Уроки математики / Другое / "Развитие творческих способностей на уроках математики" выступление на МО

"Развитие творческих способностей на уроках математики" выступление на МО

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики.

Один ребенок спросил известного писателя Д. Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?». «Учи как следует математику», - услышал он в ответ.

Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые. Но в математическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в математике принадлежит образному мышлению.

На протяжении всей истории развития человечества математика являлась важнейшей составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего нас мира.

Математика — это ещё и благодатная почва для развития творческих способностей. Без математики действительно немыслима ни одна из областей деятельности человека.

Обучение наших детей не сводится лишь к даче знаний, умений и навыков. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах. Поэтому, темой по самообразованию я выбрала тему «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики».

Для того, чтобы рассматривать развитие творческих способностей младших школьников, необходимо вспомнить, что понимают под творчеством. Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне. Важную роль в развитии творческих способностей играют учебные задания, которые выступают в качестве мыслительной деятельности и определяют ее характер.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа.

При поиске новых приёмов и методов развития творческих способностей школьников, я обратила внимание на одну цитату: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Сказка делает урок более интересным, а вопросы, на которые отвечают дети, способствуют развитию мышления.

Первоклассники с удовольствием воспринимают объяснение нового в форме сказок, хорошо запоминают их содержательную сторону. В процессе прослушивания возможно выполнение учебного задания. Например, рассказывая сказку об отрезке, можно иллюстрировать ее содержание при помощи простейшего чертежа на доске, а дети работают на листках бумаги или в альбомах.

«Сказка об отрезке»

«Жил-был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется?

Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит: -Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой?

Засмеялась прямая: - Эх ты, карандаш! Ведь ты не дойдешь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

-Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. - Я, наверно, пошел не в ту сторону.

- И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов».

«Прямая даже спела про себя песенку:

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Не найти конца пути».

Опечалился карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.

-Как же быть? Что же мне так и придется идти без конца?

-Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, - подсказала прямая.

-Ура! - закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу гулять по прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на прямой? Как это называется?

-Это мой отрезок, - улыбнулась Прямая линия.

-Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого».

Самостоятельное сочинение математических сказок и частушек развивает ещё и устную речь, фантазию, смекалку.

Частушки

1.Посмотрите на меня,

Какая я красавица!

Посерединке поясок –

Всем он очень нравится (8)

2.Есть у нас такая цифра

Очень интересная.

Поверни хоть так, хоть эдак,

Всем она известная. (0)

3.Обожаю я считать

Вслух свои примеры.

Получу оценку «5»

В отличие от Леры.

Задачи в стихах

Вышла кошка погулять

И синичек посчитать:

Две на дереве сидят,

Три в окошко глядят.

Отвечайте-ка скорей,

Сколько птичек во дворе?

С целью развития творческих способностей на уроках математики, я использую следующие задания:

Задачи-шутки

- В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?

Задачи на смекалку

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Задачи с недостающими или лишними данными

Незаконченные задачи (задачи без вопроса)

Задания на развитие воображения:

Нарисуйте предметы, имеющие овальную форму или треугольную.

Дорисуйте каждую фигурку так, чтобы получилась картинка.

Задания с палочками

Из 5 палочек составь 2 одинаковых треугольника.

Из 7 палочек составь 2 квадрата.

Из 7 палочек составь 3 равных треугольника.

Я считаю, что игра — это поле творчества. На занятия к нам приходят сказочные герои. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними.

Игра «Лесенка». Ребятам необходимо вписать в прямоугольники примеры (с двух сторон). (Кто быстрее поднимется вверх).

Заключение

В заключение хочется сказать, что математика – предмет, наиболее эффективный для развития творческого потенциала учащихся. Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей. В данном случае нельзя делать итог по каждому ученику, так как уровень творческого развития детей различен. Важно то, что творческие способности есть у каждого ребенка. Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.

Ребенок – не кувшин, который

надо наполнить, а лампада,

которую надо зажечь.

Автор
Дата добавления 23.09.2017
Раздел Начальная
Подраздел Другое
Просмотров172
Номер материала 4414
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.