Уроки математики / Конспект урока / Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Периметр" (УМК "Планета знаний")

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Периметр" (УМК "Планета знаний")

Автор материала (ФИО)

Борашева Валентина Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 58 г. Нижний Тагил

Класс (возраст)

1 А класс

Название материала

Урок математики «Периметр»

Тип урока

«Открытие нового знания»

Учебный предмет

Математика

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Математика 1 класс, 2 часть», УМК «Планета знаний».

М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Основные: текстовый документ, презентация

Дополнительные: шаги учебной деятельности, тетрадь, макет треугольника из проволоки,

кусок ткани определенного размера, бахрома, алгоритм самооценки.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Учебник, линейка, карандаш, карточки с геометрическими фигурами, проволока, компьютер, доска.

Демонстрационный материал: 1) карточка с высказыванием о геометрии; 2) карточки с геометрическими фигурами; 3) эталон по нахождению периметра треугольника; 4) эталон по нахождению длины ломаной; 5) эталон для самопроверки самостоятельной работы.

Раздаточный материал: 1) карточки с геометрическими фигурами; 2) карточка с заданием для работы в группах; 3) «Радуга успеха» для этапа рефлексии, проволока.

Цели,

Задачи материала

Педагогическая цель:

Создать условия для ознакомления учащихся с понятием «периметр» и способом его нахождения.

Задачи:

  1. Ввести понятие «периметр» и способ его нахождения.

  2. Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.

  3. Продолжить воспитание культуры речи и сотрудничества.

Планируемые результаты образования.

Предметные: обучающиеся усвоят понятие «периметр» и научатся находить периметр многоугольника.

Личностные УУД: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявление положительного отношения к процессу познания, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Метапредметные УУД:

Регулятивныеумение учитывать ориентиры данные учителем, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Познавательныеумение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать, делать выводы, давать оценку действиям, оценивать результат.

Коммуникативныеумение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание, сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате , учиться представлять другим процесс работы и свой результат, выслушивать мнение других.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре;

самостоятельная работа;

работа с учебником.

Список использованной литературы.

М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, методическое пособие «Математика 1 класс».

Багирян В.Б. Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе. Пособие для учителей.

Технологическая карта урока математики по теме «Периметр» в 1 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Ребята, давайте, как гостеприимные хозяева, поприветствуем гостей, которые к нам сегодня пришли. Это педагоги нашей школы.

Тихонько садитесь.

Аплодисментами пожелайте себе хорошего настроения.

Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Видео с геом. фигурами (35сек) Открыть на доске изображения геометрических фигур.

– Сегодня на уроке вы окажетесь во власти научной строгости, точности и простоты фантастической науки, которая зародилась в глубокой древности. Назовите эту великую и интересную науку.

-Прочитайте высказывание :

− Таким был ответ древнегреческого геометра Евклида египетскому царю, просившему указать более легкий путь изучения геометрии. Это значит, что на вашем пути в открытии геометрических знаний будут трудности.

Что позволяет понять затруднение в учебной деятельности?

− И тогда как будете действовать дальше?

- Значит, какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

− Какой этап урока поможет в открытии нового?

- А сейчас что мы делали?

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение.

Геометрия.

Памятка: Что я не знаю?

Сам найду способ

-Через затруднение поймем, что не знаем…

-Сами будем открывать новые знания.

-Повторение.

-Настраивались на работу.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2.

Актуализация

знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Начнём с повторения знаний о некоторых геометрических фигурах.

Работаем в паре, не забывайте о правилах сотрудничества.

*Разложите перед собой все карточки.

Какую фигуру нельзя измерить? (Точку)

* Поднимите карточку, на которой изображена точка, покажите ее.

Отложите эту карточку в сторону.

* Найдите рисунок, на котором изображен отрезок, покажите.

Положите перед собой эту карточку.

Какое задание, связанное с отрезком, вы можете выполнить?

Вспомните, как измерить длину отрезка? (Надо взять линейку, совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу на линейке соответствует конец отрезка.)

– Измерьте. Чему равна длина отрезка на карточке?

− Отложите карточку с отрезком в сторону.

*Как называются оставшиеся геометрические фигуры?

*Из каких фигур состоит любая ломаная линия?

*Чем похожи эти линии?

*Чем отличаются?

*Сейчас предлагаю вам поработать с карточкой № 2.

Назовите фигуру, изображенную на ней.

– Из скольких звеньев она состоит?

– Что представляет собой каждое звено ломаной?

– Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить?

- Молодцы! Вы верно предположили задание, которое я вам приготовила.

Как вы будете находить длину ломаной?

- А в каком порядке можно складывать?

* Приготовьтесь, пожалуйста, к работе, проверьте посадку, положение тетради. Возьмите ручки и соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради дату: 27февраля и слова «В классе».

Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.

Какое же задание вы сейчас будете выполнять?

Выполняйте. Не забывайте про контроль за здоровьем. Кто готов? Какой результат у вас получился? (покажите на веере цифр)

*Молодцы! Этап повторения закончен.

Какой необходимый материал вы повторили?

Памятка

Что вам нужно было сделать?

Удалось ли правильно решить задачи?

Вы сделали всё правильно или были ошибки,

недочёты?

Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имена учеников)

учились оценивать свою работу.

Оцените себя в радуге успеха.

* -Что мне необходимо сделать дальше?

-В чем особенность задания для пробного действия?

– В качестве задания для пробного действия я предлагаю вам следующее.

- У вас на партах лежит фигура, изготовленная из проволоки.

- Какую форму она имеет?

- Найдите периметр треугольника.

Что в этом задании для вас нового?

* Выявление места и причины затруднения.

– Пробуйте выполнить задание.

− У кого нет ответа?

− Что вы не смогли сделать?

– У кого есть ответы, вы можете назвать правило (эталон), которым вы воспользовались?

− Что вы не можете сделать?

Затруднение вы зафиксировали. Что дальше? Надо понять причину затруднения. Попытаемся найти выход из затруднения…

Работа в паре.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

- Можем измерить его длину.

- Надо взять линейку, совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу на линейке соответствует конец отрезка.

-4 см

-Это ломаные линии.

-Из отрезков.

-Состоят из трёх звеньев.

-Первая –замкнутая, вторая – незамкнутая

- Ломаная.

- Из трех.

- Отрезок.

-Нужно найти длину ломаной линии.

Другой вариант

-Или нужно найти сумму длин всех звеньев.

-Измерить каждое звено ломаной линии и сложить полученные величины.

- От перестановки слагаемых сумма не изменяется, поэтому можно складывать длины звеньев в любом удобном порядке.

-Мы должны найти длину ломаной.

Рассматриваются варианты ответов.

Проверка по эталону:

3+5+2=10см

-Как измерить длину отрезка, как найти длину ломаной.

Самооценивание.

- Дать нам задание для пробного действия.

- В нем есть что-то новое.

Форму треугольника.

-Надо найти периметр.

- Я не смог найти Р

- Я не могу доказать, что мой ответ верный.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках, задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Познавательные УУД:

привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи,

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3.

Постановка учебной задачи

*Построение проекта выхода из затруднения.

- Что такое периметр?

Как найти периметр многоугольника?

Хватает ли наших знаний, чтобы ответить на эти вопросы ?

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

(Открыть на доске тему: ПЕРИМЕТР)

- Новое незнакомое для нас слово, новое геометрическое понятие.

- Сформулируйте цель нашего урока.

Что мы сегодня будем учиться делать на уроке?

- Да, будем учиться находить периметр заданной фигуры.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

Ответы детей.

- Будем учиться находить периметр фигур.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

Динамическая пауза

«Барбарики»

4.

Построение проекта выхода из затруднения

- Осталось выбрать средства и спланировать свою работу.

При работе с какой линией у вас возникли трудности?

- Какую форму она имеет?

- У меня из проволоки тоже выложена фигура. А можно назвать треугольник многоугольником?

Покажите его границы.

- Что представляет собой граница многоугольника?

- Из скольких звеньев состоит эта ломаная?

- Итак, как найти длину ломаной линии?

 

- Выполните измерения вашего треугольника. Какова длина 1звена границы? (Записываю на доске)

Какова длина 2 и 3 звена границы? Сложите эти величины. Запишите равенство, отступив 2 клеточки вниз.

-Прочитайте выражения, которые получились? Чей вариант правильный?

-Как по-другому назвать звенья в этой фигуре?

- Что измеряли и складывали?

- Что мы с вами нашли выражением

4 + 6 + 3= 13 см?

*на доске карточка:

«длина границы многоугольника»

  • А сейчас расправьте стороны треугольника в одну линию и еще раз измерьте длину линии. Сколько получилось? (13 см)

Значит, длину границы многоугольника вы нашли верно!

Оцените свою работу.

*Знакомство с понятием «периметр многоугольника».

Ребята, оказывается , мы с вами сейчас совершили математическое открытие! Смотрите какое длинное выражение «длина границы многоугольника».

Геометрия- наука точная и не любит длинных определений, поэтому это длинное выражение можно заменить одним словом - никто не догадался каким? Оно звучало на уроке и не раз! (Периметр)

-При записи в тетрадь мы не будем записывать слово периметр, а поставим латинскую букву Р, которая обозначает периметр.

*А теперь научимся записывать решение геометрической задачи.

- Проверьте положение тетради, посадку.

- Отступите две клетки вниз.

(Учитель показывает запись на доске с комментированием).

- Записываю латинскую букву Р и внизу показываю, периметр, какой фигуры находим. Ставлю знак = записываю длину первого звена +

-Кто может продолжить мою запись?

(Один ученик записывает выражение на доске с комментированием).

Р=4+6+3=13 см

- Итак, что же такое периметр?

*Введение понятия периметр.

-Где мы можем прочитать абсолютно точное определение термина «периметр»?

- Откроем учебники на стр. 54. Прочтем это определение хором, индивидуально. Периметр в переводе из греческого – это длина границы многоугольника.

(На доске термин ПЕРИМЕТР - это длина границы многоугольника).

– Вы преодолели затруднение?

− Какова будет цель вашей дальнейшей работы?

Практическая работа

- При работе с замкнутой ломаной линией.

-Форму треугольника

- Да

-Замкнутую ломаную

-Из трёх.

Учащиеся выходят к доске и указкой показывают границы многоугольника. Ведут по сторонам многоугольника так, чтобы линия, которую опишет конец указки, представляла бы замкнутую ломаную.

- Чтобы найти длину ломаной линии, нужно измерить каждое звено ломаной линии и сложить величины

4 см, 6 см, 3 см

Работа выполняется самостоятельно, проверка,

Самооценивание.

4+6+3=13 см

6+4+3 и т.п.

1-2 у доски за закрытой доской

- Стороны или границы

-Измеряли и складывали длины сторон треугольника

- Длину границы многоугольника

Самооценивание.

Демонстрация м/ф

Делают вывод: это длина границы многоугольника

-В учебнике

Учащиеся читают самостоятельно правило.

-Научиться применять новое знание.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:.

сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках, задавать вопросы с целью получения нужной информации.

5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

*Ребята, мы с вами почти уже у цели.

Для удобства и точности вычислений Р давайте продумаем алгоритм нахождения периметра.

На доске

АЛГОРИТМ.

1. Измерить длины сторон.

2. Сложить длины сторон. (т.е. найти сумму длин всех его сторон.)

3. Записать результат.

*Работа с учебником. Стр.54. №3

- Прочитайте задание.

Выполним это задание с комментированием, записывая в тетрадь.

- Назовите первую фигуру.

– Из скольких звеньев состоит граница этой фигуры?

–– Как будете находить периметр?

-Верно? Поаплодируйте своему товарищу.

– Из скольких звеньев состоит граница второй фигуры? Как будете находить периметр?

- Верно? Поаплодируйте своему товарищу.

- Из скольких звеньев состоит граница третьей фигуры? Как будете находить периметр?

Верно? Поаплодируйте своему товарищу.

Работа с памяткой (на доске):

Что вам нужно было сделать?

Удалось ли правильно решить задачи?

Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

-Оцените свою работу.

Проговаривание алгоритмов действия: как вычисляю и почему, что должно получится.

Здесь ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании.

- 4-х угольник

-Из четырех.

-Сложим длины всех звеньев и запишем результат.

Чтобы найти периметр, надо сложить длины всех сторон 4-х-угольника.

Р=3+4+3+4=14см

Один ученик работает у доски с комментарием, остальные – в тетрадях

-Из 6. Чтобы найти периметр, надо сложить длины всех сторон 6-угольника. Р=2+2+2+2+2+2=12см

-Из 4. Чтобы найти периметр, надо сложить длины всех сторон 4-х-угольника. Р=4+4+4+5=17см

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Познавательные – осуществлять анализ, сравнение, делать выводы

Динамическая пауза

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь

Вслед за ней

Пробежаться глазками.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Вы достаточно потренировались для того, чтобы выполнить самостоятельную работу.

– Зачем вам необходимо поработать самостоятельно?

- Ребята, а в жизни где мы можем использовать умение определять периметр?

Демонстрация слайдов:

-Забор вокруг огорода, дома

-ограждение клумбы

-ограждение щитами вокруг хоккейного поля

-покупка плинтусов

-изготовление рамки для фото и т.д.

*

Предлагаю вам самостоятельно решить задачу, связанную со знанием способа нахождения периметра.

Ребята, вы любите дарить подарки своим близким?

Думаю, что да. И самый дорогой для них подарок тот, который вы сделали своими руками.

Представьте, что это не просто квадрат со стороной 20 см, а заготовка ткани для салфетки, которую можно обшить тесьмой или кружевом — и подарить маме в день 8 марта.

Эта работа вам по силам, но есть один вопрос: сколько надо купить кружева?

– Есть вопросы по оформлению?

– Выполняйте.

- Чтобы выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли его применять.

Ответы детей.

Рассматривают иллюстративный материал в презентации.

Работа в парах.

После выполнения самостоятельной работы на доске открывается эталон для самопроверки.

7. Рефлексия.

* Откуда пришло к нам это слово?

Пришло к нам это слово из Египта. В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (на доску вывешивается табличка со словами «пире» и «метрос»).

«Пире» – означает «ходить».

«Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой.

Длину границы участка называли – периметром, этот термин существует и в наше время. И мы часто будем его встречать при решении геометрических задач.

- Что же такое периметр?

− К тайнам какой науки вы сегодня прикоснулись?

– Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

- Достигли цели? Докажите.

- Как найти периметр многоугольника?

– Оцените свою работу как ученика в «Радуге успеха».

Какие трудности испытывали? Что было интереснее всего? О чём хотели бы рассказать своим близким?

− Еще много тайн и загадок вас ждет впереди, и откроются они тому, кто не ищет царских путей в геометрии.

– Я уверена, что на вашем пути будет меньше трудностей и ошибок, если вы будете много читать и добросовестно трудиться не только на уроке, но и дома.

Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно.

Ваши дружные аплодисменты –это и есть итог нашего урока! Я благодарю всех за работу.

Ответы детей.

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Зел. - у кого были трудности, но он с ними справился.

Жёл. – кому с трудностями помогли справиться товарищи.

Кр. - кто не понял тему урока, кому нужна помощь.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

17

Автор
Дата добавления 06.06.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров502
Номер материала 4193
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.