Уроки математики / Конспект урока / Технологическая карта урока математики по теме "Сравнение десятичных дробей" (5 калсс)

Технологическая карта урока математики по теме "Сравнение десятичных дробей" (5 калсс)

Петрова Елена Михайловна, учитель математики

МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»

УМК: Математика 5 класс А. Г. Мерзляк, В. Б Полонский, М. С. Якир.

Тема урока: «Сравнение десятичных дробей».

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок из трех уроков, запланированных на изучение темы «Сравнение десятичных дробей».

Цель урока: создать условия для открытия и первичного закрепления учащимися правила сравнения десятичных дробей.

Задачи: продолжить формировать у учащихся следующие умения:

  • формулировать учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку, рефлексию;

  • анализировать познавательный объект, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, трансформировать практическую задачу в познавательную, сравнивать, выявлять закономерности, выделять главное, обобщать, работать с символами;

  • вовлечь учащихся в совместную продуктивную деятельность, обеспечить средствами решения учебно-практических задач, обеспечить понимание личностного смысла в изучении темы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: выполнять сравнение и упорядочивание десятичных дробей в разных ситуациях; применять в ходе сравнения десятичных дробей правило, алгоритм.

Метапредметные:

  • регулятивные: преобразовывать практическую задачу в учебную, ставить учебные задачи, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение учебных задач, контролировать время, извлекать необходимую информацию, оценивать достижения на уроке;

  • познавательные: ставить проблему, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, давать определение понятиям, преобразовывать информацию, представленную в виде: текста, схемы, таблицы;

  • коммуникативные: распределять роли, слушать собеседника, учитывать его мнение, вступать в речевое общение, эффективно сотрудничать, владеть устной и письменной речью.

Личностные: мотивация к учебной деятельности, личностный смысл к изучению темы, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

методы обучения: словесный, наглядный, практический, частичный поиск, проблемное обучение, индуктивный, метод диалога; стратегия технологии развития критического мышления: «Зигзаг».

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

Средства обучения: карточка – инструкция, тексты задач, таблицы «Рефлексивный градусник», блок – схемы «Сравнение десятичных дробей», учебник.

.

Технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Цель этапа

1.Мотивация учащихся.

Приветствует учащихся. Говорит вступительное слово.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать тему «Десятичные дроби».

- Что вы на сегодняшний день знаете и умеете делать по данной теме?

- Каким образом, вы докажите, что действительно владеете перечисленными знаниями и умениями?

Формулируют ответы на вопросы учителя:

- Знаем определение десятичных дробей, умеем читать, записывать десятичные дроби и т.п.

- Можно выполнить самостоятельную работу и проверить ответы.

Фронтальная

Личностные:

Мотивация к учению.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Цель:

направление учащихся на познавательную деятельность, на актуализацию знаний.

2.Актуализация знаний.

- Предлагаю провести математический диктант.

- Согласны?

Организует математический диктант. Сообщает критерии для оценивания (правильно выполненное задание оценивается в 1 балл).

Математический диктант:

1. Запишите десятичные дроби:

А) 0,776; 78,34; 0,00742; 759,2;

Организует проверку.

Б) внесите изменение в запись десятичных дробей из данного ряда, чтобы количество знаков после запятой во всех десятичных дробях было одинаковое, а значение дроби при этом не изменилось.

Организует самопроверку.

В) Запишите число в виде десятичной дроби, в котором: две единицы, семь десятых; три десятка, две десятых, восемь сотых; одна тысяча, одна сотая, три тысячных.

Организует самопроверку.

При необходимости проводит

коррекцию знаний учащихся.

Организует рефлексию с помощью вопросов:

- Какие знания помогли правильно выполнить задания?

- Для чего учитель предложил выполнить вам именно такие задания?

- Да.

  • Решают самостоятельно задания математического диктанта.

  • Выполняют самопроверку с образцом ученика, который работает на обратной стороне доски.

  • Высказывают мнение, отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная

Фронтальная

Предметные:

умение записывать десятичные дроби, уравнивать количество знаков после запятой.

Регулятивные:

Умение выполнять самопроверку, самооценку, рефлексию.

Коммуникативные:

Умение формулировать ответы на поставленные вопросы.

Цель: контроль и коррекция знаний и умений: Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

3.Организационно –мотивационный.

- Как вы думаете, для чего нужно изучать десятичные дроби?

Учитель подобрал 5 практико-ориентированных задач на сравнение десятичных дробей, обращается к обучающимся:

- Я подготовила 5 задач-ситуаций из разных областей нашей жизни, которые содержат десятичные дроби и требуют решения.

Демонстрирует учащимся цветные листы, на которых напечатаны практико-ориентированные задания (приложение №1).

- Ребята, заданий много, как можно организовать работу на уроке, чтобы быстро найти ответы на все поставленные вопросы в задачах?

Класс разбивается на рабочие группы по 5 человек (по количеству задач). Каждый ученик получает одну из пяти задач.

После прочтения задач учениками учитель задает вопрос:

- К какой области деятельности человека можно отнести содержание задачи, которую вы прочитали?

Фиксирует ответы учеников на доске (приложение №2) в форме кластера.

- Если перевести на язык математики, то какое «математическое действие» нужно выполнить с десятичными дробями, чтобы дать ответ на поставленный вопрос задачи?

- Сформулируйте тему урока, высказав свои предположения.

- На сколько актуальна эта тема в жизни человека?

- Сформулируйте учебную задачу (УЗ) на урок.

- Составьте план вашего продвижения на уроке для достижения УЗ.

Учитель УЗ и план урока фиксирует на доске.

Ответ учеников:

- Чтобы быть грамотными, образованными, использовать полученные знания в жизни.

- Можно решать задания в группах. А после обсудить, проверить решение.

  1. Ученики читают задачу про себя.

Ответы учеников:

- Спорт.

- Медицина.

- Транспорт.

- География.Путешествие.

- Сравнить десятичные дроби.

- Сравнение десятичных дробей.

- Мы видим, что сравнение десятичных дробей используется в разных областях жизни человека, потому актуальна.

Ответ ученика:

  • Открыть правило сравнения десятичных дробей.

Ответ ученика:

ПЛАН:

  • Открытие правила сравнения десятичных дробей

  • Практикум по применению правила

  • Подведение итогов урока

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные:

Смыслообразование;

развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

Познавательные:

умение выбирать способы деятельности.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в учебную, ставить учебные задачи, планировать деятельность.

Цель: организация совместной продуктивной деятельности учащихся на уроке.

4.Изучение нового материала.

I. Организует деятельность в группах, по открытию учащимися новых знаний, предлагая алгоритм работы, прописанный в карточке - инструкции:

  1. Прочитайте задачу.

  2. Вспомните, как сравнивают натуральные числа.

  3. Найдите ответ на поставленный вопрос, сравнивая десятичные дроби.

  4. Обоснуйте ответ.

  5. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей для ситуации, предложенной в вашей задаче.

  6. Придумайте фиксацию правила символами.

  7. Подготовьте речь для выступления.

Устанавливает время на выполнение заданий.

Организует межгрупповое взаимодействие.

При необходимости, с помощью вопросов, проводит коррекцию ответов учащихся.

II.Предлагает заполнить учащимся пропуски в блок-схеме «Алгоритм сравнения десятичных дробей»

(приложение №3).

Организует межгрупповое взаимодействие.

Организует рефлексию (какие средства, вопросы, идеи помогли вам сформулировать правило, алгоритм сравнения десятичных дробей)

Возвращается к плану урока.

Приступают к реализации плана урока.

Шаг №1.

Находясь в рабочих группах, учащиеся работают письменно самостоятельно индивидуально с текстом задачи, выполняют, оформляют решение, продумывают его обоснование, записывают ответ.

Шаг №2.

Ученики объединяются в экспертные группы в соответствии с номером задачи, обсуждают решение, выбирают ответственного за оформление и представление решения от группы на доске.

Шаг №3.

Учащиеся возвращаются в первоначальную группу. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы с решением своей задачи. В группе происходит обмен информацией всех участников. Таким образом, в каждой рабочей группе благодаря работе экспертов складывается общее представление об изучаемой теме. Формулируют правило

Шаг №4.

Эксперты представляют решение задачи у доски.

Проводят обобщение,

заполняя в группах блок-схему.

Выполняют взаимопроверку.

Групповая

Предметные: знать правило сравнения десятичных дробей, понимать алгоритм сравнения десятичных дробей, используя блок – схему.

Познавательные:

умение выполнять анализ, синтез, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное);

умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, понимать и преобразовывать информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные:

умение корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией;

умение контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество,

умение владеть устной и письменной речью.

Цель: открытие учащимися правила, алгоритма сравнения десятичных дробей.

5. Закрепление изученного материала.

Применение знаний.

Практикум.

Цель: применение знаний в стандартных ситуациях, формирование метапредметных УУД.

- Приступаем к реализации второго пункта плана.

Предлагает учащимся для закрепления полученных знаний выполнить задания из учебника.

стр.213, №822(1)

Уравняйте количество цифр после запятой в данных дробях:

  1. 2,16; 18,5; 0,476;1,4;

№823.

Сравните числа:

9,4 и 9,6

5,5 и 4,8

6,3 и 6,31

3,29 и 3,316

0,3 и 0,08

7,2 и 7,094

Проводит рефлексию:

- С какой целью выполняли задания? Чему учились?

№825

Расположите числа в порядке убывания: 8,5; 8,16; 8,4; 8,49;8,05;8,61

Организует рефлексию:

- Чему учились, работая над номером 825?

Работают индивидуально.

Выполняют проверку с образцом.

Работают индивидуально, выполняют задания по - цепочки, комментируя.

Замечают, что для удобства сравнения десятичных дробей в десятичных дробях можно уравнивать количество знаков после запятой нулями. А потом мысленно отбросить целую часть, сравнить образованные при этом числа после запятой, как натуральные числа.

Индивидуальная

Фронтальная

Парная

Предметные:

умение применять правило, алгоритм сравнения десятичных дробей в стандартных ситуациях

Регулятивные:

умение формулировать учебные задачи,

выполнять самопроверку, взаимопроверку, самооценку, взаимооценку, рефлексию.

Познавательные:

умение работать с информацией, использовать знаково-символические средства, выполнять логические операции

Коммуникативные:

умение комментировать, обосновывать свои действия, умение общаться продуктивно, работая в паре.

8. Постановка домашнего задания.

Цель: мотивация учащихся на выполнение домашнего задания, развитие творческого потенциала учащихся.

Реализация дифференцированного подход в обучении.

- Ребята, как вы считаете, быть самостоятельным, самостоятельно принимать решение - это нужно человеку?

- Один из способов учиться быть самостоятельным – это самостоятельно выполнять домашнее задание. Предлагаю вам выполнить дома (обязательное задание): №824, №826.

- Посмотрите задания в учебнике. Задайте вопросы.

- Тренируйтесь дома проговаривать вслух правило сравнения десятичных дробей, опираясь на информацию из учебника на стр.211-212

Дополнительное задание.

Творческое задание: составить задачу – «жизненную ситуацию» на сравнение десятичных дробей, записать и решить в тетради.

Возвращается к плану урока.

-Да!

Объясняют. Высказывают мнения.

Смотрят задания в учебнике.

Задают вопросы.

Записывают в дневник.

Проверяют записи друг друга, работая в парах.

Фронтальная

Парная

Личностные:

смыслообразование.

Коммуникативные:

умение задавать вопросы, умение владеть устной речью.

Регулятивные:

умение выполнять взаимопроверку.

9. Итог урока. Рефлексия.

Цель: определение результатов урока, соотношение их с целью и задачами.

Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения.

- Приступаем к реализации третьего пункта плана. Подведем итог урока.

Задает вопросы:

-Какова тема урока?

-Какова учебная задача?

-Удалось ли выполнить учебную задачу?

-Какие средства, способы работы помогли выполнить план урока?

-Назовите результаты нашей совместной работы на уроке.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Объявляет окончание урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя, используя технологию «Рефлексивный градусник». Заполняют таблицу.

Таблица «Рефлексивный градусник»

Уровень температуры

34°-35,9°

36°-36,9°

37°-38°

Деятельность класса

Деятельность учителя

Моя деятельность на уроке

34°-35,9°- низкая активность;

36°-36,9°- продуктивная деятельность;

37°-38°- переутомление.

Желающие рассказывают, как они заполнили таблицу.

Заполненные таблицы передают учителю.

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Приложение №1 «Практико – ориентированные задачи »

Задача №1.

В таблице даны результаты забега мальчиков 5-го класса на дистанцию 60 м. «Зачет» выставляется при условии, что показан результат не хуже 10,5 с.

Номер дорожки

1

2

3

4

Время (в с)

10,6

9,7

10,1

11,4

Укажите номера дорожек, по которым бежали мальчики, получившие зачет.

Задача №2.

Дорожный знак, изображенный на рисунке, называется «Ограничение высоты». Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышают установленную высоту.

Рис.

Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд?

  1. Молоковозу высотой 3, 77 м;

  2. Пожарному автомобилю высотой 3,40 м;

  3. Автоцистерне высотой 3,35 м;

  4. Автотопливозаправщику высотой 2,90 м.

Задача №3.

В нескольких эстафетах, которые проводились в школе, команды показали следующие результаты:

Команда

Количество баллов

Место

«Непобедимые»

16,04

«Тайфун»

18,3

«Прорыв»

14,9

«Чемпионы»

16,3

Какое итоговое место заняла команда «Чемпионы», если победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков? Расставьте в третьем столбце места, которые заняли команды.

Задача №4.

В таблице указаны площади территорий некоторых стран мира.

Страны

Площадь в млн км²

Место

Индия

3,3

Россия

17,1

I место

США

9,51

Китай

9,6

Бразилия

7,7

Укажите, какое место среди перечисленных стран занимает США, если считать, что Россия занимает I место по площади? Заполните таблицу. Расставьте места в третьем столбце.

Задача №5.

Сотрудники организации проходили медицинский осмотр, сдали анализ крови на сахар. Определите, у кого повышен уровень сахара в крови, а у кого в норме, если норма сахара в крови от 3,3ммоль/л до 6,2 ммоль/л. Запишите выводы в третьем столбце.

Фамилия

Уровень сахара

Выводы

Иванов

3,9

Петров

4,7

Сидорова

4,3

Спиридонова

6,09

Токарев

5,6

Кошкина

6,8

Приложение №2 «Области деятельности человека»

Приложение №3 «Блок - схема

«Сравнение десятичных дробей»»

Блок- схема «Сравнение десятичных дробей

Источники информации:

  1. Математика 5 класс А. Г. Мерзляк, В. Б Полонский, М. С. Якир.

  2. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

Автор
Дата добавления 03.04.2020
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров2604
Номер материала 6603
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.