Уроки математики / Формулы, схемы, таблицы / Внеклассное мероприятие "Математические шарады"

Внеклассное мероприятие "Математические шарады"

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

 

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.

урок - сорок)

Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья.

(Флюс - плюс)

Коль в треугольнике угол прямой,

Я называюсь его стороной.

Букву последнюю мне поменять -

Буду, как ветер, вас по морю мчать.

(Катет - катер)

С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа.

(Шерсть - шесть)

И. Агеева

Число я меньше десяти.

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.

(Семь- семья)

Читаем мы направо смело -

Геометрическое тело.

Прочтём же справа мы налево -

Увидим разновидность древа.

(Куб - бук)

Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою -

Названье большому числу я даю.

(Стол - сто)

Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

(Уголь - угол)

С «Д» - давно я мерой слала,

С «Т» - уж нету выше балла.

(Пядь - пять)

Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли -

И рыбы немало поймали.

(Семь - сеть)

С «К» - для продуктов годна,

С «М» - для сложенья нужна.

(Сумка - сумма)

С «Ш» - для счёта я нужна,

С «М» - обидчикам страшна!

(Шесть - месть)

С глухим шипящим -

Кругл, как мячик.

Со звонким -

Как огонь, горячий.

(Шар - жар)

С глухим шипящим я -

Числительное.

Со звонким - имя

Существительное.

(Шесть - жесть)

С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов.

(Круг - друг)

И. Агеева

С «В» - отрезок не простой -

С направлением, с длиной.

С «С» же станет частью круга,

Что  дуга стянула туго.

(Вектор - сектор)

И. Агеева

Геометрическое тело,

А в нём вода вскипела.

(Куб)

Первый слог - нота,

Второй слог - нота.

А в целом -

Только часть чего-то.

(До + Ля = Доля)

Игра - в ней лошади нужны,

К игре проступок пристегни.

И называй, дружочек, смело

То, что давно уже не цело.

(Поло + Вина = Половина)

Предлог стоит в моём начале,

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(За + Дача = Задача)

Две ноты - два слога,

А слово - одно,

И меру длины

Означает оно.

(Ми + Ля = Миля)

Вначале - двойка. Далее - мужчина,

Высокого он титула и чина.

А слово целиком - обозначенье,

Дробящее на дозы обученье.

(Пара + Граф = Параграф)

Первую в школе все изучают,

Ну а второй из двустволки стреляют.

Третью исполнят  нам два барабана

Иль каблуки отобьют её рьяно.

 (Дробь)

И. Агеева

Первая - такой многоугольник,

Знать который должен каждый школьник.

На второй гимнасты выступают,

Их она под купол поднимает.

(Трапеция)

И. Агеева

Первую находим, вычисляем,

Много формул для неё мы знаем.

На второй же митинги, парады,

Погулять по ней всегда мы рады.

(Площадь)

И. Агеева

Первый можно завязать,

Если галстук папин взять.

А второй, словарь листая, -

Мера скорости морская.

(Узел)

И. Агеева

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СЛОВА

 

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».

 

 ЗА _ _ _ _ _   (Процесс заострения предмета).

 ВЫ _ _ _ _ _  (Конструктивный элемент

                             одежды).

 ФОР _ _ _ _ _  (Часть окна).

 ЛАС _ _ _ _ _  (Птица).

 КИС _ _ _ _ _  (Инструмент художника).

 КАР _ _ _ _ _  (Жёлтая, электронная,

                                телефонная...).

(Точка)

 

 _ _ _ ИНА  (Тонкая длинная щепка).

 _ _ _ НИК  (Стрелок из старинного оружия).

 С _ _ _ АЙ  (Происшествие).

 ПО _ _ _ КА  (Заработная плата).

 ОТ _ _ _ КА  (Уход на некоторое время).

 ПО _ _ _ АС  (1800 секунд).

 ИЗ _ _ _ ИНА  (Изгиб реки).

 РАЗ _ _ _ НИК  (Тот, кто разъединяет

                                  влюблённых).

 ИЗ _ _ _ ЕНИЕ  (Выделение особого вида

                                 энергии).

 У _ _ _ ШЕНИЕ  (Изменение в хорошую сторону)

 ПОДКАБ _ _ _ НИК  (Дрессированный

                                           мужчина).

(Луч)

 

 Г _ _ _ _  (Очень большое число).

 _ _ _ _ Ь  (Ископаемое горючее вещество).

 _ _ _ _ ОВНИК  (Преступник).

 ТРЕ _ _ _ _ КА  (Старинный форменный

                                  головной убор).

 ТРЕ _ _ _ _ ЬНИК  (Геометрическая фигура).

(Угол)

 

 ПР _ _ _ _  (Углубление или полная неудача в

                         деле).

 СЕН _ _ _ _  (Душистая летняя деревенская

                            «спальня»).

 КОН _ _ _ _  (Знахарь, лечащий лошадей).

 К _ _ _ _ Ь  (Кузнец).

 НАК _ _ _ _ ЬНЯ  (Напарница молота).

 ГОТ _ _ _ _ ЬНЯ  (Набор чертёжных

                                    инструментов в футляре).

 ЛЕСОП _ _ _ _  (Валка леса).

 РИС _ _ _ _ ЬЩИК  (Художник-график).

(Овал)

 

 Т _ _ _ _  (Сгусток вещества, закупоривающий

                      сосуд, проток).

 Т _ _ _ _ ОН  (Духовой музыкальный

                             инструмент).

 Т _ _ _ _ БОЦИТ  (Клетка крови человека).

(Ромб)

 

 _ _ _ А  (Страна).

 _ _ _ ОК  (Спортивный приз).

 _ _ _ РИК  (Помещение на корабле).

 _ _ _ ИЗМ  (Направление в изобразительном

                         искусстве).

 _ _ _ АНЬ  (Река на Северном Кавказе

                         историческая область).

 _ _ _ АНКА  (Барашковая шапка).

 _ _ _ ЫШКА  (Сосуд для «хранения» денег).

 _ _ _ АТУРА  (Объём помещения).

 АУ _ _ _ А  (Золотое дерево).

 ИН _ _ _ АТОР  (Заменитель наседки).

 Я _ _ _ ОВИЧ  (Популярный телеведущий).

(Куб)

 

 _ _ _ Ф  (Предмет одежды).

 _ _ _ Ж  (Шуточный или сатирический рисунок).

 _ _ _ М  (Обаяние, очарование).

 _ _ _ НИР  (Подвижное соединение деталей

                        механизма).

 _ _ _ ИАТ  (Свод мусульманских законов).

 _ _ _ ПЕЙ  (Порода собак).

 _ _ _ АДА  (Род загадки).

 _ _ _ АБАН  (Лёгкий двухколёсный экипаж).

 _ _ _ ОВАРЫ  (Широкие штаны).

 _ _ _ КАНЬЕ  (Старческая походка).

 _ _ _ МАНКА  (Музыкальный инструмент).

 _ _ _ ЛАТАН  (Грубый обманщик).

 КО _ _ _ А  (Большой загон для овец).

 РИ _ _ _  (Французский комедийный актёр).

(Шар)

ВЕРНУТЬСЯ НА СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОПРОБУЙ ПРОЧИТАЙ

 

Попытайтесь как можно быстрее прочитать группу слов, зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений. Выигрывает самый внимательный, сообразительный и быстрый.

 

 ГОСП 1,  Р 1 А,  Р 1 КА,  СМОР 1 А, УР I А,

    ХОЛ I А,  БОР I,    БОР 2:2 О,  6-5 ЦОВО,

    Ж 2х0,5 О

(Господин, родина, родинка, смородина, уродина, холодина, Бородин - композитор и учёный-химик, Бородино - село, около которого в 1812 году произошло знаменитое сражение, Одинцово - город в Московской области, Жодино - город в Белоруссии, родина грузовиков «Белазов».)

 

 ПО 2 Л,  МОР II,  РЫ 5-3 Н

(Подвал, мордва - коренное население Мордовии, рыдван - старая, громоздкая повозка, драндулет.)

 

 АК 3 СА,  ВИ 3 НА,  ГАС 3 Т, III КО, III УМФ,

     III ТОН,   УС III ЦА,  Ш 1+2 Х,  ПА 5-2 ОТ,

     6:2 БУНАЛ,  7-4 БУНА,  ОСЕ 12:4 НА,

     О 6х0,5 ЦАНИЕ,  ОС I+II Ё,  СМО V-II НЫ,

     ДМИ VI-III Й,  БИССЕК IX:III СА,

     ДИРЕК 9-6 СА,   МА II+I ЦА,  IV-I КОТАЖ,

     ЭЛЕК VII-IV ЧКА,  С 9:III Ж,

     ПА VI:II ЦИЙ,  НА 100-97 Й,  КАР 99:33 ДЖ,

     100-97 ЛЛЕР,    1,5х2 ЕСТ, МА III АРХАТ.

(Актриса, витрина, гастрит, трико, триумф, тритон, устрица, штрих, патриот, трибунал, трибуна, осетрина, отрицание, остриё, смотрины, Дмитрий, биссектриса, директриса, матрица, трикотаж, электричка, стриж, патриций, натрий, картридж, триллер, Триест - город в Италии, матриархат.)

VII Я,  ВО 7, 5х8 А,  80:2 ОНОЖКА,

     15+25 ОПУТ

(Семья, восемь, сорока, сороконожка, сорокопут - птица отряда воробьиных.)

 

ВЕРНУТЬСЯ НА СОДЕРЖАНИЕ

 

СРЕДНЕАРИФМЕТИЧЕСКОЕ

 

Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора,  попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

 

Итак, среднеарифметическое:

 

 Портфеля и рюкзака - это ...

 (Ранец)

 Женщины и рыбы - ... 

(Русалка)

 Мужчины и коня - это ...

(Кентавр)

 Кобылы и осла - это ... 

(Мул)

 Змеи и ящерицы - ... 

(Амфисбена, или двуходка.)

 Носка и чулка - это ...

(Гольф)

 Кола и пятёрки - это ... 

(Тройка)

 Ежа и змеи - это ... 

(Колючая проволока)

 Яблока и персика - это ...

(Нектарин)

 Велосипеда и мотоцикла - это ... 

(Мопед)

 Трамвая и поезда - это ...

(Электричка)

 Апельсина и лимона - это ... 

(Грейпфрут)

 Грейпфрута и апельсина - это ...

(Помелло)

 Туфельки и сапога - это ... 

(Ботинок)

 Пианино и баяна - это ... 

(Аккордеон)

 Холодильника и вентилятора - это ... 

(Кондиционер)

 Женщины и птицы - это ... 

(Сирена, в греческой мифологии, а не на автомобиле.)

 Льва, козы, дракона - это ...

(Химера, чудовище в греческой мифологии.)

 Тенора и баса - это ...

(Баритон)

 Человека и обезьяны - это ...

(Питекантроп, древнейший человек.)

 

ВИКТОРИНА «КВАДРАТ ИЛИ КРУГ»

 

Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно сделать выбор между квадратом и кругом, и только ими (или производными от них).

 

 Назовите самую известную картину Казимира Малевича.

(«Чёрный квадрат».)

 Что появляется под глазами усталого человека?

 (Круги)

 Одна из форм публичного обсуждения - это ... 

(Круглый стол.)

 Литературно-музыкальный журнал, объём интересов, знаний - это... 

(Кругозор)

 Как называют беспрерывное движение чего-либо?

  (Круговорот)

 Как называется процесс, заканчивающийся возвратом к исходному положению, завершившийся цикл? 

(Кругооборот)

 Как называют ответственность всех за каждого и каждого за всех? 

(Круговая порука)

 Назовите синоним фразе «В среднем исчислении». 

(На круг.)

 Как иначе называют секцию в школе? 

(Кружок)

 Ящерицы семейства агам зовутся ... Как? 

(Круглоголовики)

 Назовите способ посева ряда культур. 

(Квадратно-гнездовой метод.)

 Мера площади в 4 гектара - это ...  

(Круг)

 Какое название дали «страшному» расположению грибов на поляне? 

(«Ведьмин круг».)

 Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки?

  (Квадрата)

 Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки? 

(Круга)

 Каким бывает и полный дурак, и отличник, и сирота?

(Круглый дурак, круглый отличник, круглый сирота.)

 Назовите синоним фразе «Весь год». 

(Круглый год.)

 Как называют располневшее лицо, фигуру? 

круглившееся)

 Каре - это боевой порядок пехоты в виде ... Чего?

(Квадрата, одного или нескольких.)

 Один из видов  диаграммы называется ... Как? 

(Круговая)

 Как называют вторую степень числа?

(Квадрат)

 Как называется участок для взлёта вертолёта?  

(Взлётный квадрат.)

 Назовите один из популярных видов уравнений.

  (Квадратное уравнение.)

 Как называют широкую и приземистую фигуру?

(Квадратная)

 Назовите предмет, который бросают человеку, оказавшемуся за бортом.

  (Спасательный круг.)

 Чёрно-белый участок шахматной доски - это ... 

(Квадрат)

 Вычисление площади или поверхности фигуры - это ...

  (Квадратура)

 Как иначе называют юбилейную дату? 

(Круглая дата.)

 Как ласково называют значительную сумму денег?

 (Кругленькая сумма.)

 Какую форму имеют окна в каютах теплоходов и в салонах самолётов?

(Круглую, это иллюминаторы.)

 Как называется геометрическая фигура, которую представляет собой семья?  

(Круг - семейный круг.)

 Какая геометрическая фигура дала название некогда популярному танцу кадриль? 

(Квадрат. По-французски quadrille. Танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой.)

 Как  движутся танцующие люди в хороводе? 

(По кругу.)

 Как называют уменьшение количества значащих цифр в записи числа по определённым правилам?

кругление)

 Как называется общая сходка казаков?

(Круг)

 Как называют вид математической головоломки в виде таблицы с числами?

(Магический квадрат.)

Учителю математики на своих уроках необходимо привлекать внимание учащихся к своему предмету, содействовать повышению интереса к нему. Для изложения материала можно воспользоваться живым словом, пословицей, остроумной и умелой шуткой.

 Половина, пополам, пол...

Бояться смерти - жить наполовину.

Всякое полузнание хуже незнания.

Захотеть - половину дела сделать.

Исскуство - половина святости.

Кто не имеет друга - живет наполовину.

Лучший сон до полуночи.

Кто выступил смело, тот сделал полдела.

Щедрый отдает половину, а трус - все.

Настойчивость - половина счастья.

 Один, одинокий, раз, един

В доме ни одной книжки - плохие у хозяина делишки.

В одиночку не сдвинешь и кочку.

В одно ухо влетело, в другое - вылетело.

Если испугаешься, то и один покажется тысячей.

Жизнь идет: кто не поспевает за ней, тот останется одиноким.

Жизнь и доверие теряют только один раз.

К славе ведет один путь - труд.

 Два, двое, дважды, оба, вдвое, двойная

Дважды думай перед тем, как говорить: в два раза лучше скажешь.

Из двух зол выбирай меньшее!

От всякой беды есть два лекарства: время и молчание.

Старый друг лучше новых двух.

Дороги имеются — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя, луга есть — косить нельзя, в реках, морях воды нет. »» Карта

Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. десять их, но братья эти сосчитают все на свете. »» Цифры

По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только слышно: стук да стук! »» Счеты

Вася, делая украшения к Новому Году, сложил квадратный листок бумаги пополам, потом еще раз и еще раз.
В центре того, что получилось, он вырезал дырку, а потом снова развернул лист, дабы посмотреть результаты своего труда.
Сколько отверстий он увидел? (8)

Единица, один, первый

  1. Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он не откликается (гриб).

  2. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.
    Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).

  3. На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).

  4. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).

  5. Много рук,  нога -  одна (дерево).

  6. Стоят в один ряд острые пальчики – цап - царапки: подбирай охапки! (грабли).

  7. На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

  8. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это … (цапля).

  9. В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).

Двойка, два, второй

  1. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).

  2. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).

  3. Два домика - теплушки подарены Танюшке (варежки).

  4. Шея длинная такая, хвост крючком…
    И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (двойка).

  5. Есть совсем другая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой,   возвращаюсь я домой (двойка).

  6. Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).

  7. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами   открываются  (глаза).

  8. Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их,  детвора. (глаза).

  9. Между двух светил, посередине – один (нос).

  10. Не мотылек,  не птичка, а держит две косички (бант).

  11. Две сестренки, две плетенки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять! (варежки).

  12. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки … И вот он шарф для Петеньки (спицы).

  13. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка только раз, та, что выше – каждый час! (стрелки часов).

  14. Бежит-гудит, в два глаза глядит, а станет – ярко-красный глазок глянет! (автомобиль).

  15. Это конь не ест овса. Вместо  ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед).

  16. У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).

  17. Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки).

  18. Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).

  19. Две новые кленовые подошвы двухметровые: на них поставил две ноги – и по большим снегам беги (лыжи).

  20. Два братца через мать, друг на друга глядят (берега).

  21. Два соболя лежат хвостами друг к другу (брови).

  22. Две глядят, да двое слушают (глаза и уши).

  23. Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит; другого все слышат, да не видят (молния и гроза).

  24. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

  25. Два близнеца, два братца на нас верхом садятся (очки и нос).

  26. Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).

  27. Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой … (велосипед).

  28. Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное Р содержит он и называется … (перрон).

  29. На большие расстояния мчится он без опоздания. Пишется в конце два С, называется … (экспресс).

  30. Загадка эта нелегка: пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … (хоккей).

  31. В конце два Л пиши. А как зовут меня реши: без мастера граненным стал блестящий правильный … (кристалл).

  32. Две сестры: одна светлая, другая темная (день и ночь).

Тройка, три, третий

 

  1. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги,  а не ходят и три. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

  2. Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).

  3. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).

  4. Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок – тонкий, голосок – звонкий (балалайка).

  5. Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Искупались – вышли, на третьем повисли (ведра и коромысло).

  6. Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

  7. Трое одним лугом пашут (пальцы пишут).

  8. У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди  ими сверху смотрит на меня (светофор).

  9. Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз – значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

Четверка, четыре, четвертый

  1. Четыре братца под одной крышей стоят (стол).

  2. Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз (стулья).

  3. Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

  4. На 4 ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (стул).

  5. На 4 ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

  6.  Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

  7. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).

  8. Четыре крыла, а не птица; крыльями машет, а не с места (мельница).

  9. Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет (подушка).

  10. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

  11. Живет между камнями голова с четырьмя ногами (черепаха).

  12. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

  13. В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).

  14. Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга).

  15. Четыре ноги, да не зверь. Есть перья, да не птица (кровать с подушкой).

  16.  Два брюшка, четыре рожка (подушка).

  17.  Четыре уха, а перьев не сосчитать (подушка).

Пятерка, пять, пятый

  1. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).

  2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).

  3. У пяти братьев одна работа (пальцы).

  4. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).

  5. Как только отправляется она зимой гулять, жильцы в дома вселяются, и в каждый – ровно пять! (перчатки).

  6. 5 пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).

  7. 5 мешочков шерстяных – греются братишки в них (перчатки).

  8. На пяти проводах отдыхает стая птах (ноты)

  9. Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (пальцы в варежке).

  10. Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты).

Шестерка, шесть, шестой

  1. Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).

  2. Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).

  3. На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град).

  4. 6  ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

Семерка, семь, седьмой

  1. Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).

  2. Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).

  3. Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний (дни недели).

  4. Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар!    Еды в них на семь суток! (верблюд)

  5. Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (6)

  6. Приказало солнце: « Стой, семицветный мост дугой!» (радуга)

  7. Нас отара, 7 баранов, защищаем от буранов (шуба).

  8. Один семерых полонил (паук).

Восьмерка, восемь, восьмой

  1. Дом чудесный – бегунок на своей восьмерке ног. День-деньской в дороге: бегает аллейкой по стальным двум змейкам (трамвай).

  2. Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков. Как я рада, что нашла себе таких, как вы дружочков (8).

  3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я - ….(осьминог).

  4. 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук).

Девятка, девять, девятый

  1. Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).

Десятка, десять, десятый

  1. Твои помощники – взгляни - десяток дружных братцев.
    Как славно жить, когда они работы не боятся (пальцы).

  2. Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

  3. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но  братья эти сосчитают все на свете (цифры).

  4. Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной – день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).

  5. На десятки верст  - разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).

Числа больше десяти

  1. 70 одёжек, а все без застёжек  (капуста).

  2. На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей  (буквы).

  3. Сели на страничке 33 сестрички. Сели рядом – не молчат, нам загадки говорят (буквы).

  4. Кулик – не велик, целой сотне велит: то сядь, да учись; то встань, разойдись (школьный звонок).

  5. У меня знакомых – тьма. Не могу их счесть сама, потому что кто пройдет, тот и руку мне пожмет (дверь).

  6. Сотнями глаз во все стороны глядит (наперсток).

  7. В два ряда дома стоят – 10, 20, 100 подряд. И квадратными глазами друг на друга глядят (улица).

  8. 12 братьев равно называются и разными делами занимаются (месяцы года).

  9. Рассыпался горох на семьдесят дорог: никто его не подберет (град).

  10. Золотист он и усат. В ста карманах – 100 ребят (колос).

  11. Лето целое старалась – одевалась, одевалась…  А как осень подошла, нам одёжки отдала. Сотню одежонок сложили мы в бочо0

Ещё в древней Руси люди решали разные задачи. Например в XIX веке в деревнях загадывали:

  1. «Шли семь старцев. У каждого старца по семи костылей.
    На каждом костыле по семи сучков.
    На каждом сучке по семи кошелей.
    В каждой кошеле по семи пирогов.
    В каждом пироге по семи воробьев.
    Сколько всего?»

  2. Как записать число 100 шестью цифрами 4?

  3. Как записать число 100 семью цифрами 4?

  4. Как записать число 1000 пятнадцатью цифрами 4?

  5. Летела стая гусей, а навстречу ему ещё гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты, гусь, вот тогда было бы нас сто гусей». Сколько гусей было бы в стае?

  6. Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по еми ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?

  7. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это?

  8. На акое дерево садится ворона во время проливного дождя?

  9. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

  10. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?

  11. На четырёх ногах стою, ходить же вовсе не могу.

  12. Может ли дождь идти два дня подряд?

  13. Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят.

  14. Первый Назар шёл на базар, Второй Назар с базара.
    Какой Назар купил товар,
    Какой шёл без товара?

  15. Какой знак надо поставить между написанным рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх?

  16. Половина – треть его. Какое это число?

  17. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?

  18. За книгу заплатили 1 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

  19. У одного папы спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.» Сколько же у него детей?

  20. Летела стая гусей. 1 гусь впереди, 2 позади, 1 гусь между двумя и 3 в ряду. Сколько всего гусей.

  21. Шли две матери с дочерьми, да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По сколько им достанется?

  22. Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат, как зовут брата моей сестры?

  23. По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое?

  24. Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему семь ребят. Сколько ребят шли в Ленинград?

Ответы:

  1. 7*7*7*7*7*7

  2. 4+4*4-44+4

  3. 44+4*4/44+4

  4. 44/4+4/4*44-44+4/44+444

  5. 36

  6. 7*7*7*7*7*7

  7. вилка

  8. на мокрое

  9. 1

  10. нисколько

  11. стул

  12. нет

  13. месяцы

  14. 1-й без товара, 2-й с товаром.

  15. запятая

  16. 3/2

  17. 23

  18. 2

  19. 5

  20. 3

  21. по половинке

  22. Толя

  23. да

  24. нисколько

Краеведческая деятельность на уроках математики

 

    Огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления учащихся, их речи имеет умение составлять задачи по данной теме. Поэтому, работая над темой «Решение задач с использованием краеведческого материала на уроках математики», я использую такой вид деятельности, как составление задач.      Научив  детей  владеть  умением   решения  задачи,  можно осуществить  влияние  на  их  интерес  к  предмету,  на  развитие целенаправленного мышления.

      Существуют  различные  методические  приемы  обучения  детей  решению  текстовых  задач.  Одним  из  таких  приемов  является  прием обучения составлению   задач.

              Обучая учащихся составлению задач, преследую следующие цели:

     - формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций учащихся:  анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации;

        -  поддержание интереса к предмету, так как составленная учеником задача может служить хорошим мотивом к развитию всей учебной   деятельности ребенка;

    - развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность.

       Например, учеником 6-го  класса была составлена следующая задача:

   «В  Покровском на 33  человека меньше, чем в Савино. А в Жаворонках на 43 человека меньше, чем в Покровском. Сколько человек проживает в каждой из деревень, если в Покровском и в Жаворонках проживает столько же человек, сколько в Савино?»

    Прежде чем составить такую задачу, учащийся должен был  собрать необходимые сведения, то есть узнать количество жителей в данных населенных пунктах и проанализировать, подходят ли полученные числа для условия этой задачи. Работа такого характера формирует следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; развивает познавательную активность, самостоятельность учащихся.

    В программе не предусмотрено отдельных часов для обучения учащихся составлению задач. Поэтому я составила планирование по математике в 5-6 классах, где отмечены уроки, содержащие творческие задания по составлению задач учащимися, а также контрольную работу в двух вариантах.

   Для того чтобы ученикам было легче подбирать числовые данные в задачи, провожу математические экскурсии со следующей тематикой:

- математика вокруг школы (измерение высоты дерева, геометрия 8 кл., расстояние от школьного крыльца до ворот футбольного поля, 5 кл., вычисление площади клумбы 5-6 кл.…);

- математика в открытом поле (снятие плана участка 6 кл., нахождение площади участка 5-6 кл., проведение прямой АВ, если точка А не видна из точки В, 7 кл.…);

- математика на пилораме (подсчет количества досок, находящихся в одном  1 куб. м досок 5 кл., пропускная способность пилорамы 6 кл.…);

-математика  на пришкольном участке (подсчет площади, отведенной под овощные культуры,  подсчет урожайности).

          К проведению математических экскурсий привлекаются родители, представители организаций, специалисты. Полученные данные записываются учащимися в блокноты, тетради, справочники, а затем используются при составлении задач. Кроме этого, учащиеся получают данные для составления задач в ходе лабораторно-практических работ.

          Изготовляю раздаточный материал по данной теме. В частности карточки: составление задач по таблице, по схеме, по аналогии, по опорным словам, по краткой записи, на составление обратных задач. Учащиеся 6-го класса составили и решили ряд краеведческих задач по теме «Круговая диаграмма». Учащиеся 8-10 классов составили и решили задачи по темам «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам», «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби», «Решение задач с помощью уравнений, «Площади», на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (в несколько раз).

       Придуманные детьми задачи вошли в "Сборник задач.", составленный мною. В 5-6 классах проводятся уроки- соревнования, на которых решаются задачи из этого сборника, кроме этого они  используются при проведении  внеклассных занятий (Конкурс веселых и смекалистых), математических недель.   

Данные задачи с использованием краеведческого материала можно применять как в устной работе, так и в основной части урока в разных классах (с 1-го по 11-ый).  

  Ежегодно проводится "Неделя математики". На стенде «Конкурс любителей математики» в кабинете математики есть рубрика «Мои задачи». Учащиеся могут поместить свое творчество в специально отведенный конверт. Затем  предлагаю детям  отдать свой голос за самую, на его взгляд, лучшую задачу, передав учителю жетон с номером участника. Заключительным этапом недели математики является интегрированное внеклассное занятие «Конкурс знатоков своего края».  Участники команд решают задачи, составленные учащимися нашей школы.   К процессу творчества постепенно присоединяются и те ученики, которые до этого не проявляли особого интереса к математике. Появились задачи о нашем селе, о жителях села в настоящее время, а также десятилетия назад, о нашей школе.

   Я пришла к выводу, что решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует привитию интереса к математике, продолжает развитие творческого мышления, формирует ответственный подход к решению задач. Кроме этого формируются такие качества, как самостоятельность, ответственность, любовь к родному краю, своей малой родине.

Автор
Дата добавления 04.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Формулы, схемы, таблицы
Просмотров441
Номер материала 1398
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.