При разработке рабочей программы курса информатики в начальной школе учтены следующие особенности:
курс не отражен часам в рекомендованном учебном плане
в рамках содержания обучения информатики учитывается опора на изученные понятия и темы курса математики (интегрированный подход), что позволяет обогащать уроки информатики информационными инструментами на основе изученных тем из курса математики (логика, таблицы и диаграммы).
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
анализировать языковые объекты;
использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области на изучение предмета математики в 1 классе отводится 4 часов в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе, к изучению математики;
интерес к учебному материалу;
представление о причинах успеха в учёбе;
общее представление о моральных нормах поведения;
уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения математики в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
читать простое схематическое изображение – понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);
на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
под руководством учителя проводить аналогию;
понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные).
Обучающийся получит возможность научиться:
строить небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
выделять несколько существенных признаков объектов;
под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
воспринимать различные точки зрения;
воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
понимать необходимость использования правил вежливости;
использовать простые речевые средства;
контролировать свои действия в классе;
понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
следить за действиями других участников учебной деятельности;
выражать свою точку зрения;
строить понятные для партнёра высказывания;
адекватно использовать средства устного общения.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
различать понятия «число» и «цифра»;
читать числа первых двух десятков и круглых двузначных чисел, записывать их с помощью цифр;
сравнивать изученные числа с помощью знаков больше (>), меньше (<), равно (=);
понимать и использовать термины «равенство» и «неравенство»;
упорядочивать натуральные числа и число «нуль» в соответствии с указанным порядком.
Обучающийся получит возможность научиться:
образовывать числа первых четырёх десятков;
использовать термины равенство и неравенство.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматического навыка;
применять таблицу сложения в пределах получения числа 20.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
применять переместительное свойство сложения;
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков;
выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и находить его значение;
понимать и использовать термины «выражение» и «значение выражения», находить значения выражений в одно-два действия;
составлять выражения в одно-два действия по описанию в задании;
устанавливать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих два действия;
сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
восстанавливать сюжет по серии рисунков;
составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;
изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;
различать математический рассказ и задачу;
выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на …», «меньше на …»;
составлять задачу по рисунку, схеме.
Обучающийся получит возможность научиться:
рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;
соотносить содержание задачи и схему к ней, составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;
рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, ломаная, луч, отрезок, многоугольник, треугольник, квадрат, круг;
изображать прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;
обозначать знакомые геометрические фигуры буквами латинского алфавита.
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать различные виды углов с помощью угольника – прямые, острые и тупые;
распознавать пространственные геометрические тела: шар, куб;
находить в окружающем мире предметы и части предметов, похожие по форме на шар, куб.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
строить отрезки заданной длины с помощью измерительной линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать ее в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;
изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме.
Обучающийся получит возможность научиться:
читать простейшие готовые таблицы;
читать простейшие столбчатые диаграммы.
В результате изучения предмета информатика в 1 классе получит возможность научиться: •
оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»; •
иметь представление о началах классификации,
иметь представление о началах типологии: выделение областей картинки, подсчитывание количества областей картинки; •
иметь представление об логических значениях утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность; •
иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном) порядке;
участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.
Введение в математику: сравнение предметов, формирование пространственных отношений
Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве и т.д.).
Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам.
Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокий - низкий, выше - ниже, широкий - узкий, шире - уже, далёкий - близкий, дальше - ближе, тяжёлый - лёгкий, тяжелее - легче и т.д.).
Относительность проводимых сравнений.
Числа (40 часов)
Однозначные числа
Сравнение количества предметов в группах.
Рассмотрение параметров абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения.
Число как инвариантная характеристика количества элементов группы. Счёт предметов. Цифры как знаки, используемые для записи чисел.
Установление отношений «больше», «меньше», «равно» между числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (>, <, =).
Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания или в порядке убывания.
Знакомство с натуральным рядом чисел в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.
Число «нуль», его запись и место среди других однозначных чисел.
Двузначные числа
Десяток как новая единица счета. Счёт десятками в пределах двузначных чисел.
Чтение и запись двузначных чисел первых четырёх десятков. Сравнение изученных чисел. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел.
