Уроки математики / Статья / Выступление-статья "Новые аспекты в проведении уроков математики"

Выступление-статья "Новые аспекты в проведении уроков математики"

Выступление на августовском секционном занятии учителей математики Жуковского района на тему

«Новые аспекты в проведении традиционных уроков математики»

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ:

1. Информационные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Возможности применения информационных технологий в процессе обучения математике.

3. Методические рекомендации для подготовки и проведения мультимедиа урока в современной школе.

4. Использование интерактивной доски на уроках математике.

5. Метод проектов как одна из форм организации итогового контроля.

1. Информационные технологии на уроках и во внеурочной

деятельности

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Компьютерные или новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

  1. Проникающая технология – применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.

  2. Основная, определяющая, наиболее значимая из всех используемых в данной технологии частей.

  3. Монотехнология – все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинга, опираются на применение компьютера.

Информационная технология обучения позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения. Изменение качества учебной информации достигается за счет создания мультимедийных образов, а также из-за возможности альтернативного выбора уровня сложности конкретным учеником. Машина как бы учитывает индивидуальные особенности обучаемых, исходный уровень их знаний и умений, что особенно важно при разноуровневой подготовке учащихся (т.е. при работе в условиях реального класса школы).

Компьютер может оказать большую помощь преподавателю и в ряде других случаев. Так, например, если требуется запомнить изучаемый материал, машина предъявляет на экране дисплея задание на заучивание. В случае возникновения трудностей компьютер разъясняет некоторые приемы данного учебного умения путем повторного воспроизведения текста, предложения заучить его по частям. При традиционном способе формирования знаний преподаватель не может эффективно работать со всеми учениками одновременно, так как не для всех учащихся применяемый методический вариант эффективен. В такой ситуации преподаватель должен использовать другой вариант закрепления знаний, например, посредством выполнения упражнений и решения задач. Компьютер предъявляет задания в определенной последовательности, ориентируя учеников на постепенное усвоение содержания.

Репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с компьютером в реальном масштабе времени. И благодаря наличию обратной связи учащиеся получают объективную информацию не только при контроле, но и в процессе получения и усвоения знаний. Программа позволяет ученику самостоятельно осуществлять контроль своих знаний, выявлять ошибки и находить кратчайшие пути их устранения.

При традиционной технологии обучения учителю практически невозможно осуществить обратную связь с каждым учеником. Материал урока усваивается лишь группой учащихся, что снижает эффективность обучения всего класса. Выявить эти пробелы в знаниях учащихся при традиционном обучении возможно лишь при проведении текущего контроля, а не в ходе процесса объяснения. В случае использования компьютера такие трудности в работе учителя исчезают.

Структура деятельности учителя при планировании и проведении урока

на основе ИКТ.

  1. Анализ данных по конкретному классу, полученных по результатам психологического мониторинга. Определение методов и форм работы с классом в целом и отдельными учениками.

  2. Использование электронной модели учебника на одном из этапов урока, исходя из типа проводимого урока.

  3. Проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки, встроенной в электронную модель учебника.

  4. Анализ данных педагогического мониторинга с целью корректировки содержания следующего урока в этом классе: например, определить, что было не усвоено и вернуться к этому позднее.

С методической точки зрения наиболее целесообразно использовать машинное моделирование при изучении явлений, которые по ряду причин невозможно воспроизвести (недоступность или токсичность веществ, опасность взрыва, пожара); при рассмотрении сложных технологических процессов (производства серной и азотной кислот, аммиака, производства стали и чугуна.)

Компьютер предоставляет школьникам возможность комбинировать и рекомбинировать модели, преобразовывать их по масштабу, форме и составу, что особенно важно в органической химии, где пространственные представления о молекулах играют важную роль в формировании знаний о строении и свойствах химических соединений .

В настоящее время разработка и постановка химического эксперимента с использованием современной аппаратуры, а также осуществление сложных

технологических процессов немыслимы без серьезной компьютерной поддержки, т.е. без применения информационной технологии.

Какую же помощь может оказать компьютер на этапах проверки исходных знаний учащихся и усвоения новых? Преимущество использования ПЭВМ на этих этапах состоит не только в том, что компьютер задает диагностическую программу, обрабатывает полученные результаты, а затем выдает рекомендации учителю по разделению учеников на несколько групп в зависимости от их исходного уровня.

Полученные результаты контроля позволяют учителю скорректировать свою деятельность, т.е. изменить или дополнить объяснение, более подробно остановиться на тех моментах учебного материала, которые вызвали затруднение при понимании и усвоении. Эти же данные открывают учителю возможности для создания программ разноуровневого обучения школьников, дополнительных занятий с отстающими.Своевременное получение данных об успеваемости позволяет выявлять недостатки в учебной подготовке отдельных школьников и всего класса на определенном этапе обучения; планировать и совершенствовать дальнейшую работу учителя по их устранению; уточнять готовность учащихся активно использовать полученные знания и умения при изучении материала на следующем этапе обучения, отмечать, какие знания и умения нуждаются в закреплении на других конкретных примерах. Учащиеся в процессе итоговой проверки имеют возможность осмыслить и обобщить пройденный материал.

Применение компьютера на уроках эффективно лишь в том случае, если контролирующая программа будет предоставлять учителю не только конечный результат, но и данные поэлементного анализа. В этом случае преподаватель сможет получить полную картину усвоения изучаемого раздела, выяснить проблемы в знаниях учащихся, причины их появления и возможные пути устранения. Конечно, подобную информацию можно получить и традиционным способом (например, провести письменную итоговую контрольную работу и обработать полученные данные поэлементного анализа ответов). Однако использование компьютера позволяет учителю не только сэкономить время, затрачиваемое на проверку и анализ контрольной работы, но и получить более объективные данные путем оперативного поэтапного контроля.

Применение компьютера при проведении экзамена является, по-видимому, менее эффективным, так как преподавателю важно не только услышать правильный ответ на поставленный вопрос, но и проследить за ходом рассуждений экзаменующегося.

В остальных видах контроля компьютер применяется для коррекции деятельности учащихся в процессе обучения или для выявления и оценки результатов этой деятельности. При этом следует отметить, что главной отличительной особенностью компьютерного контроля является то, что с его использованием учитель получает возможность задавать вопросы не только текстового характера, но и модельного, причем как в статике, так и в динамике.

Наряду с положительными аспектами применения компьютера в процессе обучения существуют объективные причины, затрудняющие их активное использование в школе .

1. Несмотря на описанные выше возможности, компьютер как педагогическое средство используется в школе эпизодически. Это объясняется тем, что современные курсы разрабатывались без привязки к ним информационной технологии. В связи с этим применение компьютера, т.е. обучающих и моделирующих программ, целесообразно лишь только при изучении некоторых тем, где имеется возможность вариативности. Для систематического использования информационной технологии в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) учебные курсы в целом.

2. Ограничения в применении компьютера обусловливаются следующими факторами:

  • При использовании компьютера в обучении отсутствует личностное общение ученика и учителя. Поэтому следует прежде всего выбрать, какие обучающие функции целесообразно ему передать, учитывая, что машина является только средством, а не субъектом обучающей деятельности, что она лишь посредник между учителем и учеником.

  • Из-за недостатков компьютера как технической системы при разработке обучающих и контролирующих компьютерных программ трудно заранее предусмотреть, насколько будет педагогически оправдана реакция компьютера, например при оказании помощи учащемуся. И хотя в процессе использования компьютерной программы можно устранить многие недочеты, полностью устранить вероятность сбоев системы не предоставляется возможным.

  • И, наконец, важным элементом, сдерживающим внедрение компьютерной технологии в педагогическую практику, является низкий уровень компьютерной грамотности преподавателей.

Некоторые методики использования электронного издания в учебном процессе.

  • Изучение нового материала.

1. Фронтальная работа с классом.

Учитель объясняет материал, используя мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов по теме: картинок, схем, анимаций, видеофрагментов и т.д.

2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.

Ученик получает от учителя:

А) план изучения нового материала;
Б) промежуточные контрольные вопросы;
В) “шаблон изучения темы” для заполнения;
Г) самостоятельно работает с электронным изданием и заполняет “шаблон изучения темы” (конспект темы и ответы на контрольные вопросы и т.д.).

  • Отработка учебных навыков по теме.

1. Фронтальный опрос. Учитель проводит опрос, используя мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов без звукового сопровождения. Ученик их озвучивает.

2. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными тестами и задачами. Ученик

1) Самостоятельно или в паре с другим учеником решает задачу на ПК
2) Затем повторяет решение, отключив подсказки
3) Решает вторую аналогичную задачу в тетради и проверяет свое решение, вызвав “шпаргалку”
4) Решает аналогичную задачу, составленную учителем, на оценку или составляет аналогичную задачу и решает ее на оценку.
5) Для домашнего решения есть задачи повышенной сложности.

3. Семинарские занятия. Наиболее оптимальным является проведение в данном случае спаренных уроков. Например:

а) Ученики получают вопросы по теме, сформированные в виде 3-х блоков (по 4-5 вопросов в каждом) с разным уровнем сложности (на оценку “3”, оценку “4”, оценку “5”.)
б) Ученики выбирают уровень сложности и 30 минут готовятся по этим вопросам, пользуясь обычным учебником и ЭИ как справочниками. На этом этапе возможно объединение учащихся в пары или группы для совместного поиска ответов на вопросы.
в) В оставшиеся 10-12 минут учитель выборочно дает каждому ученику 1-2 вопроса для ответа на выбранную оценку.
г) Ученик отвечает на контрольные вопросы уже без использования учебников.

4. Самостоятельная работа учащихся с ЭИ по устранению пробелов в знаниях (например, после пропуска уроков по болезни) В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с ЭИ и обычным учебником (так называемой индивидуальной учебной траектории).

5. Самостоятельная домашняя работа учащихся с ЭУ по подготовке к предстоящей контрольной работе.

6. Работа в парах сменного состава. Особый вид деятельности, позволяющий устранить негативные последствия (слишком большая индивидуализация процесса обучения, невозможность обсудить полученную информацию, найти совместное решение проблемы и т.д.) использования ПК в учебном процессе

Методика:

1. Фронтальное объяснение 1-й темы 1-й группе учащихся (8 человек) с использованием ПК (ученики получают информацию о том, что они изучают тему и в дальнейшем должны выступить в роли “учителя своей темы”):

учитель —> ученик 1

Аналогичное объяснение 2-й темы 2-й группе учащихся:

учитель —> ученик 2

2. Отработка учебных навыков по “своей” теме и изучение новой темы

Встреча двух групп и работа учеников в парах за 1 ПК (один ученик объясняет другому свою тему, используя ЭИ, затем наоборот).

ученик 1 —> ученик 2

ученик 1 <— ученик 2

В это время учитель осуществляет корректировку и помощь ученикам в их совместной работе.

3. Контроль знаний.

Обычный контроль знаний у учащихся обеих групп.

  • Контроль знаний.

Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа проектора (ЭИ используется как демонстратор схем, картинок, анимаций или видеофрагментов для ответа учащихся)

Контроль с использованием компьютерных тестов, решебников (ПК выдает % выполнения задания, ошибки)

Обычный контроль знаний (самостоятельные и контрольные работы, диктанты и т.д.)

Реально существующих методик применения ЭИ значительно больше, и все ограничивается только творческой фантазией учителя.

2. Возможности применения информационных технологий в процессе обучения математике

Одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. С этой целью государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования.

Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

Информационные технологии осваиваются нами наиболее эффективно (надежно и быстро) при решении конкретных задач, интересных для учащихся, мотивирующих их. Обучение будет успешным, если ребятам на уроках будет интересно. Задача учителя – вызвать интерес к той или иной деятельности. Добиться этого можно через применение разнообразных методов и форм обучения.

Развитию интереса на уроках способствует применение различных ТСО. В своей работе я применяю компьютеры и проектор. На сегодняшний день имеется ряд отработанных моделей их использования:

  • демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником;

  • тестирование – с вводом или выбором ответа;

  • отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. С его помощью несложно создать дидактические материалы с учетом особенностей конкретной группы. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для студентов, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам.

Встает вопрос: где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики? Их можно создавать самим. Но тут появляется проблема – нехватка времени и часто недостаточная компьютерная грамотность преподавателя. В решении этой проблемы могут помочь учащиеся. Во-первых, знаний, полученных на уроках информатики, достаточно, чтобы создавать презентации. Во-вторых, ребята делают это с удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к предмету “Информатика”, но и к математике. А в, третьих, при этом подходе педагогика сотрудничества является естественной средой общения преподавателя и ученика.

Контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Одной из форм проведения контроля знаний и умений является тестирование. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако эта форма имеет ряд преимуществ. Одно из них – экономия времени при проверке.

Я считаю, что тесты незаменимы для проведения входящего контроля, когда важно установить уровень знаний по предмету класса в целом, а не отдельных учащихся. Успешно применять тестирование можно и при проведении текущего контроля, так как именно тесты помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Ну, и, конечно же, тестирование можно использовать при проведении рубежного и итогового контроля.

Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний студентов: учащиеся работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). В-третьих, нам практически сразу выдаётся статистика – процент усвоения материала отдельным студентом или группы в целом, что может быть необходимо при проведении итогового или рубежного контроля.

Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине.

Приведу пример использования компьютерных технологий на занятии.

Для объяснения и закрепления нового материала была создана презентация, содержащая основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. Для привлечения и поддержания внимания я применил эффекты анимации (появление и движение объектов на экране), а также звуковое сопровождение.

Следующий этап урока – отработка навыков. Задача “прописывалась” на экране, обсуждалось ее решение. Ответ записывали ребята – на магнитной доске (которая и служила экраном) и в тетрадях.

Для проверки степени усвоения учебного материала учащимся был предложен многовариантный тест. Каждый работал самостоятельно, за отдельным компьютером.

Просмотрев результаты тестирования, я смог быстро оценить работу учеников, выявить типичные ошибки, тем самым скорректировать свою дальнейшую работу по устранению пробелов знаний.

Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Все виды самостоятельных работ выполняются на требуемом уровне и оцениваются моментально.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении школьников.

3. Методические рекомендации для подготовки и проведения

мультимедиа урока в современной школе

Сегодня учитель как никогда находится в поиске новых подходов к методической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей, познавательно-ценностных интересов и исследовательской самостоятельности учащихся.

Основными направлениями деятельности педагога могут быть:

* в информационной области:

- использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;
- создание мультимедийных презентаций учителями и учащимися;
- формирование информационной культуры.

* в диагностико-прогностической области:

- диагностика информационных потребностей учителя;
- диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации.
- мониторинг процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс.

* в области содержания образования:

- дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
- пропаганда ИКТ и их активное освоение.

* в инновационной и экспериментальной области:

-работы творческой группы учителей по проблеме применения ИКТ на уроках;
- организация и проведение семинаров, мастер-классов;
- опытно-экспериментальная работа.

*в  области повышения квалификации:

- переподготовка и повышение квалификации учителей в области современных информационных технологий.

Учитель на уроках  может использовать:

  • Презентации, созданные учителем и учащимися, или презентации из Интернета.

  • Электронные энциклопедии. (Например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия»)

  • Электронные учебники. (Ученику сначала предлагается просмотреть обучающий курс или выполнить виртуальный эксперимент на основе полученных знаний, а затем пройти программную систему контроля знаний).

  • Интерактивные тренинги (Например, для подготовки к ЕГЭ).

  • Конструкторы тестов, которые позволяют учителю самому формулировать вопросы заданий, а выставленную компьютером оценку занести в журнал.

Основными типами уроков по способу использования информационных технологий являются:

  • Уроки, где компьютер используется в демонстрационном режиме при помощи проектора/или урок с использованием интерактивной доски.

  • Уроки, где компьютер используется в индивидуальном режиме – урок проходит в компьютерном классе без выхода или с выходом в Интернет.

 

Формы использование на уроке интерактивной доски:

  • Выполнение индивидуального задания учащимся у доски - осуществляется «захват» заранее подготовленного документа, например, Microsoft Power Point «подпиши  известные тебе объекты; построй график функций; разгадай кроссворд и т.д.» через панель инструментов доски. Затем проводитсяпроверка выполнения задания другим учащимся класса: электронным маркером другого цвета отмечаются правильные и неправильные ответы или вносятся исправления.

  • Работа с  интерактивными картами и моделями.

  • Проведение виртуального опыта или эксперимента

Использование на уроке метода проектов:

Современное  обучения строится на введении элементов проблемности, поиска и исследования.  Максимально развить творческий потенциал позволяет метод проектов (информационных, исследовательских, творческих). Метод проектов способствует формированию информационной культуры через:

  • Актуализацию личностной позиции, конструирование педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств учащихся;

  • Реализацию проекта в условиях многогранного информационного поля;

  • Повышение ответственности учителя за результаты многозначной информации, которую получают учащиеся и соответствующее повышение ответственности учеников.

Проект - это 5«П»:

Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт – Презентация
Проект должен иметь цель, например, сбор информации или проведение исследования  и т.д. По содержанию могут быть  межпредметные. По объему как короткосрочные (один урок) или долгосрочные (готовятся заранее). Формой продукта проекта может быть, например, мультимедийная презентация.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

  • Исследовательские

  • Менеджерские

  • Коммуникативные

  • Презентационные

  • Рефлексивные

  • Навыки оценочной самостоятельности

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве

Методика организации проекта:

Этап

Содержание

Условия достижения предполагаемого результата

Предполагаемый результат

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами)

* перечисление интересующих учащихся тем проектов;
* формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся. Применение принципа самоактуализации и выбора.

Готовность учащихся к восприятию нового материала. Осознание учениками цели деятельности.

2.Аналитический (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний)

* уточнение намеченной цели и задач;
* поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, СМИ, Интернет, использование собственного опыта учащихся;
* сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Предоставление учащимся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Установление межсубъектного характера взаимодействия учащихся.

Проявление инициативы и индивидуальности учащихся.

3.Обобщение (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков)

* систематизация полученных данных;
* построение общей логической схемы выводов в виде мультимедийной презентации.

Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Самопознание, самостроительство и самореализация личности ребенка.
Развитие творческих способностей учащихся. Оперирование знаниями, полученными в ходе деятельности. Обогащенность субъектного опыта, выработка индивидуального стиля познания.

4.Презентация (этап анализа исследовательской деятельности)

* осмысление полученных данных и способов достижения результата;
* обсуждение
результатов работы над проектом.

Реализация принципа педагогической поддержки личности ребенка при его самовыражении.

Оптимизация развития и саморазвития. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Использование компьютерного тестирования в индивидуальном режиме:

  • Это могут быть готовые программные продукты – «Интенсивные тренинг-курсы» или электронные «Репетиторы».

  • Можно использовать программу «Конструктор тестов» (размещена на сайте www.keepsoft.ru). С помощью программы «Конструктор тестов. Тренажер» учащиеся в индивидуальном режиме проверяют уровень знаний и умений по вопросам, составленным учителем и занесенным заранее в «Редактор» программы. Преимуществами данной программы является возможность редактирования заданий, возможности внесения дополнений, использования в тесте изображений и звуков. Результаты теста фиксируются в электронном виде, поэтому есть возможность ученику повторно посмотреть задания и улучшить результаты. 

Этапы внедрения ИКТ в учебный процесс:

I этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»

* Формирование учителями-предметниками представления о возможности и необходимости использования НИТ в учебном процессе. Обучение педагогов основам компьютерной грамотности. Переход к педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде.

II этап «Создание творческой педагогической лаборатории»

* Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание творческой группы педагогов по проблеме. Разработка методики использования НИТ в учебном процессе. Определение критериев результативности деятельности.

III этап «Внедрение ИКТ в школьное образование»

*Проведение педагогических семинаров, мастер-классов. Проведение промежуточного мониторинга.

IV этап «Итоговый»

*Анализ, подведение итогов и оформление результатов (авторские учебные пособия, научно-методические статьи, мультимедийные презентации); обобщение и распространение успешного опыта работы; прогнозирование дальнейшей деятельности в области НИТ. 

4. Использование интерактивной доски на уроках математике.

В 2008-2009 уч. году, получив премию Президента в национальном проекте “Образование”, наша школа МОУ Ржаницкая СОШ смогла существенно улучшить свою учебно-методическую базу. В настоящее время я преподаю математику и информатику в компьютерном кабинете, где есть локальная сеть и интерактивная доска. Это комфорт и удобство.

Интерактивная доска может работать, как в интерактивном режиме, тогда её использую как традиционную доску, только без тряпки и мела, а записанную информацию можно сохранять в памяти компьютера и обращаться к ней много раз. Так нарисовав графики тригонометрических функций в 10 классе в сентябре месяце, вызываю их на экран интерактивной доски в течение года.

Отпала надобность иметь рисунки, таблицы, всё это можно сканировать и сохранять в памяти компьютера. На своём компьютере я создал папки сканированных рисунков из учебников алгебры и геометрии, статистики и ТВ тех классов, в которых я преподаю. Эти рисунки либо использую на уроке в прямом назначении, либо вставляю их в презентации для урока. Сканированные рисунки из учебников хорошо видны на интерактивной доске, указкой или маркером, или “лупой” можно выделить, увеличить то место, которое в данный момент важно.

Чтобы сфокусировать внимание на отдельных объектах, скрывая часть информации, использую так называемую “шторку”. В это время учитель не “привязан” к доске. Этот инструмент интерактивной доски помогает учителю проводить самостоятельные работы с проверкой в классе. На интерактивной доске (раньше я это делал на “крыльях”) заготавливаю самостоятельную с ответами, а по истечению времени “шторку” с ответов снимаю.

Нашёл быстрый способ проверки домашней работы по математике. На перемене перед уроком сканирую домашнее задание желающих ответить. Такая проверка тетради - на экране интерактивной доски: объективна, наглядна и стала очень престижна и популярна среди учащихся старших классов. Построенные графики функций, решенные уравнения и неравенства, преобразования, задачи по геометрии всё это можно быстро показать на уроке и снять некоторые вопросы. Ведь не секрет, что сами авторы решений иногда лучше учителя могут дать разъяснения одноклассникам.

Заготавливаю дома презентации к уроку, образцы решений, используя функцию “Съёмка”. В каждом учебнике алгебры и геометрии есть образцы решений различных задач, их очень полезно разбирать в классе. Используя функцию “съёмка”, записываю эти образцы как маленький фильм и показываю на уроке, оговаривая, что это всё есть в учебнике. Всё это помогает разнообразить урок и вовлечь учащихся в разговор по данному материалу.

Внедряю компьютерные технологии и образовательные продукты в аудиторные плановые занятия, во внеклассную работу (часто использую “КМ- школу” алгебру и геометрию).

В прошедшем году, используя Internet ресурсы, вел в 11 классе элективный курс “Подготовка к ЕГЭ по математике”, делая поверх вызванных вариантов экзаменационных работ на интерактивной доске пометки и решения. Такое ведение занятия придавало курсу динамичность и эффектность.

Провожу конференции на своих уроках с использованием интерактивной доски и сотрудничаю с учителями других предметов.

А, на уроках информатики интерактивная доска чаще работает в офисном режиме. Так как в кабинете организована локальная сеть, через неё осуществляется обратная связь (работу каждого ученика можно увидеть на интерактивной доске). 

Использование электронных средств обучения и информационных технологий по различным предметам на уроках и во внеурочной работе позволило широко применять технологию проектной - исследовательской деятельности.

С введением у моих 8-классников в школьный курс предмет статистики и ТВ я решил заняться исследовательской деятельностью. Разработал и провел интегрированные уроки статистики и ТВ и информатики по теме “Случайные события и вероятность”.

Мы говорили: о случайном событие при подбрасывании кубика выпадение 6 очков и при подбрасывании монеты выпадение “орла”.

Чтобы изучить эти явления проводились опыты. Предварительно класс разбился на группы (10 групп) и каждая группа получила задание провести по 200(180) опытов.

Были выдвинуты гипотезы о предполагаемом результате опытов.

Результаты опытов фиксировались в виде таблицы в тетрадях учащихся и на интерактивной доске.

А, на уроках информатики собранные данные обрабатывались каждой группой в программе Excel в виде таблиц, графиков, диаграмм. Работу каждой группы можно было увидеть на интерактивной доске (в кабинете организована локальная сеть). Дети сравнивали результаты, полученные различными группами. Обучались все и каждый.

Обработанные данные собирались на учительском компьютере опять таки через локальную сеть, суммировались (опытов получалось 2000/1800) и учитель на интерактивной доске на глазах у учащихся показывал, какие у него получаются диаграммы, графики. Из результатов опытов видно, что частота случайного события может значительно колебаться от серии к серии. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что эти колебания происходят около некоторого конкретного числа. Для нашего первого опыта это число 0,5 , а для второго – 0.166. Показываю на экране динамику изменения относительной частоты “орлов” в длинной серии из 2000 опытов по подбрасыванию монеты. Частота “орлов” пересчитывалась после каждых 200 опытов и наносилась на график. Так же на экране показываю динамику изменения относительной частоты “6-ки” в длинной серии из 1800 опытов по подбрасыванию игрального кубика. Частота “6-ки” пересчитывалась после каждых 180 опытов и наносилась на график.

Учащиеся анализируют, обобщают, делают вывод. Каждая группа сделала презентацию, и мы провели заключительную конференцию.

Конечно, интересно проводить такие исследовательские уроки в компьютерном кабинете, где есть локальная сеть, где есть интерактивная доска. Средствами исследовательской деятельности происходит развитие личности детей (творческой мотивации, познавательной активности), да и учитель получает личное профессиональное развитие.

Уверен, что деятельность учителя, внедряющего новые информационные технологии качественно изменяет образовательный процесс. Создаются оптимальные условия для развития личности человека информационного общества и эффективного внутри школьного информационного пространства.

5. Метод проектов как одна из форм организации итогового контроля

В последние годы в педагогике много говорится о необходимости усиления деятельностной компоненты в образовании, и одновременно мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов ХХ столетия методу проектов. Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;

  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;

  • умение выполнять исследовательскую работу;

  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;

  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является метод проектов.

Метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: синтез, анализ, прогнозирование, сравнение и др. В связи с этим данный метод можно успешно применять не только в социальной сфере, но и в учебной деятельности. Сложилось так, что в нашем учебном заведении первыми начали традиционно применять проектную методику учителя естественно-математического цикла. Они выполняли на своих занятиях мини-проекты, индивидуальные, парные или групповые, в результате чего рождались очень интересные продукты.

Одновременно администрация школы по линии внутришкольного контроля и развития учителя поставила перед педагогическим коллективом задачу изучения метода проектов и внедрения его на урочных занятиях. Мы проводили педагогические чтения, изучали психологическую и научную литературу по данному вопросу, изучали имеющийся опыт и накапливали опыт собственный.

В результате родилась идея формирования и совершенствования исследовательской и аналитической культуры школьников, а также их интеллектуального и духовного развития путем выполнения ими серии учебных проектов. Эта идея реализована сегодня в школе и продолжает развиваться через организацию итогового контроля в среднем звене школы (5 – 8 класс).

Здесь уместно немного рассказать о том, каким образом осуществлялась организация итогового контроля в нашей школе ранее, с какими проблемами мы встречались и почему в настоящий момент остановились на защите проектных работ учащихся как одной из наиболее перспективных форм переводных испытаний в среднем звене.

В течение ряда лет в нашей школе итоговый контроль проводился по разным предметам и в разных, достаточно традиционных, формах. В качестве форм итогового контроля мы использовали контрольные работы, защиту рефератов, зачеты, собеседование, итоговые опросы и т.д., причем форму контроля выбирал учитель-предметник, а предметы для контроля определял педагогический совет. При этом каждый раз при организации переводных испытаний возникали одни и те же трудности, а при их организации – типичные недостатки. Традиционно в последние годы в каждой параллели 5-8 классов мы предлагали учащимся на итоговый контроль один предмет обязательный, один – по выбору. Перечень предметов определялся педагогическим советом школы, форма проведения – учителем-предметником. Получаем противоречие: с одной стороны, современная концепция образования говорит, что мы должны создать ученику условия для творческой самореализации его личности и раскрытия его личностных интересов, а с другой – жесткое решение педагогического совета школы лишает многих учеников возможности продемонстрировать самые высокие свои достижения, если выбор пал не на “их” предмет.

Кроме того, традиционные формы проведения итогового контроля сугубо индивидуальны, что также противоречит одному из современных принципов образования - методу коллективного решения проблем, умению рационально выполнить разделение труда и развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Следующее противоречие описанной системы проведения итогового контроля состоит в том, что не учитывается главный вид деятельности подростка – общение и социальные пробы; привычные нам формы проведения итогового контроля большей частью не несут в себе практической и/или социальной значимости.

И последнее (но не по значимости!) противоречие заключается в том, что понятийная и нормативная база итогового контроля в школе при всей важности его проведения очень скудна. Она ограничивается одним пунктом ст. 15 Закона Российской Федерации “Об образовании” (косвенно) и локальными нормативными актами, принимаемыми школьными педагогическими советами.

Творческая группа учителей выдвинула гипотезу о том, что все спорные вопросы могут быть полностью или частично решены за счет введения в итоговый контроль проектов как одной из его форм. В результате разрабатывается комплексно-целевая программа “Формы организации и проведения итогового контроля в подростковой школе (5-8 класс)”.

Началом реализации данной КЦП станет 20010/2012 учебные годы. В этом году имел место пропедевтический, или подготовительный этап, в ходе которого творческая группа учителей и администрации школы провела различные микроисследования, ознакомилась с нормативными документами и педагогической литературой по данной теме, подготовила педагогический совет “Наиболее эффективные формы и методы работы с детьми подросткового возраста” и родительские собрания “Выявление проблем итогового контроля учащихся”. В библиотечном фонде школы были собраны пособия по различным формам организации контроля учащихся и организованы педагогические чтения по данной тематике. В результате проведенной исследовательской, методической и организационной работы появился дидактический материал в помощь учителю.

Тем не менее, во время проведения итогового контроля были выявлены и некоторые недостатки.

  • В первую очередь это – фиксированный набор предметов для проведения итогового контроля в каждой параллели и каждом классе, утвержденный педагогическим советом школы. Налицо лишение подростка права выбора не только формы, но и предметности контроля.

  • Кроме того, в большинстве случаев учащимся не было предложено оформить отчет о работе, в результате они не получили практики письменного оформления документации.

  • Лишь некоторые учителя предложили ученикам в ситуации итогового контроля выбрать индивидуальную работу или деятельность в группе, большинство же педагогов предпочло индивидуальный контроль, что препятствует развитию коммуникативных компетенций учащихся.

В результате проведенного анализа, были найдены следующие управленческие решения, направленные на решение вышеуказанных проблем.

  • Предоставить учащимся выбор как формы итогового контроля, так и его предметности, а также права работать индивидуально или в группе.

  • Ввести письменный отчет учащихся о результатах выполненной в процессе подготовки к итоговому контролю учебной деятельности.

  • Создать методические пособия для учителей по организации работы над учебными проектами, способами их реализации и критериям оценивания.

В результате работы администрации школы и творческой группы был разработан и утвержден локальный нормативный акт “Положение об итоговом и промежуточном контроле, итоговой и промежуточной аттестации учащихся школы”, которое регламентирует содержание и порядок аттестации учащихся школы, их перевод в следующий класс по итогам года и другие важные моменты промежуточного и итогового контроля знаний. В этом документе закреплена обязательная работа над учебным проектом или исследованием (предметным, межпредметным или социальным, групповым или индивидуальным) и его защита для каждого ученика 5-8 класса:

“III. Аттестация учащихся II ступени.

………….

3.6. В 5-8 классах обязательным элементом обучения является создание учебного проекта или исследования (индивидуального, группового) по учебному предмету, социального по выбору учащегося и учителя. В течение сентября проводятся обзорные уроки, освещающие ключевые моменты курса, возможные темы проектов отражаются в тематическом планировании. К 1 октября в журнале заполняется “проектная страница”, на которой фиксируется выбранный предмет, предполагаемая тема проектов и исследований. Защита проектов проводится внутри класса, лучшие проекты и исследования выставляются на защиту в параллели. Победители защиты проектов и исследований освобождаются от творческой составляющей итогового контроля.”

Указанный локальный акт предусматривает и способы поощрения учащихся, показавших во время защиты проектов и рефератов наиболее интересные, творческие и грамотные работы.

В 2009/2010 году школа работала над выполнением ознакомительного этапа КЦП, целью которого являлось знакомство и разъяснение идеологии проведения итогового контроля и политики школы в этом направлении, учитывая опыт предыдущего учебного года.

При обсуждении форм и способов организации итогового контроля педагогический совет решил ввести для каждой параллели один обязательный предмет и один предмет по выбору.

Впервые за историю нашей школы выбор второго предмета для итогового контроля полностью осуществлялся учеником. Всем подросткам был предложен следующие варианты: учебный проект (предметный, социальный или творческий; групповой или индивидуальный) и его презентация или тестирование по математике или русскому языку. Очень интересной оказалась заявленная тематика проектов, которая иллюстрирует вполне традиционный взгляд на контроль не только учителей, но и учащихся – к итоговому контролю не было заявлено ни одного социального или творческого проекта, все выбранные учащимися темы оказались сугубо предметными.

В процессе подготовки учащихся к презентации проектов был организован педагогический и административный мониторинг их деятельности, по результатам которого учащиеся получали или не получали допуск к защите проектов.

Учащиеся, по тем или иным причинам не завершившие работу над проектом или изначально не выбравшие данную форму итогового контроля, автоматически проходили тестирование по русскому языку или математике.

В соответствии с новой формой итогового контроля новой оказалась и организация его проведения. Один из дней, 27 мая, был полностью отпущен под организацию итогового контроля в 5-8 классах. В результате у нас появилась возможность создать разновозрастные группы для защиты проектов, кроме того, в каждой группе находились и представители разных классов одной параллели. Это оказалось очень удачным решением, так как подростки смогли оценить уровень предложенных продуктов проектной деятельности и исследований учащихся других классов и другого возраста и проанализировать свою работу в сравнении с другими. Обязательным элементом защиты проекта было представление письменного отчета учащихся, для составления которого подросткам были предложены конкретные вопросы по этапам их деятельности.

В итоге защиты проектов школа получила великое множество достаточно качественных пособий, компьютерных презентаций, приборов и др., которые могут быть использованы в педагогической деятельности

К достоинствам проектирования можно отнести то, что эта форма работы дает ученикам возможность выбрать для предъявления на итоговом контроле наиболее интересную для них предметность. Работая над отчетом по проекту, многие учащиеся среднего звена выполнили письменный анализ своей работы, систематизацию накопленного в процессе работы материала и сделали выводы, а также наметили возможные перспективы дальнейшего развития своего проекта. Это дает ученикам начальную базу выполнения научно-исследовательской работы, которая будет для них хорошим подспорьем, если в 9 классе они выберут реферат как форму итоговой аттестации. Кроме того, в процессе работы над отчетом учащиеся приобретают навык грамотного и качественного оформления текстового документа.

Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика. К сожалению, организация презентации проектов не давала большой возможности учителям посетить защиту проектов по различным предметам, так как многие проекты защищались параллельно. Все же большую пользу принесло участие разных учителей одного и того же предмета и знакомство их с “чужими” учениками и уровнем их работ.

Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. Это является одной из проблем проектирования, многое учителя отказываются от него по этой причине, а также из-за того, что не хотят брать на себя ответственность за учащихся во время презентации проекта.

Самой интересной частью итогового контроля стала защита проектов. Ученикам, согласно школьному локальному акту об итоговом и промежуточном контроле, было предложено выполнить учебный проект по любому из предметов, изучаемых в школе, межпредметный проект, социальный или творческий проект и провести его презентацию. Проект мог быть как индивидуальным, так и групповым. По сравнению с предыдущим учебным годом можно отметить следующие качественные изменения:

  • появились межпредметные проекты (русский язык – английский язык, биология – география, технология – география и др.)

  • некоторые учащиеся добровольно выбрали и защитили несколько проектов

  • на защиту были представлены проекты с очень интересными темами (“Продолжение комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”, “Зарождение терроризма в России”, “Определение токсичности некоторых хвойных и лиственных пород”, “Изготовление фартуков для школьной столовой”, “Варварская мода Бургундии” и др.)

В чем мы видим перспективу работы над учебными проектами? Это прямой выход на углубление исследовательской деятельности учащихся. Некоторые работы учеников 8 класса в прошедшем учебном году были так глубоки, что их можно было рекомендовать при некоторой доработке к защите реферата в конце 9 класса на итоговой государственной аттестации. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность и т.д. И все это происходит на фоне серьезной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого.

Начальная школа нашего учебного заведения уже подхватила эстафету, и итоговая аттестация в начальной школе проводится в форме защиты интереса “Мои достижения” в учебной деятельности или личных успехов по содержанию “Папки достижений ученика”. Эта работа является пропедевтической ступенькой для проектной деятельности ребенка.

Выступление подготовил учитель математики

Ржаницкой СОШ Приходько Ю.В.

18

Автор
Дата добавления 02.11.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров164
Номер материала 4791
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.