Уроки математики / Конспект урока / Урок изучения нового материала «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Урок изучения нового материала «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: математика

Класс: 2

Учитель: Страдателева Людмила Николаевна

УМК: М.И. Моро «Школа России»

Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Тип: изучение нового материала

Задачи: способствовать развитию мотивации учебной деятельности при выполнении заданий творческого и поискового характера;

познакомиться с творчеством известных мастеров г. Людинова;

организация профориентационного пространства.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях

  • Развивать творческое мышление, способности, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы

  • Прививать интерес к математике, как к науке;

Метапредметные:

  • Понимать, принимать и сохранять различные учебно - познавательные задачи;

  • Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить, оценить себя, границы своего знания и незнания.

Личностные:

  • Проявлять мотивацию учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения;

  • Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Метапредметные связи: технология: организация и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом

Ресурсы урока: рабочая программа; учебник, ч.1 с. 48, 49

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Математика повсюду

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму,

Ты вокруг себя найдешь.

Ох, скажу я вам, ребята,

Все примеры не назвать,

Но должно быть всем понятно,

Что математику нам надо знать на пять.

Мотивация познавательной деятельности

Действительно ли математика важна в жизни человека?

Ребята, я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (геометрические фигуры и посуда).

- Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?

Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали?

-Что делает человек, прежде чем создавать изделие?

Предположение – математика совсем не нужна человеку в обыденной жизни

Предположение - математика нужна человеку только для того, чтобы уметь посчитать сдачу в магазине

Предположение - математика в жизни человека очень значима.

Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами.

Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Человек разрабатывает проект.

Организация познавательной деятельности

-Что такое проект?

-Какие проекты мы выполняли?

-Чем вам нравятся проектные работы?

Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?

-Где об этом мы можем узнать?

-Какие задачи поставим перед собой?

Что такое орнамент? Что такое узор? (подготовленный ученик)

Люди, каких профессий занимаются созданием орнаментов и узоров на посуде? (показ работ)

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров, то можно самим научиться создавать узоры и расписывать посуду.

(мнение о выставке)

Какой проект мы должны выполнить?

Что должно быть в альбоме?

Где их можно взять?

Вспомните геометрические фигуры, которые вам известны.

Оформить посуду геометрическими фигурами.

(допускаются трафареты посуды)

учебник стр.48., прочитайте название проекта.

Узнать: как люди украшали посуду

зачем они украшали

что такое орнамент

Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры, оформлять ими посуду.

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких – то элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).

Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве, драгоценных окладах, тесьме и др.

Художники, гончары, дизайнер, модельер, искусствовед.

Мы посетили выставку - работ мастеров декоративно-прикладного творчества "Город мастеров" в нашем городе. Мероприятие проходило в галерее искусств. Людиновская земля славится мастерами декоративно-прикладного творчества:  изящные вазы и кувшины из глины Александра Заборских, работы резчика по дереву Александра Булычёва, искусные игрушки из глины Светланы Новиковой - все эти работы произвели приятное впечатление и порадовали нас. На этих работах мы увидели разнообразные орнаменты и узоры.

Альбом «Орнаменты и узоры на посуде» (учебник с. 49)

Фотографии и рисунки наиболее красивых орнаментов.

Из Интернета, сфотографировать дома, у друзей, в музее и магазине.

Точка, прямая линия, отрезок, луч, ломаная линия — простейшие геометрические фигуры.

Четырехугольник, квадрат, треугольник, многогранник, круг, полукруг - основные геометрические фигуры. Где только не встретишь разные геометрические фигуры: на вывесках магазинов, на архитектурных сооружениях, в тетрадях, книгах, на посуде, одежде, оружие и т.д.

Рефлексия учебной деятельности

На партах геометрические фигуры разного цвета.

Показать:

Красные фигуры - если было радостно, интересно.

Жёлтые фигуры - если было спокойно.

Зелёные фигуры - если вас работа не заинтересовала, было грустно.

Подведение итогов

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Организуется обсуждение выполнения проекта «Узоры и орнаменты на посуде» (с. 48)

Мы узнали о многообразии орнаментов и видов узоров, поняли, что не бывает одинаковых узоров, роспись посуды – это всегда увлекательный и творческий процесс.

Дополнительный материал:

1. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование;

2. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику;

3. Материал экскурсии.

Диагностика достижения планируемых результатов:

  • представление альбома (отдельных работ) ученикам других классов, родителям;

  • доказали гипотезу проекта – если изучить технику выполнения узоров, то можно самим научиться создавать узоры и расписывать посуду.

Дополнительные творческие задания: создать альбом «Узоры на посуде». Срок на подготовку - 10 дней.

Автор
Дата добавления 12.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров1004
Номер материала 1521
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.