Автор материала (ФИО) | Борашева Валентина Николаевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ № 58 г. Нижний Тагил |
Класс (возраст) | 1 А класс |
Название материала | Урок математики «Периметр» |
Тип урока | «Открытие нового знания» |
Учебный предмет | Математика |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебник «Математика 1 класс, 2 часть», УМК «Планета знаний». М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Основные: текстовый документ, презентация Дополнительные: шаги учебной деятельности, тетрадь, макет треугольника из проволоки, кусок ткани определенного размера, бахрома, алгоритм самооценки. |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) Демонстрационный материал Раздаточный материал | Учебник, линейка, карандаш, карточки с геометрическими фигурами, проволока, компьютер, доска. Демонстрационный материал: 1) карточка с высказыванием о геометрии; 2) карточки с геометрическими фигурами; 3) эталон по нахождению периметра треугольника; 4) эталон по нахождению длины ломаной; 5) эталон для самопроверки самостоятельной работы. Раздаточный материал: 1) карточки с геометрическими фигурами; 2) карточка с заданием для работы в группах; 3) «Радуга успеха» для этапа рефлексии, проволока. |
Цели, Задачи материала | Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с понятием «периметр» и способом его нахождения. Задачи:
Планируемые результаты образования. Предметные: обучающиеся усвоят понятие «периметр» и научатся находить периметр многоугольника. Личностные УУД: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявление положительного отношения к процессу познания, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Метапредметные УУД: Регулятивные – умение учитывать ориентиры данные учителем, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Познавательные – умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать, делать выводы, давать оценку действиям, оценивать результат. Коммуникативные – умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание, сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате , учиться представлять другим процесс работы и свой результат, выслушивать мнение других. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). | Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре; самостоятельная работа; работа с учебником. |
Список использованной литературы. | М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, методическое пособие «Математика 1 класс». Багирян В.Б. Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе. Пособие для учителей. |
Технологическая карта урока математики по теме «Периметр» в 1 классе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1. Самоопределение к деятельности | - Прозвенел звонок. Начинается урок. Ребята, давайте, как гостеприимные хозяева, поприветствуем гостей, которые к нам сегодня пришли. Это педагоги нашей школы. Тихонько садитесь. Аплодисментами пожелайте себе хорошего настроения. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Видео с геом. фигурами (35сек) Открыть на доске изображения геометрических фигур. – Сегодня на уроке вы окажетесь во власти научной строгости, точности и простоты фантастической науки, которая зародилась в глубокой древности. Назовите эту великую и интересную науку. -Прочитайте высказывание : − Таким был ответ древнегреческого геометра Евклида египетскому царю, просившему указать более легкий путь изучения геометрии. Это значит, что на вашем пути в открытии геометрических знаний будут трудности. Что позволяет понять затруднение в учебной деятельности? − И тогда как будете действовать дальше? - Значит, какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») − Какой этап урока поможет в открытии нового? - А сейчас что мы делали? | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Определяют своё настроение. Геометрия.
-Через затруднение поймем, что не знаем… -Сами будем открывать новые знания. -Повторение. -Настраивались на работу. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Начнём с повторения знаний о некоторых геометрических фигурах. Работаем в паре, не забывайте о правилах сотрудничества. *Разложите перед собой все карточки. Какую фигуру нельзя измерить? (Точку) * Поднимите карточку, на которой изображена точка, покажите ее. Отложите эту карточку в сторону. * Найдите рисунок, на котором изображен отрезок, покажите. Положите перед собой эту карточку. Какое задание, связанное с отрезком, вы можете выполнить? Вспомните, как измерить длину отрезка? (Надо взять линейку, совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу на линейке соответствует конец отрезка.) – Измерьте. Чему равна длина отрезка на карточке? − Отложите карточку с отрезком в сторону. *Как называются оставшиеся геометрические фигуры? *Из каких фигур состоит любая ломаная линия? *Чем похожи эти линии? *Чем отличаются? *Сейчас предлагаю вам поработать с карточкой № 2. Назовите фигуру, изображенную на ней. – Из скольких звеньев она состоит? – Что представляет собой каждое звено ломаной? – Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? - Молодцы! Вы верно предположили задание, которое я вам приготовила. Как вы будете находить длину ломаной? - А в каком порядке можно складывать? * Приготовьтесь, пожалуйста, к работе, проверьте посадку, положение тетради. Возьмите ручки и соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради дату: 27февраля и слова «В классе». Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске. Какое же задание вы сейчас будете выполнять? Выполняйте. Не забывайте про контроль за здоровьем. Кто готов? Какой результат у вас получился? (покажите на веере цифр) *Молодцы! Этап повторения закончен. Какой необходимый материал вы повторили?
* -Что мне необходимо сделать дальше? -В чем особенность задания для пробного действия? – В качестве задания для пробного действия я предлагаю вам следующее. - У вас на партах лежит фигура, изготовленная из проволоки. - Какую форму она имеет? - Найдите периметр треугольника. Что в этом задании для вас нового? * Выявление места и причины затруднения. – Пробуйте выполнить задание. − У кого нет ответа? − Что вы не смогли сделать? – У кого есть ответы, вы можете назвать правило (эталон), которым вы воспользовались? − Что вы не можете сделать? – Затруднение вы зафиксировали. Что дальше? Надо понять причину затруднения. Попытаемся найти выход из затруднения… | Работа в паре. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему урока. - Можем измерить его длину. - Надо взять линейку, совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу на линейке соответствует конец отрезка. -4 см -Это ломаные линии. -Из отрезков. -Состоят из трёх звеньев. -Первая –замкнутая, вторая – незамкнутая - Ломаная. - Из трех. - Отрезок. -Нужно найти длину ломаной линии. Другой вариант -Или нужно найти сумму длин всех звеньев. -Измерить каждое звено ломаной линии и сложить полученные величины. - От перестановки слагаемых сумма не изменяется, поэтому можно складывать длины звеньев в любом удобном порядке. -Мы должны найти длину ломаной. Рассматриваются варианты ответов. Проверка по эталону: 3+5+2=10см -Как измерить длину отрезка, как найти длину ломаной. Самооценивание. - Дать нам задание для пробного действия. - В нем есть что-то новое. Форму треугольника. -Надо найти периметр. - Я не смог найти Р - Я не могу доказать, что мой ответ верный. | Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках, задавать вопросы с целью получения нужной информации. Познавательные УУД: привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи, Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. | |
3. Постановка учебной задачи | *Построение проекта выхода из затруднения. - Что такое периметр? Как найти периметр многоугольника? Хватает ли наших знаний, чтобы ответить на эти вопросы ? - Ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Открыть на доске тему: ПЕРИМЕТР) - Новое незнакомое для нас слово, новое геометрическое понятие. - Сформулируйте цель нашего урока. Что мы сегодня будем учиться делать на уроке? - Да, будем учиться находить периметр заданной фигуры. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. Ответы детей. - Будем учиться находить периметр фигур. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению | |
Динамическая пауза | «Барбарики» | |||
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Осталось выбрать средства и спланировать свою работу. При работе с какой линией у вас возникли трудности? - Какую форму она имеет? - У меня из проволоки тоже выложена фигура. А можно назвать треугольник многоугольником? Покажите его границы. - Что представляет собой граница многоугольника? - Из скольких звеньев состоит эта ломаная? - Итак, как найти длину ломаной линии?
- Выполните измерения вашего треугольника. Какова длина 1звена границы? (Записываю на доске) Какова длина 2 и 3 звена границы? Сложите эти величины. Запишите равенство, отступив 2 клеточки вниз. -Прочитайте выражения, которые получились? Чей вариант правильный? -Как по-другому назвать звенья в этой фигуре? - Что измеряли и складывали? - Что мы с вами нашли выражением 4 + 6 + 3= 13 см? *на доске карточка: «длина границы многоугольника»
Значит, длину границы многоугольника вы нашли верно! Оцените свою работу. *Знакомство с понятием «периметр многоугольника». Ребята, оказывается , мы с вами сейчас совершили математическое открытие! Смотрите какое длинное выражение «длина границы многоугольника». Геометрия- наука точная и не любит длинных определений, поэтому это длинное выражение можно заменить одним словом - никто не догадался каким? Оно звучало на уроке и не раз! (Периметр) -При записи в тетрадь мы не будем записывать слово периметр, а поставим латинскую букву Р, которая обозначает периметр. *А теперь научимся записывать решение геометрической задачи. - Проверьте положение тетради, посадку. - Отступите две клетки вниз. (Учитель показывает запись на доске с комментированием). - Записываю латинскую букву Р и внизу показываю, периметр, какой фигуры находим. Ставлю знак = записываю длину первого звена + -Кто может продолжить мою запись? (Один ученик записывает выражение на доске с комментированием). Р=4+6+3=13 см - Итак, что же такое периметр? *Введение понятия периметр. -Где мы можем прочитать абсолютно точное определение термина «периметр»? - Откроем учебники на стр. 54. Прочтем это определение хором, индивидуально. Периметр в переводе из греческого – это длина границы многоугольника. (На доске термин ПЕРИМЕТР - это длина границы многоугольника). – Вы преодолели затруднение? − Какова будет цель вашей дальнейшей работы? | Практическая работа - При работе с замкнутой ломаной линией. -Форму треугольника - Да -Замкнутую ломаную -Из трёх. Учащиеся выходят к доске и указкой показывают границы многоугольника. Ведут по сторонам многоугольника так, чтобы линия, которую опишет конец указки, представляла бы замкнутую ломаную. - Чтобы найти длину ломаной линии, нужно измерить каждое звено ломаной линии и сложить величины 4 см, 6 см, 3 см Работа выполняется самостоятельно, проверка, Самооценивание. 4+6+3=13 см 6+4+3 и т.п. 1-2 у доски за закрытой доской - Стороны или границы -Измеряли и складывали длины сторон треугольника - Длину границы многоугольника
Самооценивание. Демонстрация м/ф Делают вывод: это длина границы многоугольника -В учебнике Учащиеся читают самостоятельно правило. -Научиться применять новое знание. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД:. сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках, задавать вопросы с целью получения нужной информации. | |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | *Ребята, мы с вами почти уже у цели. Для удобства и точности вычислений Р давайте продумаем алгоритм нахождения периметра. На доске АЛГОРИТМ. 1. Измерить длины сторон. 2. Сложить длины сторон. (т.е. найти сумму длин всех его сторон.) 3. Записать результат. *Работа с учебником. Стр.54. №3 - Прочитайте задание. Выполним это задание с комментированием, записывая в тетрадь. - Назовите первую фигуру. – Из скольких звеньев состоит граница этой фигуры? –– Как будете находить периметр? -Верно? Поаплодируйте своему товарищу. – Из скольких звеньев состоит граница второй фигуры? Как будете находить периметр? - Верно? Поаплодируйте своему товарищу. - Из скольких звеньев состоит граница третьей фигуры? Как будете находить периметр? Верно? Поаплодируйте своему товарищу. – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. -Оцените свою работу. | Проговаривание алгоритмов действия: как вычисляю и почему, что должно получится. Здесь ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании. - 4-х угольник -Из четырех. -Сложим длины всех звеньев и запишем результат. Чтобы найти периметр, надо сложить длины всех сторон 4-х-угольника. Р=3+4+3+4=14см Один ученик работает у доски с комментарием, остальные – в тетрадях -Из 6. Чтобы найти периметр, надо сложить длины всех сторон 6-угольника. Р=2+2+2+2+2+2=12см -Из 4. Чтобы найти периметр, надо сложить длины всех сторон 4-х-угольника. Р=4+4+4+5=17см | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Познавательные – осуществлять анализ, сравнение, делать выводы | |
Динамическая пауза | Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь Вслед за ней Пробежаться глазками. | |||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Вы достаточно потренировались для того, чтобы выполнить самостоятельную работу. – Зачем вам необходимо поработать самостоятельно? - Ребята, а в жизни где мы можем использовать умение определять периметр? Демонстрация слайдов: -Забор вокруг огорода, дома -ограждение клумбы -ограждение щитами вокруг хоккейного поля -покупка плинтусов -изготовление рамки для фото и т.д. * Предлагаю вам самостоятельно решить задачу, связанную со знанием способа нахождения периметра. Ребята, вы любите дарить подарки своим близким? Думаю, что да. И самый дорогой для них подарок тот, который вы сделали своими руками. Представьте, что это не просто квадрат со стороной 20 см, а заготовка ткани для салфетки, которую можно обшить тесьмой или кружевом — и подарить маме в день 8 марта. Эта работа вам по силам, но есть один вопрос: сколько надо купить кружева? – Есть вопросы по оформлению? – Выполняйте. | - Чтобы выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли его применять. Ответы детей. Рассматривают иллюстративный материал в презентации. Работа в парах. После выполнения самостоятельной работы на доске открывается эталон для самопроверки. | ||
7. Рефлексия. | * Откуда пришло к нам это слово? Пришло к нам это слово из Египта. В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (на доску вывешивается табличка со словами «пире» и «метрос»). «Пире» – означает «ходить». «Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой. Длину границы участка называли – периметром, этот термин существует и в наше время. И мы часто будем его встречать при решении геометрических задач. - Что же такое периметр? − К тайнам какой науки вы сегодня прикоснулись? – Какую цель вы ставили перед собой на уроке? - Достигли цели? Докажите. - Как найти периметр многоугольника? – Оцените свою работу как ученика в «Радуге успеха». – Какие трудности испытывали? Что было интереснее всего? О чём хотели бы рассказать своим близким? − Еще много тайн и загадок вас ждет впереди, и откроются они тому, кто не ищет царских путей в геометрии. – Я уверена, что на вашем пути будет меньше трудностей и ошибок, если вы будете много читать и добросовестно трудиться не только на уроке, но и дома. Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно. Ваши дружные аплодисменты –это и есть итог нашего урока! Я благодарю всех за работу. | Ответы детей. Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности. Зел. - у кого были трудности, но он с ними справился. Жёл. – кому с трудностями помогли справиться товарищи. Кр. - кто не понял тему урока, кому нужна помощь. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. |
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 06.06.2017 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 2686 |
Номер материала | 4193 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |