Уроки математики / Конспект урока / Урок математики в 6 классе "Координатная плоскость"

Урок математики в 6 классе "Координатная плоскость"


Урок математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный

Цели урока:
* познакомить с историей возникновения и развития понятия «координаты» и «координатной плоскости»;

*показать историческую необходимость возникновения этих понятий;

*показать взаимосвязь с другими предметами;

*научить строить точки на координатной плоскости, записывать и читать их координаты


Оборудование: плакаты с заданиями, карточки для учащихся, смайлики для рефлексии

Ход урока:
I. Организационный момент:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.
Предлагаю подружиться
и всем вместе потрудиться!


Сегодня мы продолжим изучение темы: «Координатная плоскость». Работать будем в группах по 3 человека(3 группы). Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, а так же способность применять их в различных ситуациях.

II. Проверка домашнего задания:

А) определить по карте координаты городов: Москва(56 град.с.ш., 38 град.в.д.), Санкт-Петербург(60 град.с.ш., 39град.в.д.).

Б) что означает выражение: «Оставьте мне ваши координаты»?

III. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос (на доске задание):

-Исключить лишнюю пару:

вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо, запад-восток, ночь-день, север-юг.

Ответ: ночь-день, т.к. это время суток, а даны направления.

-Соотнести (соединить стрелками):

Север влево

Запад вправо

Юг вверх

Восток вперед

вниз

Ответ: вперед - исключается, т.к. даны направления на географ.карте.

-Соотнести (соединить стрелками):

Влево вниз

Вправо назад

вверх

Ответ: назад - исключается, т.к. даны направления на коорд.прямых.

Всё в этой жизни легко найти:
Дом чей-то, офис, цветы и грибы,
Место в театре и в классе свой стол,
Коль вам знаком координатный закон!

- В чем же заключается суть координат? (в том, что они определяют положение объекта);

- Как задается система координат на плоскости? (проводим 2 перпендикулярные координатные прямые или оси - Х и , Х - горизонтальная, а У- вертикальная, отмечаем их точку пересечения - О, как начало отсчета.);

-На сколько частей делит плоскость координатная система? (на 4 части);

-Как идет отсчет координатных четвертей? (против часовой стрелки);

- Где применяется система координат в нашей жизни?

(ответы детей: места в кинотеатре, в игре «Морской бой», в шахматах и шашках, географические координаты, летчики и моряки с помощью координатной сетки определяют местоположение объекта).

- Нужно посадить вертолет в заданный квадрат: В3, Е6, С7(на доске плакат 8*8). Представители групп выполняют работу у доски по очереди.


О том, где еще применяется система координат, говорится и в стихотворении К.Симонова "Сын артиллериста", отрывок из которого вы сейчас услышите (ученику поручается заранее выучить указанный отрывок).
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио, утром,
Донёсся первый сигнал:
"Всё в порядке, добрался,
Немцы левей меня,
Координаты (3;10),
Скорее давайте огня!
Орудия зарядили,
Майор рассчитал всё сам,
И с рёвом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
"Немцы правей меня,
Координаты (5; 10),
Скорее ещё огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым.
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдёт живым.
Третий сигнал по радио:
"Немцы вокруг меня,
Координаты (4; 10),
Не жалейте огня.
Майор побледнел, услышав
(4;10) - как раз,
То место, где его Лёнька
Должен сидеть сейчас.

IV. 1.Работа у доски:

-Даны точки А(2;3), В(6;0), Д(-2;2), Р(-3;3), Т(0;-5), С(4;-4), О(0;0), К(-5;-5), М(2-3):

а) назвать абсциссу и ординату каждой точки;

б) какие из них лежат в 1, 2,3,4 четвертях;

б) лежат на осях;

- На плоскости дан треугольник МКР. Определить координаты его вершин М, К, Р. (по группам).

2. Физкультминутка (для улучшения мозгового кровообращения повороты головой влево, вправо).

3.Постройте по точкам рисунок, последовательно соединяя точки (каждой группе дается лист с готовой координатной системой):
( 0; 3 ), ( -1; 1), (-3; 1), (-1; 0), ( -2; -2), (0; -1), (2; -2), ( 1;0 ), (3; 1), (1; 1 ), ( 0; 3).
(Свериться с рисунком: звезда пятиконечная - символ дружбы вечной.) Этот знак в школе Пифагора считался символом дружбы, он был чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей, тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. В средние века он предохранял от нечистой силы, что, впрочем, не мешало называть его "Лапой ведьмы".

V. А сейчас из истории создания метода координат.

Выступление уч-ся.

VI. На координатной плоскости заданы точки в определенном порядке, каждая точка скрывает букву. Назвав правильно координаты, вы узнаете, о ком мы будем говорить далее.

(на плакате отмечены точки №1(-1,3)-Р,№2(-3;2)-Е,№3(1;4)-Н,№4(3;1)-Е,№5(-2;-3)-Д,№6(-1;-1)-Е,№7(0;4)-К,№8(1;-3)-А,№9(3;-3)-Р, №10(4,0)-Т (Рене Декарт)

VI. А сейчас коротко о жизни Рене Декарта.

Выступление уч-ся .


VII. Итог урока:

А) ответить на вопросы:

-какую плоскость называют координатной;

-как строится координатная система;

-как называются координатные оси Х и У;

-какая координата стоит на первом месте абсцисса или ордината;

-почему называют координатную систему декартовой?

Б) тест (индивидуальные карточки):

Тест№1

  1. Координатная система – это:

а) две параллельные прямые;

б) две перпендикулярные прямые;

в) две перпендикулярные координатные прямые.

2. Ось абсцисс – это:

а) ось У; б) ось Х; в) координатная прямая.

3. Ордината-это:а) ось Х; б) координата по оси У; в) координата по оси Х.

4. Построить отрезок АВ, если А(2;3), В(5;-6).

Определить координаты точки пересечения с осью абсцисс.а) (0;3) б) (3;3); в) (3;0).

Тест №2

1.Абсцисса точки А(4;-2) равна:а) 4;б)-2;в) не определить

2. Точка С(0;7) лежит на оси:а) Х;б) У;в) не уверен

3.Точка М имеет координаты:а) (2;3);б)(3;-2);в)(3;2)

4.Координата по оси У называется:а) ординатой;б) абсциссой;в) началом отсчета

В) оценки за урок.

VIII. Домашнее задание: (построить по точкам изображение)
(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6), (9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1).
Отдельно точка (5;7).

Подсказка – загадка: на пригорке, под кустом кто-то с сереньким хвостом. (Заяц).
IX. Рефлексия.
У вас на столах лежат смайлики: солнышки и тучки. Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению.


Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
А знания, точно уж вам пригодились.

Автор
Дата добавления 28.01.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров1067
Номер материала 2170
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.