Уроки математики / Конспект урока / "Замкнутые и незамкнутые линии"

"Замкнутые и незамкнутые линии"

Тема: Замкнутые и незамкнутые линии

Цели:

Предметные результаты:

Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.

Овладение умением прибавлять числа с помощью натурального ряда чисел. Выполнение классификации по разным основаниям.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

-иметь общее представление о моральных нормах поведения;

-осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Познавательные универсальные учебные действия

  • кодировать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);

  • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;

  • строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения);

  • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);

- проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

  • самостоятельно проводить сериацию объектов;

  • под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

-понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: проблемные, частично-поисковые-исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, парная, коллективная.

Ход урока:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие.

Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

И доброе утро длится до вечера!

- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!

Проверим готовность к работе:

- Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

Начинаем наш урок

Возьмите смайлик с вашим настроением. Покажите соседу по парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение. Отложи.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

- Начнём наш урок с математической разминки. Потренируемся в тех упражнениях, без которых нам не обойтись ни на одном уроке математики.

а) Работа с натуральным рядом чисел. Слайд 2

- Прочитайте числа. Какие числа пропущенные?

  • Прямой счет по 2 (с ладошками).

- Девочки, повторите полученные числа. В каком порядке они расположились?

Обратный счет по 2 (с ладошками)

- Мальчики, повторите полученные числа. В каком порядке они расположились?

б) Слайд 3

- На какие группы можно разбить следующие фигуры?

(по цвету, на прямые и её части и на кривые линии)

Слайд 4

Создание проблемной ситуации:

- на какие группы можно разбить кривые линии? (замкнутые и незамкнутые)

- к какой группе отнесёте последнюю кривую линию?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Почему возникли затруднения при ответе на вопрос?

- Слайд 5

Итак, нам необходимо выяснить признаки, по которым можно отличить замкнутую линию от незамкнутой. Готовы начать работу?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

«Открытие детьми нового знания»

а) Слайд 6

– Рассмотрите рисунок. На что похожи по своей форме тропинки, которые идут от домика Кати?

- Скажите, какая тропинка обязательно приведёт маленькую Катю назад к домику, если она всё время будет идти вперёд. Почему? (Это должна быть замкнутая кривая. По ней можно идти не задумываясь – всё равно вернёшься к началу пути.)

–Как бы вы назвали эту линию? (Ответы детей.)– А другие линии на этом рисунке есть?

- В чём отличие этих дорожек? (Дети формулируют основное отличие замкнутой и незамкнутой кривой своими словами. Если они затрудняются это сделать, учитель задаёт следующий наводящий вопрос.)

– Можешь у этой кривой указать начало и конец?

б) Работа с нитками. Работаем в парах.

  • Выложите замкнутую и незамкнутую линию.

  • Что произошло с концами первой нитки?

  • Что произошло с концами второй нитки?

  • Что нужно сделать, чтобы первая кривая стала незамкнутой?

  • Что нужно сделать, чтобы вторая кривая стала замкнутой?

  • Какой можем сделать вывод об отличии замкнутой и незамкнутой линии?

в) Исследование по выявлению свойств замкнутой линии.

- Ребята, у замкнутой линии есть ещё одно свойство, отличающее её от незамкнутой линии. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте попробуем! Согласны?

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу)

Слайд 7( план исследования)

Работа в паре, один человек готовит выступление по слайду 8

Сравнение полученных во время исследования выводов с выводами в учебнике.

- Давайте откроем учебник на с.44 и найдём вывод на странице учебника.

Совпадают ли наши выводы?

- Получается, что мы без посторонней помощи сделали своё маленькое математическое открытие. Какие мы молодцы!

5. Музыкальная физминутка.

- Вы отдохнули. Вспомните, о чем мы говорили в 1 части урока. Попробуйте сформулировать тему урока.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайд 9 (дублирует слайд 4)

- Докажите правильность своего выбора для 1 и 2 кривой линии. Определите тип третьей кривой линии.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Итак, мои маленькие ученые, вы научились хорошо отличать замкнутую линию от незамкнутой и можете сами справиться с более серьезной работой.

- На парте у каждого лежит своя буква. Определите какой линией является контур этой буквы. Работу выполняйте самостоятельно. Кто все сделает, сядьте правильно.

Слайд 10

- Проверьте. Если ответ совпал, то хлопаем в ладоши.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Какое математическое слово можно сложить из букв, чей контур является не замкнутой линией?

- расскажите о числе 3

- составьте суммы по рисунку с буквами, так чтобы второе слагаемое было равно 3.

- как выполнить сложение.

Выслушиваются предложения детей о способе прибавления числа 3

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока.

- У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось? - Почему?

- По вашим смайликам вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке.

(слайд 12)

- А теперь продолжите фразы:

-Сегодня я узнал…

-Теперь я могу…

- Я попробую…

Ребята, наш урок окончен.

(слайд14)

- Ребята, посмотрите на слайд. Это мой смайлик. Почему он улыбается? (я довольна работой) . Спасибо за урок!

7

Автор
Дата добавления 14.04.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров994
Номер материала 3667
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.