Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательная математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательная математика"

Приложение к Основной образовательной программе

Утверждена приказом № ___________ от_________

Директор МБОУ СОШ №82п. Степной Курган

______________Н.А.Якуба

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Увлекательная математика»

6 класс

на 2019 - 2020учебный год

разработана Трифоновой О.В.

Содержание программы внеурочной деятельности

п/п

Наименование разделов.

Характеристика основных содержательных линий.

Характеристика основных видов деятельности ученика.

1.

Из истории математики

Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр.

Развитие представлений об арифметике каменного века, об истории развития математики, как числа получили свои названия

число 7 в истории, мифологии, природе и д.р.

о счете руками, ногами, о двенадцатеричной системе счисления, о развитии математики в Вавилоне

Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме

2.

    • Великие математики

Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России

Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого. Доклады о великих математиках.

Развитие представлений о Пифагоре, его школе и учении, о Архимеде, о задачах на переливание жидкостей, о Мухаммеде из Хорезма, его учении о счете, о развитии математической науки в России, об Остроградском, Ковалевской, Лобачевском и д.р., об арифметике Магницкого

Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме

3.

    • Из науки о числах

Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия).

Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки. Арифметическая викторина.

Развитие представлений о нуле, о числе Шахеризады, о некоторых свойствах натуральных чисел, о признаке делимости на 11, о различных числах и суевериях с ними связанных, о правилах решения ребусов, о приемах быстрого счета, о числовых головоломках

Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме

4.

Логика в математике

Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания. Составные части математических высказываний. Необходимые и достаточные условия. Задачи на математическую логику. Задачи на планирование.

Развитие представлений о рассуждениях в математике, о математической логике, о языке математической логики, о логике математических высказываний, о необходимых и достаточных условиях, о задачах на планирование

Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме

5.

Геометрические головоломки

Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса. Применение  листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве. Соразмерность.

Развитие представлений о головоломке, о квадратуре круга, о головоломке «Колумбово яйцо», о листе Мебиуса, о соразмерности в геометрии

Умение приводить примеры по теоретическому материалу, решать простейшие примеры по теме

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;

- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Познавательные УУД:

- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;

- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);

- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД:

- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Увлекательная математика» обучающиеся должны/получат возможность

знать/понимать:

  • основные ключевые понятия математики;

  • способы решения головоломок, ребусов;

  • некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;

  • о некоторых великих математиках и их достижениях;

  • об открытии нуля;

  • признак делимости на 11;

  • иметь навыки быстрого счета, счета на руках;

  • о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;

  • головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;

  • число Шахерезады; числа палиндромы;

  • методы рассуждений;

  • простые и сложные высказывания;

  • составные части математических высказываний;

  • необходимые и достаточные условия.

уметь:

  • решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;

  • решать задачи на переливание жидкости;

  • определять без вычислений делится или нет данное число на 11;

  • правильно употреблять математические термины;

  • решать задачи на математическую логику;

  • строить логические рассуждения;

  • самостоятельно принимать решения, делать выводы.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.

Программа внеурочной деятельности социального направления разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» предназначена обеспечения школьного компонента учебного плана для обучающихся 6 класса. Рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю – 34 часа в год, реализуется за 34 часа, согласно календарно-тематичекого планирования.

Календарно тематическое планирование.

п/п

дата

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организаций учебных занятий

Виды деятельности обучающихся

Из истории математики 6 часов

1

4.09

Арифметика каменного века

1

Научные и поисковые исследования

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

2

11.09

Числа начинают получать имена

1

Научные и поисковые исследования

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

3

18.09

Загадка числа «7»

1

Научные и поисковые исследования

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

4

25.09

Живая счетная машина

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

5

2.10

Дюжины и гроссы

1

Научные и поисковые исследования

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

6

9.10

Математика Вавилона

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Великие математики 6 часов

7

16.10

Пифагор и его школа

1

Научные и поисковые исследования

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

8

23.10

Архимед

1

Научные и поисковые исследования

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.

9

6.11

Задачи на переливание жидкостей

1

Научные и поисковые исследования

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

10

13.10

Мухаммед из Хорезма

1

Научные и поисковые исследования

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

11

20.10

Развитие математики в России

1

Научные и поисковые исследования

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

12

27.10

Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика»

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Из науки о числах 9 часов

13

4.12

Открытие нуля

1

Научные и поисковые исследования

определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

14

11.12

Число Шахеризады

1

Научные и поисковые исследования

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

15

18.12

Любопытные свойства натуральных чисел

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

16

25.12

Признак делимости на 11

1

Научные и поисковые исследования

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

17

15.01

Числа счастливые и несчастливые

1

Научные и поисковые исследования

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

18

22.01

Арифметические ребусы

1

Научные и поисковые исследования

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

19

29.01

Некоторые приемы быстрого счета

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

20

5.02

Числовые головоломки

1

Научные и поисковые исследования

определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

21

12.02

Арифметическая викторина

1

Научные и поисковые исследования

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Логика в математике 8 часов

22

19.02

Учимся правильно рассуждать

1

Научные и поисковые исследования

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

23

26.02

В математике «не», «и», «или»

1

Научные и поисковые исследования

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

24

4.03

Понятия «следует», «равносильно»

1

Научные и поисковые исследования

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

формулируют собственное мнение и позицию

25

11.03

Составные части математических высказываний

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

26

18.03

Верные и неверные высказывания

1

Научные и поисковые исследования

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

27

1.04

Необходимые и достаточные условия

1

Научные и поисковые исследования

определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

28

8.04

Затруднительные положения

1

Научные и поисковые исследования

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

29

15.04

Несколько задач на планирование

1

Научные и поисковые исследования

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Геометрические головоломки 6 часов

30

22.04

Головоломка Пифагора

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

31

29.04

Удивительные луночки

1

Научные и поисковые исследования

определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

32

6.05

Колумбово яйцо

1

Научные и поисковые исследования

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

33

13.05

Лист Мебиуса

1

Научные и поисковые исследования

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

34

20.05

Заключительное занятие - игра «Верю, не верю»

1

Научные и поисковые исследования

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

32

Автор
Дата добавления 28.10.2019
Раздел Математика
Подраздел Рабочая программа
Просмотров116
Номер материала 6393
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.