Уроки математики / Конспект урока / Тема урока: «Какой сосуд вмещает больше?»

Тема урока: «Какой сосуд вмещает больше?»

Конспект урока по математике в 4 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Какой сосуд вмещает больше?»

ХОД УРОКА

Задачи этапа урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I этап. Организационный момент

1

Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке. Создать комфортную обстановку на уроке.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Проверяют готовность к уроку

Слайд №1

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

II этап. Сообщение темы, постановка целей и актуализация имеющихся знаний у учащихся

2

Создание эмоционального настроя

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем свои умения и навыки при изучении новой темы.

- Откройте тетради, запишите число и классную работу

– Ребята подумайте, на какую оценку вы хоте ли бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях.

Записывают число и классную работу

Ставят оценку на полях

Слайд № 2

Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

3

Актуализация опорных знаний

Познакомить с историей Архимеда

– Кто изображен на экране? 

- Ярослава подготовила вам информацию об этом ученом.

Греческий механик, физик, математик, инженер. 
Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы. 
С помощью системы зеркал,  сжег римский флот. 
Считается изобретателем катапульты. 
Архимед посвятил себя математике и механике. Сконструированные им аппараты и машины воспринимались современниками как чудеса техники.

Он открыл закон об удельном весе и изучал теорию подъемных механизмов.

Среди его изобретений – Архимедов винт, устройство для поднятия воды или сыпучих материалов, таких как песок. Архимед говорил о рычаге, теорией которого он занимался: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».

- Мы с вами до сих пор пользуемся в жизни его законами. В старших классах вы узнаете больше.

- С одним из его законов вы познакомитесь сегодня на уроке.

Ответы детей.

Слушают выступление ученика

Слайд № 3, 4

4

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися

В одной сказке хозяин нанимал работника и предложил ему следующее испытание. Если справишься, то я возьму тебя на работу.

- Вот тебе две разные бочки, меньшую бочку наполнили водой до краев, а большую только наполовину. Узнай, в какой бочке воды налито больше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или еще каким-нибудь предметом для измерения не пользуйся.

Работник справился с заданием, как он это сделал?

– Рассмотрите на слайде сосуды (блюдце, кружка,  банка, ведро)
– Назовите сосуд с самой маленькой вместимостью. С большой.
– Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости (блюдце, кружка, банка, ведро)
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о вместимости сосудов.
Тема нашего урока так и звучит «Какой сосуд вмещает больше?

– Какие учебные задачи вы поставите пред собой на уроке? 

 – узнать, что такое ВМЕСТИМОСТЬ…..
– научиться сравнивать вместимость двух сосудов  …

Предположения детей

Ответы учеников

Высказывания учащихся

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

III этап. Усвоение новых знаний

5

Создать условия для восприятия нового материала, расширить представления учащихся о новом понятии

- Откройте учебник на стр. 86 задание № 291

Бабушка налила молоко из пакета Мише в стакан, Маше – в чашку, а кошке – в блюдце. Всем – до краёв. Миша заинтересовался, кому бабушка налила молока больше? Он решил, что ему, т.к. стакан выше чашку и уж тем более выше блюдца. Маша с этим не согласилась. Кто из них прав? Как сравнить ВМЕСТИМОСТЬ стакана, чашки и блюдца? Предложи свой способ сравнения.

Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана? Вместимости чашки? Вместимости блюдца? Вместимости стакана и чашки вместе? Почему?

- задание № 292 (устно)

Мама варила варенье в большом тазу, а потом разлила его в три банки, наполнив их до краёв. Вместимость чего больше: таза или одной банки?

- задание № 293 (устно)

Чтобы заполнить бочку с водой, нужно налить в неё 20 вёдер воды. Для заполнения ванны нужно 15 таких вёдер воды. Вместимость чего меньше: бочки или ванны? Почему? При каком условии?

Предположения детей

Ответы учащихся

Распознавать и составлять текстовые задачи;

проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей.

Личностные: Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи ученикам.

Познавательные: ученик получит возможность научиться: -владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: а) выполнять задания с использованием рисунков, схем; б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно; в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий; -проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; -использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - выполнять действия по заданному алгоритму; - строить логическую цепь рассуждений; Коммуникативные:адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

6

Динамическая пауза

Игра «Да, нет»  (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой)

Килограмм конфет (хлопок)
Красная ленточка (хлопок) 
Банка молока (приседание)
Пакет печенья (хлопок) 
Бутылка кваса (приседание)
Ящик яблок (хлопок)
Канистра с бензином (приседание)

Выполнение упражнений

Слайд № 8

- задание № 294

Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.

Сколько полных вёдер воды ВМЕЩАЕТ детский бассейн, если для его заполнения потребовалось принести 32 одинаковых бидона с водой, а для наполнения водой ведра нужно три таких бидона?

Бассейн – 32 бидона

1 ведро – 3 бидона

Бассейн - ? полных вёдер

Решение: (столбиком) 32 : 3 = 10 (ост.2)

Ответ: бассейн вмещает 10 полных вёдер

- задание № 295 (устно)

Номер бассейна

Длина

Ширина

Глубина

1

10 м

4 м

2 м

2

10 м

4 м

1 м

- задание № 296

Решение: 1) 12 : 2 = 6 (раз) по 3 стакана в 1 кастрюле.

2) 6 * 3 = 18 (ст.) – помещается в 1 кастрюлю.

3) 18 ст. < 20 ст.

Ответ: вторая кастрюля больше.

- задание № 297

Решение: 1) 12 : 6 = 2 (раза) меньше вёдер потребовалось

2) 20 : 2 = 10 (б)

Ответ: 10 бидонов нужно влить.

- задание № 298

1 кастрюля – 15 стаканов Решение: 1) 15 : 5 = 3 (раза) по 4 чашки

2 кастрюля - ? чашек 2) 3 * 4 = 12 (чаш.)

4 чашки – 5 стаканов Ответ: 12 чашек помещается в кастрюле

- задание № 299 (устно)

Аквариум имеет форму куба с длиной ребра 60 см. До какой высоты нужно наполнить аквариум водой, чтобы заполнить его наполовину? На треть? На четверть?

Выполнение заданий письменно в тетради.

Проверка выполнения задания с доской

Слайд № 9, 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

IV этап. Проверка понимания учащимися нового материала. Первичное закрепление.

7

Создать условия для проверки учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий. Создать условия для закрепления полученных знаний на уроке с помощью самостоятельного выполнения заданий. Применить новые знания самостоятельно.

Учащиеся делятся на три группы (по рядам) и выполняют задания в парах на карточках.

1 группа

Двум сестричкам Ане и Тане мама налила на завтрак по стакану сока. Девочки спешили, и сок не допили. На рисунке в стакане слева остался сок Ани, а справа – Тани. Кто из них выпил больше сока?

А Т

Ответ: Таня выпила больше сока, т.к. у нее осталось меньше сока. А Аня выпила меньше сока, т.к. у нее осталось больше сока.

1. Уровень воды в этих сосудах одинаковый. Можно ли утверждать, что в них содержится одинаковое количество воды?

2 группа:

Ответ: Нет. Нельзя утверждать, что в этих сосудах содержится одинаковое количество воды. Т.к. у них разная вместимость или разный объем. Это мы определяем на глаз.

3 группа:

Проверь, какая схема подходит к этому рисунку?

Ответ: К данному рисунку подходит схема II.

Что изменилось, что осталось без изменений?

Ответ: Изменился только уровень воды. А количество воды осталось без изменений. И объем сосудов не изменился.

Выполнение задания на карточка. Учащиеся дописывают ответы на поставленные вопросы.

Проверка:

если участники согласны с ответом, то группа поднимает сигнальные карточки зеленного цвета, если нет, то – красного цвета.

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Распознавать и составлять текстовые задачи;

проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей.

Познавательные:

выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

-проводить сравнение, классификации, выбирая верное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений;

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

V этап. Закрепление изученного материала. Подведение итогов.

8

Обобщить знания, полученные на уроке подвести итог работы.

Оценить учащихся.

– Что же такое вместимость?

Вместимость – это объём жидкости, которая заполняет данный сосуд.

Измерить объем стакана можно способом, который предложил  Архимед: для этого достаточно полностью погрузить стакан в воду и измерить объем вытесненной им воды. Таким образом, объем стакана равен объему воды, вытесняемой этим стаканом при полном погружении, а вместимость стакана равна объему воды, которой этот стакан можно наполнить.

– Справились ли мы с поставленными задачами в начале урока?
– Поднимите руку, кто запомнил, что такое ВМЕСТИМОСТЬ и научился сравнивать вместимость разных сосудов?
– Какие трудности возникали?
– Кто на уроке был самый активный? 
– Оцените свою работу на уроке. Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока?

Ответы учащихся

Слайд № 20

Слайд № 21

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

9

Рефлексия

- С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Поднимите свои сигнальные карточки в соответствии с смайликом на слайде.

- В конце хотелось вам сказать одну арабскую пословицу:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний, он постепенно расширяется.

Поднимают сигнальные карточки

Слайд № 22

Слайд № 23

10

Домашнее задание

Печатная тетрадь с. 67 – 68 № 124, 126

Записывают домашнее задание

Слайд № 24

Автор
Дата добавления 03.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров804
Номер материала 2380
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.