Уроки математики / Конспект урока / Урок-путешествие по математике в 6 кассе "Все действия с рациональными числами"

Урок-путешествие по математике в 6 кассе "Все действия с рациональными числами"

Тема урока: Все действия с рациональными числами.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок – путешествие.

Цель: Обобщение знаний по теме: «Сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

Задачи: обучающая: систематизация знаний учащихся по данной теме в

игровой форме с целью активизации процесса обучения;

развивающая: развития критического мышления, навыков поиска

ошибки, осмыслению учебного материала.

воспитывающая: воспитание у учащихся положительного

отношения к математике посредством занимательного

исторического материала и практичности теории, а также

стремления к самостоятельной деятельности, упорства и

настойчивости в достижении цели.

Этапы урока:

  1. Начало урока. Вступительное слово учителя о трудностях изучаемой темы и приглашение к путешествию.

  2. Игра «Светофор» / правило знаков /.

  3. Игра «Логическая цепочка».

  4. Игра «Да – нетка» / как физкультминутка /.

  5. «Лови ошибку!» / решение примера на все действия с постоянным специальным допуском ошибок на самые различные изученные темы; самостоятельная работа учащихся по поиску ошибок /.

  6. «Удивляй!» Рассказы о положительных и отрицательных числах.

  7. Итог путешествия. / Метафора «Все в твоих руках» /.

  8. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Начало урока.

Учитель: Мы изучили все правила на все действия с положительными и отрицательными числами. Слушали и запоминали, решали и считали, ломали головы над трудными задачами, злились и хотели забросить все, если не понимали, просились к доске и радовались успехам. Мы проделали большой путь по стране положительных и отрицательных чисел. Мы стали мудрее потому, что поднялись на ступеньку выше по лестнице знаний.

Согласитесь, что эта тема была очень сложной. Трудно было запомнить все правила, еще труднее применить их и не перепутать. А может быть можно было бы обойтись без всех этих мучений и, каким – то образом, постичь знания более легким способом?

Оказывается можно! Я знаю, что в одном древнем храме хранится священный свиток, в котором говорится о том, как постичь премудрости всех наук! Готовы ли вы, ребята, отправится в путешествие за священным свитком?

Нас ждут в дороге трудности и испытания, мы должны все преодолеть. Итак, отправляемся в путь!

2. Первый этап. Игра «Светофор»

/ На доске картинка (формата А – 3) на которой изображена улица и идущие по ней машины. У каждого ребенка в руках «светофорчик» - длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая./

Учитель: Путь наш будет долгий. А пока мы вышли уз города и должны перейти дорогу, по которой то и дело с большими скоростями ездят машины. Посмотрите, ребята, что они везут?! (примеры). Перейти улицу нам поможет светофор. В следующих примерах мы должны правильно определить знак в ответ: «+» красный цвет, «-« зеленый.

-10 -17+9 -40-100 14+(-24) 5,6-(-3)

4 -4:0,1 13 -100 -2+(-10) -50:(-25)

На слух: -5+3 -10+(-12) 14-20 2 12:( -6) -5+5

  1. Второй этап. «Логическая цепочка»

/ На доске плакат с изображением лесного озера с двойками. /

Учитель: Наша дорога идет через лес, в котором есть озеро. Вокруг этого лесного озера стоят высокие деревья, очень похожие на единицы, а по озеру плавают лебеди, очень похожие на двойки. Лебеди собираются лететь за нами! Ребята, нам нужны такие попутчики? Остановить двойки может лишь волшебная цепь. Вы должны сами придумать примеры на все изученные нами правила. Условие таково: ответ предыдущего примера – это начало последующего. Цепь необходимо замкнуть.

Например: -5+(-10)=-15 -15:(-3)=5 5-(-8)=13 13+(-20)=-7

-7:2=-14 -14-3=-17 -17:(-17)=1 1+(-6)=-5.

Примечание: С какого числа начинается цепочка таким и заканчивается.

В этой игре в зависимости от класса учитель может сам для каждого примера

оговаривать, на какое правило надо придумать пример, а могут это делать и сами

учащиеся.

  1. Третий этап. Игра «Да – нет»

/ На доске плакат с изображением лабиринта /

Учитель: Волшебная цепь замкнулась и теперь двойкам и единицам вслед за нами дороги нет. Мы очень устали, но впереди еще предстоят испытания! Нас ждет лабиринт, в котором легко заблудиться. Давайте, ребята, решать всем классом: какого маршрута придерживаться, делать нам поворот или нет?

Напоминаю правило: Перебирать предметы нельзя. Вы должны задавать

такие вопросы, на которые учитель может отвечать только словами: «да», «нет», «и да и нет». Итак, я задумала предмет.

Задуманное слово: «микрокалькулятор».

Вопросы учащихся могут быть такими

Ответ учителя

Этот предмет одушевленный?

нет

Этот предмет съедобный?

нет

Этот предмет есть в школе?

да

Он имеет отношение к математике

да

После разгадки ребятам следует напомнить, что применять калькулятор на уроках математики нужно лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо.

Четвертый этап. «Лови ошибку!»

/ На доске плакат «Бабочка» /

Учитель: Наш путь продолжается, дорога идет по лужайке, над которой летают удивительные бабочки: у них на крылышках примеры с ошибками. Нам

необходимо поймать ошибки, решить примеры правильно.

Учитель решает на доске пример, постоянно допуская ошибки.

-3

Ошибки могут быть, например, такими:

1. Ошибка в порядке действий: умножение, умножение, деление, сложение,

вычитание.

2.

3. 4

4. -20,6-9,4=20,6+(-9,4)=-11,2

5. -30:(-30)=0

6. 4+1=5 (4 – результат первого действия)

Конечно, необходимо решить пример правильно.

1.

2. 4

3. -20,6-9,4=20,6+(-9,4)=-30

4. -30:(-30)=0

5. -10+1=-9

В следующих уже решенных примерах учащиеся сами ищут ошибки.

а)

б) (14,5-85)+55,5=127

1) 85-14,5=71,5 2) 71,5+55,5=127

_ 85,0

в) (потеря знака)

  1. Пятый этап. «Удивляй!»

/ На доске рисунок с изображением ворот/

Учитель: Мы почти у цели! За этими воротами

находится древний замок, в котором хранится

волшебный свиток. Но ворота не раскроются до тех пор, пока мы их не удивим. Чем же можно удивить? Конечно же, своими знаниями! Давайте, ребята, вспомним все, что мы знаем интересного об отрицательных и положительных числах.

Рассказ учащихся об истории появления в математике отрицательных чисел, о самых высоких и низких температурах на земле.

Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые приблизительно во II веке до н.э. Долее точно сказать трудно, т.к. император Ши Хуан Ди разгневался на ученых, велел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить.

Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда понятно, что китайцы не знали правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел.

Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущество», а отрицательные как «долг». Вот как индийский математик Брахмагупта в 7 веке излагал правила сложения и вычитания: «Сумма двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности».

В Западной Европе отрицательные числа начинают использоваться приблизительно лишь с 13века. При этом они обозначались словами. Китайский математик Ужан Цань записывал отрицательные числа с помощью чернил другого цвета.

Только в начале 19 века отрицательные числа получили всеобщее признание и современную форму обозначения.

Примеров, когда знать лишь одно значение величины недостаточно, можно привести не мало: путь: влево – вправо;

температура: тепло – холодно;

высота: выше – ниже;

деньги: прибыль – убыток;

время: прошлое – будущее.

В настоящее время отрицательные и положительные числа чаще всего связывают с температурой. Даже первоклассникам понятно что, +200С – это тепло, а -200С – это холодно.

На Земле самая высокая температура была зарегистрирована в пустыне Сахара +630С, а самая низкая в Антарктиде -94,50С.

В лабораторных условиях можно получить еще более высокие или низкие температуры. Наиболее высокая, полученная в лаборатории температура +700000000С, а наиболее низкая почти -2730С.

Температура на поверхности Солнца около +60000С, но существуют звезды с температурой поверхности +400000С – это самые горячие звезды во Вселенной.

  1. Итог урока.

/ на раскрывающейся доске плакат с изображением древнего храма /

Учитель: Мы с вами преодолели все препятствия на пути. Перед нами храм, в котором хранится мудрость многих поколений. Ворота распахнулись перед нами, а значит, мы имеем полное право прикоснуться к волшебному свитку и прочитать его!

В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в этом городе жил человек, который завидовал мудрецу и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца и тем самым доказать всему городу, что он мудрее!

Долго думал завистник, как доказать свою мудрость. И, наконец, придумал. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее в ладони и отправился к мудрецу.

Он решил сделать так: подойти к мудрецу протянуть к нему ладони с бабочкой и спросить: « О мудрейший из мудрых, если ты действительно так умен, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: мертвое или живое?»

Если мудрец скажет: «Мертвое!», он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое.

Если мудрец скажет: «Живое!», он сожмет бабочку между ладонями и она умрет. И он уже шел, предвкушая победу. Он подошел к мудрецу и спросил так, как задумал. Мудрец посмотрел на ладони, подумал лишь минуту и ответил: «Все в твоих руках!»

Все в ваших руках, дети! Легких путей в науке нет. Будете вы знать, вырастите вы образованными или нет - зависит только от вас. На память о нашем уроке дарю вам книжки с правилами действий над числами в стихах, которые вы уже, наверное, давно запомнили.

6. Творческое домашние задание: придумать задачи с занимательным содержанием, в решении которых есть действия с отрицательными и положительными числами. Указать источник для составления задачи и придумать два расширяющих вопроса.

Например: Самая ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Температура на

поверхности Меркурия в дневные часы достигает 4700С, а к полуночи

падает до -1900С. Найдите перепад температур на планете.

Вопросы: 1. На какой планете Солнечной системы самый большой перепад

температур?

2. Почему на Земле перепад температур совсем незначителен (10-150С)

Источник: Астрономия. Пробный учебник для 10 класса средней школы.

В.В.Порфирьев. М., Просвещение, 2002г.

Правила в стихах

(собраны в книжечку с обложкой «Все в твоих руках»)

Если правила эти Из большего модуля меньший

Станете вы выполнять. Вычтем ребята послушно.

Значит, вам обеспечена А в результате поставить

Будет оценка «пять»! Знак большего модуля нужно.

Перемножить модули – это же пустяк. Два отрицательных?

Самое главное – не забыть про знак! Мало будет заботы о том!

Плюс на плюс – и плюс в ответе. Минус ставим сначала

Всем пятерки будут, дети! Модули сложим потом.

Минус с минусом умножим –

Плюс в ответе будет тоже.

Плюс на минус умножая,

Ставим минус, не зевая.

«Правила знаков» при делении

Точно такое как при умножении!

Обложка для книжки:

Выучишь стихотворенье –

Веселей пойдет ученье!

Автор
Дата добавления 06.06.2018
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров149
Номер материала 5763
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.