Приложение к Основной образовательной программе
Утверждена приказом № ___________ от_________
Директор МБОУ СОШ №82п. Степной Курган
______________Н.А.Якуба
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Увлекательная математика»
6 класс
на 2019 - 2020учебный год
разработана Трифоновой О.В.
Содержание программы внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов. | Характеристика основных содержательных линий. | Характеристика основных видов деятельности ученика. | |
1. | Из истории математики | Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр. | Развитие представлений об арифметике каменного века, об истории развития математики, как числа получили свои названия число 7 в истории, мифологии, природе и д.р. о счете руками, ногами, о двенадцатеричной системе счисления, о развитии математики в Вавилоне Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме | |
2. |
| Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого. Доклады о великих математиках. | Развитие представлений о Пифагоре, его школе и учении, о Архимеде, о задачах на переливание жидкостей, о Мухаммеде из Хорезма, его учении о счете, о развитии математической науки в России, об Остроградском, Ковалевской, Лобачевском и д.р., об арифметике Магницкого Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме | |
3. |
| Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия). Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки. Арифметическая викторина. | Развитие представлений о нуле, о числе Шахеризады, о некоторых свойствах натуральных чисел, о признаке делимости на 11, о различных числах и суевериях с ними связанных, о правилах решения ребусов, о приемах быстрого счета, о числовых головоломках Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме | |
4. | Логика в математике | Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания. Составные части математических высказываний. Необходимые и достаточные условия. Задачи на математическую логику. Задачи на планирование. | Развитие представлений о рассуждениях в математике, о математической логике, о языке математической логики, о логике математических высказываний, о необходимых и достаточных условиях, о задачах на планирование Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме | |
5. | Геометрические головоломки | Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса. Применение листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве. Соразмерность. | Развитие представлений о головоломке, о квадратуре круга, о головоломке «Колумбово яйцо», о листе Мебиуса, о соразмерности в геометрии Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД:
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД:
- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Увлекательная математика» обучающиеся должны/получат возможность
знать/понимать:
основные ключевые понятия математики;
способы решения головоломок, ребусов;
некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;
о некоторых великих математиках и их достижениях;
об открытии нуля;
признак делимости на 11;
иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
число Шахерезады; числа палиндромы;
методы рассуждений;
простые и сложные высказывания;
составные части математических высказываний;
необходимые и достаточные условия.
уметь:
решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
решать задачи на переливание жидкости;
определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
правильно употреблять математические термины;
решать задачи на математическую логику;
строить логические рассуждения;
самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.
Программа внеурочной деятельности социального направления разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» предназначена обеспечения школьного компонента учебного плана для обучающихся 6 класса. Рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю – 34 часа в год, реализуется за 34 часа, согласно календарно-тематичекого планирования.
Календарно тематическое планирование.
№ п/п | дата | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организаций учебных занятий | Виды деятельности обучающихся |
Из истории математики 6 часов | |||||
1 | 4.09 | Арифметика каменного века | 1 | Научные и поисковые исследования | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
2 | 11.09 | Числа начинают получать имена | 1 | Научные и поисковые исследования | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности |
3 | 18.09 | Загадка числа «7» | 1 | Научные и поисковые исследования | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) |
4 | 25.09 | Живая счетная машина | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
5 | 2.10 | Дюжины и гроссы | 1 | Научные и поисковые исследования | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
6 | 9.10 | Математика Вавилона | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
Великие математики 6 часов | |||||
7 | 16.10 | Пифагор и его школа | 1 | Научные и поисковые исследования | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. |
8 | 23.10 | Архимед | 1 | Научные и поисковые исследования | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. |
9 | 6.11 | Задачи на переливание жидкостей | 1 | Научные и поисковые исследования | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. |
10 | 13.10 | Мухаммед из Хорезма | 1 | Научные и поисковые исследования | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. |
11 | 20.10 | Развитие математики в России | 1 | Научные и поисковые исследования | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. |
12 | 27.10 | Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика» | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Из науки о числах 9 часов | |||||
13 | 4.12 | Открытие нуля | 1 | Научные и поисковые исследования | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. |
14 | 11.12 | Число Шахеризады | 1 | Научные и поисковые исследования | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. |
15 | 18.12 | Любопытные свойства натуральных чисел | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
16 | 25.12 | Признак делимости на 11 | 1 | Научные и поисковые исследования | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
17 | 15.01 | Числа счастливые и несчастливые | 1 | Научные и поисковые исследования | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
18 | 22.01 | Арифметические ребусы | 1 | Научные и поисковые исследования | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) |
19 | 29.01 | Некоторые приемы быстрого счета | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
20 | 5.02 | Числовые головоломки | 1 | Научные и поисковые исследования | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
21 | 12.02 | Арифметическая викторина | 1 | Научные и поисковые исследования | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
Логика в математике 8 часов | |||||
22 | 19.02 | Учимся правильно рассуждать | 1 | Научные и поисковые исследования | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию |
23 | 26.02 | В математике «не», «и», «или» | 1 | Научные и поисковые исследования | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) |
24 | 4.03 | Понятия «следует», «равносильно» | 1 | Научные и поисковые исследования | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. формулируют собственное мнение и позицию |
25 | 11.03 | Составные части математических высказываний | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
26 | 18.03 | Верные и неверные высказывания | 1 | Научные и поисковые исследования | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) |
27 | 1.04 | Необходимые и достаточные условия | 1 | Научные и поисковые исследования | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
28 | 8.04 | Затруднительные положения | 1 | Научные и поисковые исследования | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания |
29 | 15.04 | Несколько задач на планирование | 1 | Научные и поисковые исследования | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности |
Геометрические головоломки 6 часов | |||||
30 | 22.04 | Головоломка Пифагора | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
31 | 29.04 | Удивительные луночки | 1 | Научные и поисковые исследования | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
32 | 6.05 | Колумбово яйцо | 1 | Научные и поисковые исследования | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности |
33 | 13.05 | Лист Мебиуса | 1 | Научные и поисковые исследования | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания |
34 | 20.05 | Заключительное занятие - игра «Верю, не верю» | 1 | Научные и поисковые исследования | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 28.10.2019 |
Раздел | Математика |
Подраздел | Рабочая программа |
Просмотров | 1285 |
Номер материала | 6393 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |