Уроки математики / Статья / "Самостоятельная работа на уроках математики"

"Самостоятельная работа на уроках математики"

Самостоятельная работа на уроках математики

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности

Наиболее часто в своей в практике я использую следующие типы самостоятельных работ :работа с учебником; работа со справочной литературой; решение и составление задач; учебные упражнения; задания по схемам, чертежам, графикам ,практические работы; самостоятельные работы с логическими заданиями, выполняемые с помощью кодированных ответов; самостоятельные работы в форме математических диктантов; устные самостоятельные работы; домашние самостоятельные работы.

При выполнении самостоятельных работ по образцу познавательная деятельность ученика направлена на овладение способами работы, основными умениями для последующего применения в практике. Такие работы позволяют усвоить учебный материал, но не обогащают учеников опытом познавательной творческой деятельности.Творческие работы при обучении математике - это такие работы, при выполнении которых ученик открывает новое для себя. Они служат формированию у учащихся интереса к предмету, воспитанию положительного отношения к учению, развития математического мышления. В ходе выполнения таких работ школьник учиться раскрывать для себя новые стороны изучаемых явлений, высказывает собственные суждения, на основе применения личного опыта и анализа исходных данных находит путь решения задачи, доказательства теорем, делает выводы.

К творческим работам относятся:

а) решение задачи и доказательство теоремы нестандартным, новым для ученика способом;

б) решение задач несколькими способами;

в) составление задач, примеров самими учениками;

г) математические сочинения и т.д.

Развитию творчества способствуют вариативные задания, которые содержат элементы творческой познавательной деятельности, требуют осуществления поиска, проявления более высокого уровня самостоятельности. Самостоятельные работы использую обучающие и проверочные.:

Проверочные самостоятельные работы предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы. Они рассчитаны на 10-15 минут. При их выполнении учитель своевременно получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет ему вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших тот или иной материал и в зависимости от этого строить работу по повторению и изучению нового материала данной темы.

Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4-7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 мин. При подготовки к урокам я тщательно продумываю организацию самостоятельной работы на всех этапах урока.

Любая  самостоятельная работа имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы .Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика. Эта работа должна развивать познавательные способности учащегося.Содержание работы и форма ее выполнения должна вызывать интерес у учащегося, желание выполнить работу до конца.

В своей работе я часто использую карточки-консультанты, которые при самостоятельной работе помогают  ученику решить задачу. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим я стараюсь считаться и использовать для мотивации.

Для разных детей значимы разные поощрения, например

  • высокие оценки,

  • публичное признание их хорошей работы,

  • помещение работ на выставку,

  • победа в конкурсе или соревновании,

Оценка играет немаловажную роль и в решении проблемы включения учащихся в самостоятельную работу.

Рассмотрим наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний учащихся, к оценке их самостоятельной работы:

  • Оценка отражает результат личной учебной деятельности, максимально учитывает индивидуальные особенности учащихся.

  • Оценка должна быть объективной (объективность оценок лежит в увеличении их числа).

  • Гласность оценки, ее аргументация, проставление в дневник.

  • Стимулирующий характер оценки.

  • Постоянно знакомить учащихся с критериями оценивания устных и письменных работ.

  • Включение приема самооценки своих результатов и взаимопроверки, сопоставление результатов оценивания.

  • Сочетание количественной и качественной оценки.

  • Единство требований учителей.

Необходимо помнить, что один урок не может решить всех задач обучения ученика навыкам самостоятельной работы, нужна система в работе, преемственность в обучении, четкое понимание роли самостоятельной работы ученика в учебном процессе. Ведь результат успешности обучения школьника прямо зависим от уровня его самостоятельности. Невозможно ожидать от учеников оригинальных, красивых решение, ответов, если учитель предварительно не продемонстрировал школьникам собственного интереса к предмету, его важности. Так и равнодушие учителя к результатам самостоятельной работы ученика не может вызвать развития его самостоятельности.

Автор
Дата добавления 17.11.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров86
Номер материала 4858
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.