Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики.
Один ребенок спросил известного писателя Д. Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?». «Учи как следует математику», - услышал он в ответ.
Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые. Но в математическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в математике принадлежит образному мышлению.
На протяжении всей истории развития человечества математика являлась важнейшей составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего нас мира.
Математика — это ещё и благодатная почва для развития творческих способностей. Без математики действительно немыслима ни одна из областей деятельности человека.
Обучение наших детей не сводится лишь к даче знаний, умений и навыков. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах. Поэтому, темой по самообразованию я выбрала тему «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики».
Для того, чтобы рассматривать развитие творческих способностей младших школьников, необходимо вспомнить, что понимают под творчеством. Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне. Важную роль в развитии творческих способностей играют учебные задания, которые выступают в качестве мыслительной деятельности и определяют ее характер.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа.
При поиске новых приёмов и методов развития творческих способностей школьников, я обратила внимание на одну цитату: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Сказка делает урок более интересным, а вопросы, на которые отвечают дети, способствуют развитию мышления.
Первоклассники с удовольствием воспринимают объяснение нового в форме сказок, хорошо запоминают их содержательную сторону. В процессе прослушивания возможно выполнение учебного задания. Например, рассказывая сказку об отрезке, можно иллюстрировать ее содержание при помощи простейшего чертежа на доске, а дети работают на листках бумаги или в альбомах.
«Сказка об отрезке»
«Жил-был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется?
Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит: -Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой?
Засмеялась прямая: - Эх ты, карандаш! Ведь ты не дойдешь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?
-Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. - Я, наверно, пошел не в ту сторону.
- И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов».
«Прямая даже спела про себя песенку:
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди,
Не найти конца пути».
Опечалился карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.
-Как же быть? Что же мне так и придется идти без конца?
-Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, - подсказала прямая.
-Ура! - закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу гулять по прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на прямой? Как это называется?
-Это мой отрезок, - улыбнулась Прямая линия.
-Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого».
Самостоятельное сочинение математических сказок и частушек развивает ещё и устную речь, фантазию, смекалку.
Частушки
1.Посмотрите на меня,
Какая я красавица!
Посерединке поясок –
Всем он очень нравится (8)
2.Есть у нас такая цифра
Очень интересная.
Поверни хоть так, хоть эдак,
Всем она известная. (0)
3.Обожаю я считать
Вслух свои примеры.
Получу оценку «5»
В отличие от Леры.
Задачи в стихах
Вышла кошка погулять
И синичек посчитать:
Две на дереве сидят,
Три в окошко глядят.
Отвечайте-ка скорей,
Сколько птичек во дворе?
С целью развития творческих способностей на уроках математики, я использую следующие задания:
Задачи-шутки
- В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?
Задачи на смекалку
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Задачи с недостающими или лишними данными
Незаконченные задачи (задачи без вопроса)
Задания на развитие воображения:
Нарисуйте предметы, имеющие овальную форму или треугольную.
Дорисуйте каждую фигурку так, чтобы получилась картинка.
Задания с палочками
Из 5 палочек составь 2 одинаковых треугольника.
Из 7 палочек составь 2 квадрата.
Из 7 палочек составь 3 равных треугольника.
Я считаю, что игра — это поле творчества. На занятия к нам приходят сказочные герои. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними.
Игра «Лесенка». Ребятам необходимо вписать в прямоугольники примеры (с двух сторон). (Кто быстрее поднимется вверх).
Заключение
В заключение хочется сказать, что математика – предмет, наиболее эффективный для развития творческого потенциала учащихся. Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей. В данном случае нельзя делать итог по каждому ученику, так как уровень творческого развития детей различен. Важно то, что творческие способности есть у каждого ребенка. Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.
Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 23.09.2017 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Другое |
Просмотров | 711 |
Номер материала | 4414 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |