Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Закона «Об образовании», в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», Приказ Минобрнауки России от 26.11.10 № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО». Приказ Минобрнауки России от 22.09.11 № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО»), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10. №189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10», на основе программы из сборника: Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности. 1 – 4 классы. В двух частях. Часть 1 и часть 2. / Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ профессор Р.Г. Чуракова – Москва: Академкнига/ Учебник, 2011. программы начального общего образования, и основной общеобразовательной программа (ООП) ступени начального общего образования МОУ СОШ №1 г.Рыбинска с углубленным изучением английского языка на 2013-2014 учебный год.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Так внеурочная деятельность, общеинтелектуального направления, «Занимательная математика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Цели программы:

  • расширение информационной картины мира учащихся;

  • изучение окружающего мира математическими средствами;

  • развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления);

  • воспитание инициативности, самостоятельности, предприимчивости;

  • развивать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • формирование ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно мыслящей личности.

Задачи:

  • создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;

  • обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;

  • обучить приемам поисковой и творческой деятельности;

  • развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;

  • сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на четыре года занятий (135 часов на каждую подгруппу обучающихся; обучающиеся поделены на две подгруппы) с детьми младшего школьного возраста и поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра, творческий отчет, конференция;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1-й класс – 30 минут, 2–4-е классы – 45 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.

Воспитывающий аспектэто воспитание системы межличностных отношений.

Внеурочная работа предусматривает поиск необходимой информации в справочниках, книгах, детских журналах, газетах, на электронных носителях, в Интернете.

Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя, библиотекарь, родители школьников.

Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов:

Личностные:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

1) стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в листе учителя);

2) тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

3) итоговый контроль в формах:

– тестирование;

– практические работы;

– творческие работы;

– самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

– поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Основное содержание для 1класса

п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Математические развлечения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Логические упражнения.

11

1

10

2.

Математика вокруг нас

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Логические задачи. Задачи–шутки. Логические игры.

7

1

6

3.

Шифры

Хаотичный и систематический перебор вариантов. Придумывание шифров, использование шифров в играх и в жизни.

3

3

4.

Узоры

.Свойства предметов. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Целое и часть.

Признаки предметов.

Действия предметов

Последовательность действий в составлении математических узоров, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели.

9

9

5.

Так учились в старину

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция. Решение логических задач.

3

1

2

Всего

33

3

33

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата

Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Математические развлечения. Игры с числами.

06.09.

08.09.

Тест № 1

2.

Игры с числами.

13.09.

15.09.

3.

Игры с числами.

20.09.

22.09.

4.

Логические задачи.

27.09.

29.09.

5.

Логические задачи.

04.10.

06.10.

6.

Логические задачи.

11.10.

13.10.

Текст № 2

7.

Логические игры.

18.10.

20.10.

8.

Логические игры.

25.10.

27.10.

9.

Магические квадраты.

01.11.

10.11.

10

Магические квадраты.

15.11.

17.11.

11.

Магические квадраты.

22.11.

24.11.

12.

Математика вокруг нас.

29.11.

01.12.

13.

Числа в пословицах и поговорках.

06.12.

08.12.

14.

Числа в пословицах и поговорках.

13.12.

15.12.

15.

Нумерация вокруг нас.

20.12.

22.12.

16.

Нумерация вокруг нас.

27.12.

29.12.

17.

Математика в кулинарии.

10.01.

12.01.

18.

Математика в кулинарии.

17.01.

19.01.

19.

Шифры. Способы шифрования текстов.

24.01.

26.01.

20.

Способы шифрования текстов.

31.01.

02.02.

21.

Способы шифрования текстов.

07.02.

09.02.

22.

Узоры. Закономерности в узорах.

21.02.

01.03.

23.

Закономерности в узорах.

28.02.

15.03.

24.

Узоры на зданиях.

06.03.

05.04

25.

Узоры на одежде.

13.03.

12.04.

26.

Узоры на посуде.

20.03.

19.04.

27.

Узоры на оружии.

03.04.

26.04.

28.

Узоры в оформлении книг.

10.04.

03.05.

29.

Магические узоры.

17.04.

10.05.

30.

Магические узоры.

24.04.

17.05.

31.

Так учились в старину.

08.05.

22.05

32.

Так учились в старину.

15.05.

24.05

33.

Итоговое занятие

22.05.

29.05.

Тест № 3

Основное содержание для 2 класса

п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Свойства, признаки и составные части

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерность в числах и фигурах, буквах и словах.

4

4

2.

Сравнение

Сходство. Различие. Существенны и характерные признаки. Упорядочение признаков. Правила сравнения.

6

6

3.

Взаимосвязь между видовыми и родовыми

понятиями

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Родовидовые отношения.Упорядочение по родовидовым

Отношениям.

4

4

4.

Комбинаторика

Перестановки. Размещения. Сочетания.

5

5

5.

Элементы логики

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации.

Причинно-следственные цепочки.Рассуждения. Умозаключения.

7

7

6.

Развитие творческого воображения

Создание собственных картин

«Игра с закономерностями».

3

3

7.

Практический

материал

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные

викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

5

5

Всего

34

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Введение

03.09

03.09

Тест № 1

2.

Выделение признаков

10.09

10.09

3.

Различие

17.09

17.09

4.

Сходство

24.09

24.09

5.

Существенные признаки

01.10

01.10

6.

Характерные признаки

08.10

08.10

7.

Упорядочение признаков

15.10

15.10

8.

Правила сравнения

22.10

22.10

9.

Значение сравнения

29.10

29.10

10.

Тест «Сравнение»

12.11

12.11

Тест № 2

11.

Истинные и ложные высказывания

19.11

19.11

12.

Отрицание высказывания

26.11

26.11

13.

Понятие о классах

03.12

03.12

14.

Правила классификации

10.12

10.12

15.

Вопросы

17.12

17.12

16.

Алгоритм

24.12

24.12

17.

Тест «Алгоритм»

Тест № 3

18.

Закономерность в числах и фигурах

19.

Закономерность в буквах и словах

20.

Комбинаторика. Перестановки

21.

Комбинаторика. Размещения

22.

Комбинаторика. Сочетания

23.

Причина и следствие

24.

Причинно-следственные цепочки

25.

Противоположные отношения между понятиями

26.

Отношения: род/вид

27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям

28.

Виды отношений

29.

Тест «Отношения»

Тест № 4

30.

Определения

31.

Ошибки в построении определений

32.

Суждения

Тест № 5

33.

Итоговый тест

34.

Итоговое занятие

Основное содержание для 3 класса

п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Свойства, признаки и составные части

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

4

1

3

2.

Сравнение

Сравнение предметов по признакам.Симметрия. Симметричные фигуры

2

2

3.

Комбинаторика

Перестановки. Размещения. Сочетания.

2

2

4.

Действия предметов

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

4

4

5.

Элементы логики

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества.

Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Выражения и высказывания

10

1

9

6.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток

3

3

7.

Развитие творческого воображения

Составление загадок, чайнвордов.Создание фантастического сюжета

на тему «Состав предметов»

4

4

8.

Практический

материал

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины

5

5

Всего

34

2

32

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Введение

Тест № 1

2.

Закономерности в чередовании признаков

3.

Классификация по какому-то признаку

4.

Сравнение предметов по признакам

5.

Тест «Сравнение»

Тест № 2

6.

Состав предметов

7.

Логические упражнения. Игра «Угадай

предмет»

8.

Найди отличия

9.

Действия предметов. Игра «Кто так де-

лает?»

10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения

11.

Функциональные признаки предметов

12.

Симметрия. Симметричные фигуры

13.

Логическая операция «и»

14.

Координатная сетка

15.

Решение логических задач и задач-

шуток

16.

Результат действия предметов

17.

Обратные действия

18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток

19.

Тест «Отношения»

Тест № 3

20.

Порядок действий, последовательность событий

21.

Комбинаторика. Размещение, сочетание

22.

Составление загадок, чайнвордов

23.

Множество

24.

Элементы множества

25.

Классификация по одному свойств

26.

Тест «Классификация

Тест № 4

27.

Способы Сравнение множеств задания множества

28.

Отношения между множествами

(объединение, пересечение, вложенность)

29.

Решение задач с использованием понятий о множествах

30.

Выражения и высказывания

31.

Высказывания со связками «и», «или

32.

Отрицание

33.

Итоговый тест

Тест № 5

34.

Итоговое занятие

Основное содержание для 4 класса

п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Сравнение

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

4

1

3

2.

Комбинаторика

Решение задач с помощью таблиц и графов.

4

1

3

3.

Элементы логики

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «и», «или», «если… то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы

11

1

10

4.

Развитие творческого воображения

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки

зрения русского языка и окружающего мира

11

11

5.

Практический

материал

Логические задачи. Задачи смекалки. Житейские задачи.

Логические игры.

4

4

Всего

34

3

31

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Введение

Тест № 1

2.

Повторение основных мыслительных

операций

3.

Причинно-следственные цепочки

4.

Интегрированный: логика в окружающем мире

5.

Интегрированный: логика в русском

языке

6.

Виды отношений между понятиями

7.

Комбинаторика. Решение задач с по-

мощью таблиц

8.

Понятие о графах

9.

Рефлексивность отношений

10.

Симметричность отношений

11.

Тест «Отношения между понятиями»

Тест № 2

12.

Классификация

13.

Язык и логика. Фразеологизмы

14.

Язык и логика. Образность и меткость

речи

15.

Язык и логика. Речевые ошибки

16.

Язык и логика. Пословицы

17.

Тест «Язык и логика»

Тест № 3

18.

Работа над ошибками.

19.

Логические связки «или», «и»

20.

Логическая связка «если… то»

21.

Логические возможности

22.

Ситуативная связь между понятиями

23.

Оценка ситуации с разных сторон

24.

Образное сравнение

25.

Синонимы. Многозначность

26.

Антонимы

27.

Тест «Языковая логика»

Тест № 4

28.

Работа над ошибками

29.

Комбинаторика. Решение задач с по-

мощью графов

30.

Рассуждения

31.

Выводы в рассуждениях

32.

Юмор и логика

33.

Юмор и логика

34.

Конкурс эрудитов

Литература для учитиеля

  1. Ганс Юрген Айсенк. Проверьте свои способности. Тесты. – СПб.: Лань, 1995.

  2. Маш Л., Граник Г. Моя самая первая книжка по математике. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Моршнева Л.Г. Дидактический материал по математике. – Саратов: Лицей, 2000.

  4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. /Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига /Учебник.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /В.Г. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  6. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

Критерии оценки результатов тестов:

– высокий уровень освоения программы – 80–100 %;

– уровень выше среднего – 60–80 %;

– средний уровень – 50–60 %;

– уровень ниже среднего – 30–50 %;

– низкий уровень – меньше 30 %.

1-й класс

Входной тест

1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.

1) Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1С Ъ И 4;

2) П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8.

2. Реши задачу:

Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?

3. Нарисуй недостающую фигуру.

?

4. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее.

Дай название оставшейся группе слов:

НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД

5. Продолжи ряд:

1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...

6. Реши задачу:

Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за три дня? _____________

Промежуточный тест

1. Допиши слова, подходящие по смыслу:

холод – зима, тепло – …;

помидор – красный, огурец – …;

человек – ребенок, собака – …;

морковь – огород, яблоня – …

2. Реши задачу.

Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?

_______________

3. Зачеркни «лишнее» слово:

– окунь, щука, кит, карась;

– ель, липа, сирень, береза;

– сын, друг, бабушка, папа.

4. Разгадай закономерность и дорисуй:

5. Учись рассуждать:

На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?

________________

6. Назови обобщающим словом:

– пчела, бабочка – …

– пила, отвертка – …

– Франция, Россия – …

– дождь, снег – …

Итоговый тест

1. Реши задачи:

В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________

Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________

Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет.

Сколько лет Косте? ___________________

2. Зачеркни «лишнее» слово:

– окно, волк, коза, бежать, берег;

– гора, холм, река, лес, трамвай, поле.

3. Составь по три слова из букв каждой строки.

– Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________;

– О, С, А, К _____________, _________________, _______________.

4. Напиши по аналогии:

– птица – крылья, рыба – …

– трактор – гусеницы, автомобиль – …

– завод – цех, школа – …

– альпинист – горы, пловец – …

2-й класс

Тест «Алгоритм»

1. Выполни действия. Впиши результаты:

1) задумай однозначное число;

2) прибавь 5;

3) сложи результаты действий 1 и 2;

4) вычти 4;

5) прибавь 10;

6) вычти удвоенное задуманное число. У тебя получилось 11?

Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.

2. Нарисуй рамку. Выполни действия:

– отметь внутри рамки две точки;

– обозначь эти точки буквами А и В;

– отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;

– обозначь эту точку буквой С;

– соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.

Какая фигура у тебя получилась?

3. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить

пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?

Перечисли эти действия в нужном порядке:

а) _________________;

б) _________________;

в) _________________;

г) _________________;

д) _________________.

Тест «Сравнение»

1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки.

– деревянный, удобный, письменный…

– летний, солнечный, праздничный…

- узкий, длинный, кожаный…

– черная, рыхлая, влажная…

– большие, синие, грустные…

– душный, сухой, пыльный….

2. Подбери близкие по значению слова:

– друг – товарищ;

– храбрый – …

– скоро – …

– разломать – …

– думать – …

– редко – …

3. Сравни самолет и автобус.

Самолёт вертолёт

Сходство:

Различия:

4. Какой признак отличия лежит в основе деления:

– перелетных и зимующих птиц;

– хвойных и лиственных деревьев.

5. Выдели признаки сходства:

– песок, крупа – …

– глина, снег – …

– книга, телевизор – …

– чайник, утюг – …

6. Напиши красивое сравнение:

например: Осенние листья лежат как пестрый ковер.

– красногрудые снегири похожи на …

– волосы мягкие, как …

– голос звучал нежно, как …

7. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к

двум словам:

например: друг (старый) шкаф;

– настроение (…) утро;

– обида (…) таблетка;

– торт (…) загар.

Дополнительное задание.

а) Пропали гласные.

Н… В… Д… Н… Н

К… Р… С… Л

Р… С… Н… К

б) Восстанови порядок букв и получи слово.

ИКОРКДОЛ

ЯЯЛБНО

Тест «Отношения»

1. Определи тип отношений, запиши рядом:

– телевизор – экран – воробей – утка

– брюки – одежда – горький – сладкий

– почтальон – письмо – сегодня – завтра

– гололед – перелом руки – карман – кнопка

2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям:

а) вид – род

лето – …

столяр – …

поезд – …

б) целое – часть

растение – …

рыба – …

воздух – …

в) противоположности

аккуратный – …

прямой – …

бросил – …

г) рядоположности

люстра – …

Буратино – …

сердце – …

д) функциональные

уши – …

гитара – …

корова – …

е) последовательности

седьмой – …

завтра – …

молния – …

ж) причина – следствие

игра со спичками – …

долго был летом на солнце – …

погибло много птиц – …

3. Составь самостоятельно пару понятий:

– род – вид;

– рядоположности;

– целое – часть;

– причины – следствия.

4. Зачеркни неверные пары:

род – вид: звери – животные;

противоположные: жара – засуха;

причина – следствие: утро – вечер;

последовательные: последний этаж – чердак;

функциональные: медведь – берлога;

целое – часть: озеро – глубина;

рядоположности: река – рыба.

5. Напиши противоположные понятия:

– свежая газета – …;

– свежая рубашка – …;

– свежий хлеб – …

6. Расположи понятия от более широкого к более узкому (пронумеруй):

– спортивная обувь, кеды, обувь;

– первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.

7. Построй сам такую цепочку.

Роза – … – … – …

8. Расшифруй слова:

а) М З К – …

К Р К Д Л – …

З М Л Т Р С Н – …

б) Ц Е Л С Н Т И А

И Ч Т О Н К И Л

Итоговый тест

1. Впишите слово, которое является понятием данного определения:

– мера длины, равная 100 см, – …

– явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, – …

– твердое состояние воды непрозрачного цвета – …

– математическое действие, при котором происходит увеличение числа в

несколько раз, – …

– четырехугольник, у которого все углы прямые, – …

– небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, – …

– полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит – …

– положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, – …

2. Дополни определение:

– час – это единица времени;

– гроза – это явление природы;

– корень – это часть растения.

3. Самостоятельно составь определение:

– дневник – это …;

– делитель – это …;

– береза – это …;

– справедливость – это …

4. Вычеркни определения с ошибками:

– враг – это человек, который желает тебе зла;

– утюг – предмет бытовой техники для одежды;

– чай – это кипяченая вода чайнике;

– шуба – зимняя верхняя одежда из меха;

– лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус;

– корова – животное, которое дает молоко;

– ствол – это древесный стебель.

5. Объясни своими словами крылатые выражения:

– юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары

судьбы;

– глаза – зеркало души.

3-й класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________,

__________.

2. Вспомните логические операции.

А) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

– мальчик, девочка, бабушка – …

– сметана, кефир, майонез – …

– Земля, Луна, Венера, Юпитер – …

– дуб, баобаб, береза, осина – …

– предательство, доброта, честность – …

Б) Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

В) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, ку-

бок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа 2 группа 3 группа

Г) Аналогия:

– вверх – вниз

– говорил – …

– думать – размышлять;

– ломать – …

– брюки – штанина

– рубашка – …

– 1 2 3 – 2 3 4

– 3 4 5 – …

3. Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

Тест «Классификация»

1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов:

– коза, корова, лось, лошадь – …

- в, з, ш, д – …

– апельсин, груша, малина, яблоко – …

– юбка, брюки, полотенце, пальто – …

– добрый, жадный, честный, голодный – …

2. Напиши основание классификации (по какому признаку разделили слова?):

– ель ромашка шиповник;

– клен ландыш смородина;

– береза колокольчик сирень.

3. Раздели на группы. Дай группам название:

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

4. Произведи классификацию по основанию: материал изделия:

Посуда

5. Произведи классификацию самостоятельно:

Геометрические фигуры

6. Исправь ошибки в классификации:

– согласные звуки делятся на звонкие и мягкие;

– деревья делятся на хвойные и фруктовые;

– водоемы делятся на океаны и моря.

7. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части:

– люди делятся на детей и взрослых;

– машины бывают грузовые и легковые;

– год делится на зиму, лето, осень, весну;

– горы делятся на старые и молодые;

– меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм;

– час состоит из минут и секунд.

Тест «Сравнение»

1. Назови не менее трех признаков (свойств):

а) автомобиля;

б) слова автомобиль;

в) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

2. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

3. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

4. Чем похожи и чем отличаются:

а) кошка и собака;

б) дятел и комар;

в) ласточка и самолет;

г) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:

а)_________________

б)_________________

в)_________________

г)_________________

Различие:

а)_________________

б)_________________

в)__________________

г)__________________.

5. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

6. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; б) по убыванию по-

следней цифры; в) по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

а) __________;

б) __________;

в) __________.

7. Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится. Ответ: ______________ .

Тест «Отношения»

1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

2. Зачеркни лишнее; всё остальное назови общим словом:

а) утка, ласточка, петух, индейка, гусь;

б) 8, 17, 24, 32, 2;

в) сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

а)_____________;

б)_____________;

в)_____________ .

3. Укажи родовое понятие:

а) пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;

б) пятиугольник, круг, квадрат;

в) пчела, муха, бабочка;

г) ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

а)______________

б)______________

в)______________

г)______________.

4. Заполни таблицу:

Род

Виды

Птица

  1. 1)Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест

1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:

– быстрая, бурная, горная …

– крупный, вкусный, круглый, грецкий…

– летняя, теплая, звездная…

– меткая, поучительная, мудрая…

2. Вычеркни неверные сравнения.

– у зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги;

– курица – домашняя птица, а лебедь – дикая;

– в сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора;

– остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.

3. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

4. Произведи классификацию по любому основанию:

а) все экосистемы делятся на…;

б) всех зверей можно разделить на…;

5. Дай группе слов родовое понятие:

– яблоко, желудь, шишка – …;

– тополь, кошка, мухомор – …;

– шелк, ситец, вельвет – …

6. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

7. Что это?

1) … – движение воздуха с определенной скоростью в каком–либо на-

правлении;

2) … – одна сторона листа;

3) … – знаки, с помощью которых записываются числа.

8. Составь определение.

Чемодан – это

9. Напиши противоположное понятие:

1) замерз – … .

2) огорчить – …

10. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому …

11. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что …

12. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

4-й класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно… … …

2. Назови одним словом, исключив лишнее.

– злость, радость, восторг – …

– пингвин, журавль, верблюд – …

– Тюмень, Киев, Москва – …

– желудок, позвоночник, череп – …

3. Сравнение.

Сравнить – это значит найти признаки… и …

4. Классификация.

5. Аналогия.

Продолжи по аналогии:

– побежал, подарок, походка…;

– 701, 6002, 50003…

– маленький, умненький, кисленький…

6. Расшифруй слова:

А Г И К Л О – … Е М А В И Н И Н – …

П Т А Я М Ь – … Ш Л Ы М Е Е Н И – …

Тест «Отношения между понятиями»

Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии:

Дятел – птица

Учитель – …

Часы – …

_____________

Улыбнулся – нахмурился

Упрямый – …

Заболел – …

______________

Книга – страница

Здание – …

Рассказ – …

________________

Чай – кофе

Ручка – …

Землетрясение – …

_________________

Кровь – кислород

Яблоко – …

Овца – …

__________________

Ноябрь – декабрь

Утро – …

1/7 – …

__________________

Грубость – обида

Шутка – …

Дождь – …

2. Напиши аналогичную пару:

1) Стол – мебель.

Китай – …

2) Машина – кузов.

Паровоз – …

3) Глаза – картина.

Уши – …

4) Широкий – бескрайний.

Безымянный – …

5) Лето – июль.

Рубашка – …

3. Выполни аналогичное задание.

1) Лук – связка лука.

Сыр – … Чай – …

Бензин – … Песок – …

Суп – … Клей – …

Молоко – …

2) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.

Ель – … – … – … – …

Апельсин – … – … – … – …

3) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.

– вымыть посуду;

– передохнуть;

– справиться с напряжением;

– находиться в отпуске;

– тянуть лямку;

– гнуть спину;

– испытывать судьбу;

– потерять почву под ногами.

Тест «Язык и логика»

1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть:

1) Старые лебеди склонила над ним горые шеи.

2) Зимой в саду расцвели яблони.

3) Внизу над ними расстилалась пустыня.

4) В ответ я киваю ему рукой.

5) Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.

6) Сорняки шипучи и плодовиты.

7) Настоле лежала карта нашего города.

8) Самолет сюда, чтобы помочь людям.

9) Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.

10) Дети страдали от недоедания пищи.

2. Закончи фразеологизмы:

1) ни к селу…

2) в час по…

3) как снег…

4) совать нос…

5) … из мухи…

3. Продолжи пословицы:

1) январь – году начало, зиме…

2) … всякий молод

3) красна птица пером, а человек…

4) крепкую дружбу…

5) мал золотник, да…

4. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу:

1) вести честную игру.

2) играть со смертью.

3) быть хозяином своей судьбы.

4) играть по правилам.

5. Объясни смысл следующих фразеологизмов:

– с минуты на минуту;

– утереть нос;

– перемывать кости;

– говорить в глаза.

6. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим:

– о полной темноте;

– том, кто сам не пользуется и другим не дает;

– делах, которые идут успешно, удачно;

– том, что одно плохое портит много хорошего.

7. У шпиона обнаружена шифровка. В ней секретная информация, расшифруй ее.

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

8. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:

Я под синим пологом

На холме пологом.

Найди такие слова для стихотворения Я. Козловского:

1) На двери замка ни…

2) Живет щегол здесь – первый…

3) И утром белка из…

4) Ему готовит гоголь-моголь.

Тест «Языковая логика»

1. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.

Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.

2. Объясни смысл следующих сравнений:

1) медвежья услуга – …

2) заячья душа – …

3) волчьи законы – …

3. Найди синонимы и подчеркни их:

1) больной, необычный, усталый, странный, далекий;

2) шалить, играть, драться, баловаться, кричать;

3) бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.

4. Угадай многозначное слово.

1) помещение в гостинице (…) один выпуск газеты или журнала;

2) часть книги (…) часть дерева;

3) древнее оружие (…) овощ;

4) сфера общения (…) геометрическая фигура;

5) часть литературного произведения (…) руководитель учреждения.

5. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:

1) свежая газета – …

2) свежая рубашка – …

3) свежий воздух – …

4) свежие новости – …

6. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.

1) ____________________________ хвост, холод;

2) ____________________________ характер, перстень;

3) ____________________________ нервы, труба;

4) ____________________________ жизнь, конфета.

7. Реши анаграммы и исключи лишнее слово:

КОХЙЕК; СНИНЕТ; ОЖИВТ; ЛУФОБТ.

Конкурс эрудитов

1. Закончи фразеологизмы:

1) ни в зуб…

2) как снег…

3) ждать у моря…

4) язык…

2. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго:

Например: вок ( зал) пы.

1) гор ( … ) олад;

2) каб ( … ) ошко;

3) за ( … ) ец.

3. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?

4. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты (определения): красна девица, добрый молодец и др.

Какие эпитеты употребляются со словами:

1) ночь; 5) сокол;

2) вода; 6) леса;

3) горы; 7) поле;

4) солнышко; 8) реки

5. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий? Ответ поясни.

6. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так,чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.

7. Вставь на свое место (изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы (старинный, давний, старый, ветхий) в отрывок текста:

… человек обыкновенно любит вспоминать… происшествия и рассказывать о… обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много…вещей.

8. В стихотворении А. А. Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова:

1) Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

2) Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

И радостен для глаза

Весь траурный наряд.

3) Люблю игру денницы (заря)

Я наблюдать за ней.

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

9. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.

ЮКИЛТ; ЛЮТАНЬП; ОЗАРАЛИФКА.

10. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой

1) Квадрат – куб. 4) Жара – зной.

Треугольник – …. Смелый – ….

2) Дуб – дерево. 5) Дерево – ствол.

Стакан – …. Человек – ….

3) Река – озеро. 6) Молоко – сыр.

Яблоко – …. … – печенье.

11. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1) Куй железо, пока горячо.

2) Один в поле не воин.

3) Лес рубят – щепки летят.

4) Не все золото, что блестит.

5) Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Автор
Дата добавления 03.03.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров1057
Номер материала 3259
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.