Арифметические действия (50 часов)
Представление о действии сложения. Знак сложения (+). Термины: сумма, значение суммы, слагаемые.
Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду.
Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых).
Составление таблицы сложения на основе получения чисел с помощью двух однозначных натуральных слагаемых.
Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду.
Сложение с нулём.
Представление о действии вычитания. Знак вычитания (–). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое.
Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду.
Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Нахождение неизвестных компонентов сложения или вычитания.
Вычитание нуля из натурального числа. Знакомство с сочетательным свойством сложения.
Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения.
Понятие выражения. Нахождение значения выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства.
Работа с текстовыми задачами
(в течение учебного года)
Составление рассказов математического содержания по рисунку.
Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения.
Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета.
Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличие задачи от математического рассказа. Решение простых задач на сложение и вычитание, в том числе задач, содержащих отношения «больше на …», «меньше на …». Запись задачи в виде схемы. Составление, дополнение, изменение текстов задач по рисункам, схемам, незавершённым текстам, выполненным решениям.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры (20 часов)
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.).
Осознание относительности расположения предметов в зависимости от положения наблюдателя.
Линии и точки. Их взаимное расположение.
Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков с помощью чертёжной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков буквами латинского алфавита. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.
Первое представление об угле как о фигуре, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки. Знак, обозначающий угол при письме.
Прямой, острый и тупой углы. Установление вида угла с помощью угольника. Построение углов. Их обозначение буквами латинского алфавита.
Замкнутые и незамкнутые линии. Взаимное расположение различных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник - треугольник. Выделение среди четырёхугольников прямоугольника, среди прямоугольников - квадрата.
Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного периода.
Сравнение пространственных предметов по форме. Выделение предметов, похожих на куб, шар.
Геометрические величины (10 часов)
Длина отрезка. Сравнение длин отрезков или их моделей визуально или практически (приложением, наложением).
Понятие мерки. Сравнение длин отрезков с помощью произвольно выбранных мерок.
Числовое выражение длины отрезка в зависимости от выбранной мерки.
Знакомство с общепринятыми единицами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м).
Соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м. Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др.
Измерение длины отрезков с помощью одной или двух общепринятых единиц измерения длины (например, 16 см и 1 дм 6 см).
Построение отрезков заданной длины с помощью измерительной линейки.
Работа с информацией
(в течение учебного года)
Упорядочивание по времени («раньше», «позже») на основе информации, полученной по рисункам.
Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью.
Изменение объекта в соответствии с информацией, содержащейся в схеме.
Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция).
Установление истинности утверждений. Понимание текстов с использованием логических связок и слов «и», «или», «не», «каждый», «все», «некоторые».
Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами, таблицами, схемами. Их чтение. Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки).
В течение года интегрировано включены темы по информатике:
1. Введение в информатику.
2. Информация и человек
3. Информационная деятельность человека.
4. Информационные модели.
5. Поиск информации. Компьютер.
6. Устройства компьютера. Основные элементы.
7. Объект и его свойства.
8. Свойства объектов - цвет, форма.
9. Выделение пары объектов по заданным свойствам.
10. Кодирование.
11. Множество и его элементы.
12. Способы задания множеств.
13. Сравнение множеств.
14. Отображение множеств.
15. Граф.
16. Высказывания.
17. Утверждения, истинность, ложность утверждений, неопределенность их значения.
18. Алгоритмы.
19. Свойства алгоритма.
20. Работа с информацией
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Сравнение предметов | 9 ч. |
2. | Числа и цифры | 18 ч. |
3. | Луч, прямая, отрезок | 7 ч. |
4. | Натуральный ряд чисел и число 0 | 6 ч. |
5. | Сложение и вычитание | 23 ч. |
6. | Таблица сложения | 11 ч. |
7. | Измерение длины | 4 ч. |
8. | Составление и решение задач | 11 ч. |
9. | Углы. Многоугольники | 5 ч. |
10. | Однозначные и двузначные числа | 15 ч. |
11. | Сложение и вычитание с переходом через разряд | 18 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 10.10.2018 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Рабочая программа |
Просмотров | 549 |
Номер материала | 5854 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |