Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Технологическая карта урока-проекта для 5 класса "Среднее арифметическое", выполненная с учётом требований к этапам технологии деятельностного подхода школы Л.Г.Петерсон

Технологическая карта урока-проекта для 5 класса "Среднее арифметическое", выполненная с учётом требований к этапам технологии деятельностного подхода школы Л.Г.Петерсон

Технологическая карта

Предмет: математика

Учитель: Черных Надежда Павловна, МБОУ «Гимназия №11 г.Ельца»

Класс: 5 класс

Автор УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.,  «Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Мнемозина»,  2015 год.

Тема: «Среднее арифметическое»

Тип урока: урок открытия нового знания

Основная цель: формировать навыки нахождения среднего арифметического; способствовать развитию математической речи; оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Метапредметные цели: видеть математическую задачу на среднее арифметическое в повседневной  жизни; понимать и использовать схемы для иллюстрации условий задач; получить возможность принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней. 

-формировать умение фиксировать затруднение;

Предметные цели: изучить новое понятие «среднее арифметическое нескольких чисел»; уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел, используя правило;  углубить и расширить свои представления о десятичных дробях и сфере их применения.

Формы организации работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: учебники по математике, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, компьютер.

Содержание урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1 Мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Учитель: Вы проверьте-ка, ребятки,

На столе-то, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, тогда начнем урок,

Не теряя время, – в срок! На места все тихо сядем,

Не нарушив тишину,

Ну, а я, совместно с вами, наш урок сейчас начну.

Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в математике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудится сам.

Мы все готовы с вами к новым открытиям. Нас ждет интересная работа.

Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные: самоопределение, настраиваются на урок

Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Личностные: самоопределение Познавательные: целеполагание, ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1. Ну-ка, в сторону карандаши!

Ни бумажек, ни ручек, ни мела!

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души!

Вычислите. (Средний ряд называет ответы по цепочке, дети поднимают сигнальные карточки-светофоры: красный цвет – ошибка, зелёный цвет – согласны, ответ правильный)

3,6+0,5

0,98 – 0,77

3,5  : 5

2,7 ∙ 2

1,7 ∙ 0,2

Поставьте «+» за правильно выполненные задания

2. Следующее задание для групп

Запишите дроби в порядке убывания: 1,9; 1,102 ; 1,025; 1,020

возрастания: 15,02; 10,002; 1,025; 0,125

Поменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку. Поставили «+», если ответ верный; «-», если неверно. Вернули тетради.

Кто выполнил задание правильно? Поднимите руки. – Кто допустил ошибки? (при необходимости исправляют карандашом)

-Какие правила вам надо было вспомнить?

Скажите, а как узнать какой ряд успешнее выполнил это задание?

-Давайте посчитаем на каждом ряду кол-во «+». Поднимите руки, у кого все «+», 1 «_», 2 «_» и т.д.

1 ряд набирает … баллов, 2 ряд … баллов

Но на 3 ряду на 1 ученика больше, чем на 1 и 2. Значит, успешнее выполнил задание3 ряд?

- Как быть в этой ситуации? Как определить реальную картину?

Какую оценку получат ученики на каждом ряду? В классе? Как узнать это?

Значит, результат получился совершенно другой.

Устно выполняют предложенные задания

Выполняют задания из презентации в тетрадях (ставят «+», если ответ верный; «-», если неверный)

Исправляют ошибки

Правила сравнения десятичных дробей.

- Нужно подчитать количество + на каждом ряду.

Например,

1ряд 2 ряд 3ряд

5«+» ∙ 2 5«+» ∙ 4 5«+» ∙ 3

4«+» ∙ 4 4«+» ∙ 4 4«+» ∙ 3

3«+» ∙ 2 3«+» ∙ 1 3«+» ∙ 2

2«+» ∙ 0 2«+» ∙ 0 2«+» ∙ 0

32балла 39баллов 33 балла

32:8= 39:9= 33:8=

Нужно разделить общий результат ряда на количество учеников на ряду.

Выполняют задания, называют место и причины затруднения.

Исправляют ошибки

Коллективная деятельность Работа в группах (по рядам

Ответы на вопросы.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение представлять информацию в письменной форме.

Регулятивные:

Выстраивать поиск решения заданий

3.Выявление места и причины затруднения

Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения

-А как можно по - другому найти оценку ученика класса?

- Почему это задание у вас вызвало затруднение? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? Вопрос был один, а сколько мнений? Почему так получилось, может мы чего то не знаем о быстром подсчёте оценки? Значит, нам это нужно это узнать!

- Расшифруйте слово.

Фронтальная работа с классом

Фиксирование во внешней речи причины затруднения

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные:

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

− учёт разных мнений, координирование разных позиций

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Что такое среднее?

- Где в жизни встречались с этим понятием.

Часто ли мы в жизни слышим фразы со словом «средний», приведите примеры.

А в математике оказывается тоже есть свои понятия со словом «средний», и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий.

Работа с учебником, стр. 226, разбор задач №1и2

Постановка гипотезы

Ответы детей

-Ни маленькое, ни большое; ни глубокое, ни мелкое, что-то между ними.

-средний рост, средняя скорость, средний вес, средняя температура и т.д..

Коммуникативные

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Регулятивные:

  1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании).

  2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные:

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем

Личностные: самоопределение

5. Реализация построенного проекта

Чему будет посвящён наш урок? (открытию нового знания)

- Назовите шаги, предпринимаемые при открытии нового знания («Что я не знаю?», «Сам найду способ)».

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Правильно. Но мы будем называть более точно «Среднее арифметическое нескольких чисел».

Запишите тему урока.

-Ребята, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке?

-Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?

Может кто-то сможет сформулировать определение.

-Работа с учебником. Как же нам предлагают находить среднее арифметическое?

Вывод: мы нашли среднее арифметическое трёх чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

Откройте учебник на стр. 226 и прочтите определение среднего арифметического чисел.

Слайд. – Рассмотрите изображение координатного луча с отмеченными на нём точками. Ответьте, как найти среднее арифметическое чисел

- Какой вывод можно сделать? (Если отметить 2 числа на координатном луче, то средним арифметическим будет середина отрезка между данными числами)

Физкультминутка (для глаз на слайде презентации)

Подтверждение гипотезы

Сами определяют тему и цели урока -«среднее чисел»

Ответы детей:

Что такое среднее арифметическое;

научиться его находить;

для чего нужно уметь находить среднее арифметическое?

Пытаются выдвинуть правило нахождения среднего арифметического.

Самостоятельно читают, один – вслух

-Найти количество пирожков(2+4+6)

-Разделить на 3.

Ответ: 4 пирожка

Предлагают алгоритмы.

Алгоритм:

-Найти сумму всех чисел;

-Найти количество слагаемых;

-Разделить сумму чисел на их количество.

Читают.

Записывают формулу

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, делают краткие записи в тетради

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Коммуникативные:

Планировать сотрудничество со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управлять поведением партнера; уметь выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

смыслообразование, осознание ответственности за общее дело

  1. Первичное закрепление во внешней речи

-А теперь, используя знания о нахождении среднего арифметического, выполним несколько заданий:

1.У Игоря было с собой 45 рублей, у Андрея – 28, а у Дениса – 17.На все свои день­ги они купили 3 билета в кино. Сколько стоил один билет?

Зачем нам нужно среднее арифметическое?

Давайте рассмотрим следующую ситуацию.

Предположим, что мы хотим поехать отдыхать в другую страну. Например, в Грецию. Что вы будите с собой брать?

Смотрим погоду в Интернете. И видим температура 40°, очень жаркий день. Что брать с собой?

Или другая ситуация. Видим в Интернете, что идет ливень и температура 10°. Что брать с собой?

И что придется брать много вещей.

-Как быть?

Давайте найдем среднюю температуру за неделю.

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

10°

40°

30°

30°

30°

30°

30°

Ответ: чуть больше 28°С. Это среднее арифметическое поможет нас

ориентировать на выбор одежды.

Выполняют упражнение в парах

Отвечают на вопросы

Какая погода там и какие взять вещи с собой.

-Легкие вещи.

-Зонт, плащ, а может даже и резиновые сапоги.

Выполняют упражнение в парах

по эталону с последующим комментированием

Нужно рассмотреть температуру хотя бы за последнюю неделю и посчитать СА температур.

Познавательные:

понимание текстов, извлечение необходимой информации, использование знаково−символических средств

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование

Коммуникативные:

управлять поведением партнера;

уметь выражать свои мысли.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проводит самостоятельную работу

-А теперь – самопроверка.

Сверяем результаты с ответами на закрытой доске

1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70 и 76

2.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1.Участница соревнований  получила оценки  5,2; 5,1; 4,7; 5,1;  Пройдёт ли участница в следующий этап?

Оцените свою работу

У кого все правильно – зелёный кружок светофора,

Одна ошибка – красный кружок

Две ошибки – жёлтый кружок

Три ошибки- ничего не поднимаем.

Выполняют самостоятельную работу

Решение заданий по эталону с комментированием на доске и в тетрадях.

Записывают подробное решение примеров

Самопроверка по эталону и правильные ответы отмечают знаком «+», а при наличии ошибок ставят знак «-». Выясняют место и причины допущенных ошибок, исправляют ошибки.

Личностные: понимать личную ответственность за будущий результат

Регулятивные:

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Познавательные:

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Коммуникативные:

Умение интегрироваться, аргументация своего мнения.

Поддержание здорового духа соперничества для мотивации учебной деятельности

  1. Включение в систему знаний и повторение

1.Сформулируйте тему урока

2.Какие цели мы ставили в начале урока?

3.Добились мы поставленных целей?

4.Давайте ещё раз вспомним определение среднего арифметического и как его найти.

5.Где применяется среднее арифметическое в жизни?

Домашнее задание к следующему уроку.

-По учебнику домашнее задание для всех.

-А тому, кто разобрался в теме, я предлагаю ещё побыть и в роли статиста и выяснить, где выгоднее покупать яблоки.

Выполняют необходимые записи в дневнике

По учебнику: п.38, с.226 выучить правило, решить

№ 1524,1525, 1527

По желанию:

Найдите ситуации из жизни, где мы используем среднее арифметическое.

Регулятивные:

Оценка промежуточных

результатов и  саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Рефлексия деятельности на уроке

Цель этого этапа

1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, 2) оценить собственную деятельность на уроке.

Учитель организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

На партах у ребят лист рефлексии. Продолжить высказывания об уроке. (Приём «Незаконченное предложение»)

Сегодня на уроке я:

-узнал(а)…

-научился(а)…

-было интересно…

-было трудно…

- не понял(а)…

-мои ощущения…

-вы довольны собой?

Я тоже вами довольна

Анализируют, высказывают своё мнение (по желанию).

Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Самоопределение своей деятельности.

Регулятивные:

Коррекция и оценка качества уровня усвоения

. Притча.

Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. Потом рыбак попросил человека, набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули и тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь»

Автор
Дата добавления 16.05.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров64
Номер материала 4084
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.