Уроки математики / Конспект урока / Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Решение задач на подобие треугольников»

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Решение задач на подобие треугольников»

Учебно-методическая разработка урока

геометрии в 8 классе «Решение задач на подобие треугольников»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

I.Организационно-мотивационный

1.Организационный момент

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Сегодня у вас необычный урок.

Не только потому что гости, но еще и вести урок будет другой учитель.

Зовут меня Тамара Ивановна.

Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.

Приветствуют учителя.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель.

Формулирование темы урока.

Формулирование задач урока.

Обеспечение мотивации

На доске слайды.

№1 историческая задача:

Жители Древнего Египта задались вопросом:

«Как найти высоту одной из громадных пирамид?» Фалес нашёл решение этой задачи. Он воткнул длинную палку вертикально в землю и сказал: «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды»

№2 Задача Жюль Верна

на нахождение расстояния до недоступной точки.

В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулировке темы и задач урока

Формулируют задачи урока:

1. Повторить теоретический материал о признаках подобия треугольников;

2. Закрепить навыки решения задач на приме-нение подобия;

3.Узнать о задачах, кото-рые встречаются на ОГЭ

4.Доказать могу ли применять знания?

Учитель –ученик.

Учитель выслушивает предложения учащихся, выбирает необходимые и на доске записывает ключевые слова:

1.повторить

2.закрепить

3.узнать

4.доказать

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать задачи урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя

аргументы.

3. Актуализация знаний

Цель.

Актуализация знаний через повторение теоретического материала и решение типовых задач по готовым чертежам

Выявление качества и уровня усвоения знаний по теме: задачи по готовым чертежам. Устно.

Самоконтроль усвоения знаний.

1 часть

1.Работа с учебником

Повторить материал по учебнику «Признаки подобия треугольников»

2.Фронтальный опрос:

1сформулируйте 1 признак подобия;

2.сформулируйте 2 признак подобия;

3.сформулируйте третий признак подобия

2 часть.

Рисунки на доске + слайды условий задач ОГЭ

Учитель предлагает доказать подобие треугольников по готовым чертежам, а далее учитель предлагает на слайде соответствующую задачу из тестов ОГЭ

№1 (ответ:14)

№2 (ответ:15)

№3 (ответ:6)

Фронтальный опрос.

Учащиеся устно дают ответы. Формулируют признаки

Учащиеся устно решают задачи по готовым чертежам. Определяют какой признак применяется для конкретной задачи.

Учащиеся переносят знания на задачи ОГЭ:

№1

№2

№3

Учитель-ученик.

Учитель слушает ответы и комментирует правильность. Учащиеся свою оценку за знание теоретического материала выставляют в «ЛИСТ самооценки»

Самоконтроль

Учитель-ученик.

Учащиеся свою оценку выставляют в «ЛИСТ самооценки»

Предметные УУД:

  • владеть базовым понятийным аппаратом

  • грамотно выражать свои мысли в устной речи, применяя математическую терминологию и символику.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать определения

  • Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

II.Операционно-содержательный

1. «Обобщение и закрепление учащимися знаний и умений решать задачи на подобие треугольников»

Цель.

Представление приемов решения типовых задач на подобие, которые выносятся на ОГЭ

1.Задача – образец

Учитель решает на доске задачу ОГЭ, делает образец оформления.

2.Решение задач по рядам в группах самостоятельно.

Учитель предлагает по три задачи для самостоятельного решения.

3.Задание по рядам: представить решение задачи

1 ряд -№1а

Проектор полностью освещает экран A высотой 80 см, расположенный на расстоянии 250 см от проектора. На каком наименьшем расстоянии (в сантиметрах) от проектора нужно расположить экран B высотой 160 см, чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются неизменными?

2 ряд -№2а

Человек, рост которого равен 1,6 м, стоит на расстоянии 17 м от уличного фонаря. При этом длина тени человека равна 8 м. Определите высоту фонаря (в метрах).

3ряд -№3а

Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 3 м. На какую высоту (в метрах) опустится конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 1,8 м?

1.учащиеся записывают в тетрадь образец.

2.Самостоятельное решение задач в тетрадях

3.Представление решения задачи на доске.

Рисунки к задачам на слайдах (Были ранее как примеры)

Ученик-учитель

Учащиеся самостоятельно решают задачи

Ученик представляет свою работу.

Учащиеся кратко в тетради делают записи по образцу

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи.

  • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД:

  • Составлять план решения задачи

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

  • Читать тексты; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

III. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Работа с листами самооценки

2. Информация о домашнем задании

1.Давайте вернемся к задачам урока. Выполнили мы их или нет.

Давайте заполним ваши листы самооценки.

А теперь постараемся оценить свое настроение ?

Задание: дорешать задачи

1.Учащиеся делают выводы, что

-повторили

-закрепили

-узнали

-доказали

Учащиеся анализируют свой уровень усвоения на листе самооценки и сдают учителю

Учитель выражает свое отношение к работе учащихся на уроке и выставляет отметки.

Регулятивные УУД:

  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

  • рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

ЛИСТ самооценки______________________________________

Теория

Практика

настроение

Критерии

Уровень

Критерии

Уровень

Понимаю

Знаю

Знаю

Умею

1 признак подобия

Задача на «Экран»

2 признак подобия

Задача на «Высоту»

3 признак подобия

Задача на «Колодец»

Задача 1а.

Проектор полностью освещает экран A высотой 80 см, расположенный на расстоянии 250 см от проектора. На каком наименьшем расстоянии (в сантиметрах) от проектора нужно расположить экран B высотой 160 см, чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются неизменными?

Задача 1б.

Проектор полностью освещает экран A высотой 160 см, расположенный на расстоянии 300 см от проектора. Найдите, на каком наименьшем расстоянии от проектора нужно расположить экран B высотой 80 см, чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются неизменными. Ответ дайте в сантиметрах.

Задача 1в.

Проектор полностью освещает экран A высотой 110 см, расположенный на расстоянии 180 см от проектора. Найдите, на каком наименьшем расстоянии от проектора нужно расположить экран B высотой 220 см, чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются неизменными. Ответ дайте в сантиметрах.

Задача 2а.

Человек, рост которого равен 1,6 м, стоит на расстоянии 17 м от уличного фонаря. При этом длина тени человека равна 8 м. Определите высоту фонаря (в метрах).

Задача 2б.

На каком расстоянии (в метрах) от фонаря стоит человек ростом 2 м, если длина его тени равна 1 м, высота фонаря 9 м?

Задача 2в.

На каком расстоянии (в метрах) от фонаря стоит человек ростом 1,8 м, если длина его тени равна 9 м, высота фонаря 5 м?

Задача 3а.

Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 3 м. На какую высоту (в метрах) опустится конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 1,8 м?

Задача 3б.

Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 4 м. На какую высоту (в метрах) поднимается конец длинного плеча, когда конец короткого опускается на 0,5 м?

Задача 3в.

На рисунке изображён колодец с «журавлём». Короткое плечо имеет длину
2 м, а длинное плечо — 6 м. На сколько метров опустится конец длинного плеча, когда конец короткого поднимется на 1,5 м?

ЛИСТ самооценки______________________________________

Теория

Практика

настроение

Критерии

Уровень

Критерии

Уровень

Понял (а)

Знаю

Знаю

Умею

1признак подобия

Задача на «Экран»

2 признак подобия

Задача на «Высоту»

3 признак подобия

Задача на «Колодец»

ЛИСТ самооценки______________________________________

Теория

Практика

настроение

Критерии

Уровень

Критерии

Уровень

Понял (а)

Знаю

Знаю

Умею

1признак подобия

Задача на «Экран»

2 признак подобия

Задача на «Высоту»

3 признак подобия

Задача на «Колодец»

ЛИСТ самооценки______________________________________

Теория

Практика

настроение

Критерии

Уровень

Критерии

Уровень

Понял (а)

Знаю

Знаю

Умею

1признак подобия

Задача на «Экран»

2 признак подобия

Задача на «Высоту»

3 признак подобия

Задача на «Колодец»

Автор
Дата добавления 18.03.2020
Раздел Геометрия
Подраздел Конспект урока
Просмотров4188
Номер материала 6592
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.