Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Урок-путешествие по математике в 3 классе «Наш край в древности»

Урок-путешествие по математике в 3 классе «Наш край в древности»

Кузнецова Марина Николаевна, учитель начальных классов,

ГКОУ ЛО «Назийский ЦСА»

Урок-путешествие по математике

3 класс

«Наш край в древности»

Числа от 0 до 100 (урок повторения)

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные. Использовать для вычислений устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100, основанные на знании нумерации двузначных чисел; выполнять действия умножения и деления с опорой на знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления; выполнять вычисления, зная порядок действия в выражениях со скобками и без скобок; сравнивать числа в пределах 100; решать составные задачи с действиями умножения и деления.

Метапредметные:

  • регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями; подводить итог урока (что на уроке узнали нового, какие задания повторили, что было интересного на уроке);

  • познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема и др.);

  • коммуникативные: обсуждать варианты выполнения заданий, организовывать взаимопроверку выполненной работы; стремиться к пониманию позиции другого человека.

Личностные. Умение анализировать результаты учебной деятельности; ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой её одноклассниками, учителем; навыки общения в процессе познания истории родного края, занятия математикой.

Ход урока

1.Организационный момент.

(Учитель входит в класс, рассматривая что-то).

- Сегодня утром это мне прислали из исторического музея (показывает детям и вешает на доску).

- Что это? (Карта).

- Хотели бы вы отправиться с ней в путешествие в далёкое прошлое нашего края? (Да).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Давайте совершим воображаемое путешествие вместе с новгородским купцом Садко (показ).

- А куда? Сейчас я вам поведаю, а карта подскажет ответ.

- Ай поехал торговать купец богатый новгородский,

Ай как на своих чёрных кораблях.

Ай поехал он да ко Волхову,

Ай со Волхова он да во Ладожское,

Ай со Ладожского да во Неву-реку,

Ай как со Невы-реки выехал на сине море

- Из какого города отправимся в путь? (Из города Новгорода).

- Куда предстоит нам доплыть? (В «сине море»).

(Учитель ещё раз показывает на карте указкой путь).

- Это водный торговый путь в древности был частью великого пути из «варяг в греки».

- Во время путешествия, решая примеры и задачи, мы сможем преодолеть все трудности и помочь Садко продать товары заморским купцам.

3.Устный счёт.

- А какие товары новгородский купец Садко повезёт, вы узнаете, если справитесь с первым заданием. Ответ на мой вопрос вы показывайте карточкой-цифрой из наборного полотна.

  • Первый множитель 7, второй – 3. Найдите произведение.

  • Найдите частное чисел 54 и 9.

  • Увеличьте 8 в 5 раз.

  • Увеличьте 8 на 5.

  • Во сколько раз 32 больше 4?

  • Какое число надо умножить на 7, чтобы получилось 63?

  • На сколько 78 больше 4?

(Учитель вешает на доске правильный ответ-карточку с обратной стороны которой нарисована картинка).

- Какие товары купец Садко повезёт в заморские страны вы узнаете, перевернув любую карточку.

(Дети по очереди выходят к доске, переворачивают карточки и угадывают название товара).

- Заморским купцам нравились льняные холсты, деревянная посуда, кожаная обувь, речной жемчуг, моржовый клык, мёд, ценная рыба.

- Объясните смысл народной мудрости: «По товару видно, что купец завидный». Как вы это понимаете? (Высказывания 2-3 детей).

4. Решение примеров в пределах 100.

- На каком водном транспорте вы бы хотели совершить путешествие по рекам и озёрам нашего края?

- Но в древности плавали на других судах. Название древнего речного и морского судна вы узнаете, решив эти примеры. Переписывая их в тетрадь, расположите примеры в столбик так, чтобы значения выражений шли в следующем порядке: 5, 42, 54, 30, 7.

95 : 19

Л

7 х 6

А

18 х 3

Д

60 : 2

Ь

1 х 7

Я

- Проверим правильность ваших вычислений. Какую карточку надо расположить в столбике первой? И т. д.

- Прочитайте получившееся слово. (Ладья).

- Ладья – это название древнего речного и морского судна. (Показ картинки).

- Итек, мы отправимся торговать с заморскими купцами и повезём свой товар на ладьях.

5. Минута релаксации.

- Вы любите мечтать? (Да). Тогда немного помечтаем.

- Закройте на минутку глаза. Представьте себя завидными купцами, которые собрались на речной пристани города Новгорода. И вот появился гусляр Садко. (Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Садко»). Его музыка заставляет задуматься вас о славе родного Новгорода и призывает отправиться в путь к «синю морю» на ладьях со своим богатством. Простившись со своими друзьями, вы садитесь на суда и отправляетесь в путь по реке.

- Откройте глаза, взгляните на карту. По какой реке предстоит вам плыть? (По реке Волхов).

6. Решение примера в несколько действий.

- Начав свой путь от Новгорода, река Волхов впадает в Ладожское озеро.

- Сколько километров вам предстоит проплыть до Ладоги, вы узнаете, если найдёте значение этого выражения:

150 х 2 – 9 х 8 = 228 км

(Проверка правильности вычислений).

-Итак, преодолев 228 км, мы доплыли до города Ладога. (Показ картинки).

- Ладога – это первый город нашего края. Он вырос недолеко от Ладожского озера, на берегу реки Волхов. На удобном для защиты месте построили крепость. Под её защитой купцы заводили торговые склады и жилые дома.

- Здесь мы сделаем небольшую остановку, закупим немного ладожской рыбы. А вот сколько, вы узнаете, решив задачу.

7. Решение составной задачи с действиями умножения и деления.

- Вы будете решать задачу самостоятельно, а если у вас возникнут затруднения, то я вам помогу. Возьмите карточки.

- Прочитайте задачу про себя. Что нужно сделать, чтобы прочитать условие задачи? (Разгадать ребусы). Отгадайте ребусы, сделайте необходимые надписи карандашом.

- Кто может прочитать вслух текст задачи? Все слова вам понятны?

- О чём говорится в задаче? (О том, как ладожские рыбаки вытащили неводом рыбу).

- Назовите рыбу, которая попалась в невод к рыбакам. (Судак, лещ и щука). Эти слова и выберем для краткой записи.

- Что говорится о судаке? А что сказано в задаче о леще? О щуке?

- О чём спрашивают в задаче?

- Давайте ещё раз прочитаем задачу и сделаем краткую запись. Кто хочет решить задачу у доски? Кто может сам, не смотря на доску? Если решите раньше нас, то поднимите руку, я посмотрю и оцену вашу работу. А кому нужна помощь, решайте вместе с нами.

- Сможем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- Что узнаем сначала? Как узнаем? Какие слова подсказали действие? (В … раза меньше).

1) 100 : 2 = 50 (кг)

- Это какой рыбы столько поймали? (Леща). Теперь мы этот вес возьмём и запишем вместо знака вопроса, напротив слова лещ.

- Что теперь надо узнать? (Сколько кг щуки поймали рыбаки). Как узнаем? Какие слова подсказали действие?

2) 50 + 40 = 90 (кг)

- Это какой рыбы столько поймали? (Щуки). Теперь мы этот вес возьмём и запишем вместо знака вопроса, напротив слова щука.

- Мы ответили на главный вопрос задачи?

- А как узнать общий вес пойманной рыбы?

3) 100 + 50 + 90 = 240 (кг)

- Запишем ответ. (Оценивается работа учени у доски и самостоятельная работы учащихся в тетрадях. Тем, кто решил задачу быстрее, даётся карточка «Отгадай ребус и реши пример»).

- Пока идёт погрузка купленной ладожской рыбы, купцам можно немного отдохнуть.

8. Физкультминутка «По болоту Пётр шёл».

По болоту Пётр шёл, (дети шагают на месте)

Остров Заячий нашёл. (разводят руки в стороны)

Он собрал рабочий люд (руками «манят» к себе)

И построил крепость тут. (руки соединяют «замочком», имитируют забива-

ние молотком гвоздей).

Крепость новая стоит, (дети показывают лесенку руками)

Пушками врагу грозит. (руки вытягивают вперёд)

Бам-бам, бам-бам, (хлопки руками)

Не осталось зайцев там. (все приседают)

Зайцы пушек испугались, (дети, изображая зайцев, прыгают вприсядку)

По местам все разбежались… (дети садятся на свои места)

9. Сравнение чисел.

(Работа с картой и таблицей).

- Какая река течёт из Ладожского озера? (Река Нева).

- По ней мы и продолжим наше путешествие. В какой залив она впадает? Какие крупные притоки есть у Невы?

- Ознакомьтесь с данными таблицы.

Название реки

Длина реки

Ижора

65 км

Мга

93 км

Нева

74 км

Тосна

121 км

- Запишите числа, обозначающие длины рек в порядке убывания – левый ряд; в порядке возрастания – правый ряд.

- Проверим правильность записей. Кто хочет назвать числа?

10. Повторение табличного умножения и деления.

- Вот вы справились с ещё одним заданием. Путь в «сине море» нам открыт.

- Возьмите карточки. Но не гоже плыть в иноземные страны на чёрных кораблях. Давайте сделаем парус заметным, чтобы издали было видно. Что плывут русские купцы.

- Решите примеры, запишите ответы простым карандашом. Детали судна с ответом 4 раскрасьте жёлтым карандашои, с ответом 6 – красным, с ответом 8 – оранжевым, с ответом 9 – зелёным, с ответом 12 – коричневым.

- Кто правильно и быстро выполнит это задание, тому предоставится честь возглавить караван русских судов вместе с гусляром Садко.

- Проверим правильность вашей работы. Какие детали корабля вы раскрасили красным цветом? Каким цветом раскрасили детали квадратной формы? Круглой? Овальной? Корпус корабля?

11. Итог урока.

- Вам понравилось сегодняшнее путешествие в прошлое нашего края? Что особенно понравилось?

- Молодцы, ребята, вы смогли справиться со всеми заданиями и помогли купцу Садко довести свои товары в чужедальние страны.

10

Автор
Дата добавления 06.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров465
Номер материала 1428
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.