Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Урок математики в 3 классе "Угол.Виды углов"

Урок математики в 3 классе "Угол.Виды углов"

Урок математики в 3 классе «Угол. Виды углов»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

«Математика в углу. Угол. Виды углов». Данная разработка урока составлена для УМК «Школа России» соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель

Познакомить с разными видами углов, с понятиями «луч», закрепить знания о “сторонах угла”, “вершине угла”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать познавательный интерес к математике, формировать первичные геометрические навыки, речевую культуру, мыслительные процессы.

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного)

-умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2. Регулятивные:

-уметь формулировать учебную задачу;

-оценивать уровень успешности;

- планировать свою деятельность, определяемую результатом;

- производить контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

3. Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение самостоятельно сформулировать задание;

- умение анализировать, сравнивать, делать вывод;

-умение слушать и вступать в диалог;

- формирование умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-умение правильно выражать свои мысли в устной форме;

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

4. Личностные:

-стремление к приобретению новых знаний;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- воспитание позитивного отношения к учебному труду;

- умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую;

- проявление инициативности и самостоятельности;

-понимание необходимости учения.

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке

Геометрические фигуры, луч, стороны угла, вершина угла, виды треугольников.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 3 класс, 2014г., рабочая тетрадь. Линейка, угольник, транспортир, карандаш, геометрические фигуры, лист бумаги, ножницы, кружок красного цвета, палочки. Карточки, тесты для детей.

Технологии

ИКТ - технология , частично-поисковый; формы работы - индивидуальная, парная, групповая.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока.

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации уч.деят.

Формирование УУД

1 этап.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие обучающихся.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя:

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука —

Это математика.

Покажите «Светофором» с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Коллективная

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражение положительного отношения к процессу познания.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2 этап.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- А чем же мы будем сегодня заниматься? Давайте, определим тему урока.

Я загадываю загадки, а вы отгадывайте.

Слайд 2

У него угла четыре.

Все углы равны, прямые.

Ну а по две стороны

Противоположны и равны.

Это чудо наш угольник назовем … (прямоугольник).

(В нем надпись: “Матема”.)

Он давно знакомый мой.

Он весь ровный и прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его (квадрат).

(В нем надпись: “тика”.)

Я похож, друг, на тарелку.

Колесо кручу, как белка.

Со стола скачусь я вдруг.

А зовусь я просто (круг).

(В нем надпись: “в”.)

Посчитай и посмотри:

У меня три стороны. Три вершины, три угла. Как зовут меня друзья? (Треугольник)

(В нем надпись: “углу”.)

- Так как же называется наш урок?

Читаем тему урока. « МАТЕМАТИКА В УГЛУ» Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили?

- Но мы математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим в красный угол.

- Ребята, а кто знает, как получается угол?

Покажите «Светофоры», кто точно знает ответ на вопрос.

Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность, называют геометрические фигуры

Принимают участие в диалоге с учителем, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Проверяют по эталону на слайде

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы

Высказывают свои мнения, делают предположения

Коллективная

Познавательные:

-ориентирование в своей системе знаний.

-осуществляют анализ объектов (выделение существенных признаков)

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение правильно выражать свои мысли в устной форме;

3. Постановка учебной задачи

- Давайте определим задачи урока: (дети)

- Мы узнаем, как получается угол, вспомним названия углов и отличие их друг от друга.

- Расшифруйте слова, какие инструменты нам нужны сегодня:

НЕЙЛИКА (линейка) ДАШРАНКА (карандаш) ТИЛСОК (листок) Слайд 3

- Какой предмет лишний? Почему? ( Листок не относится к математике.) Но он тоже будет нужен на уроке. Все эти предметы помогут нам сегодня сделать новое открытие.

- На доске вы видите различные фигуры. Такие же фигуры у вас. Назовите их. Попробуйте сгруппировать. По каким признакам вы это сделали? У каких фигур есть углы? Они одинаковые? Как они называются? Все углы мы назвали правильно? Есть ли у кого затруднения?

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, определяют задачи урока

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Работают с наглядным материалом на доске, и партах высказывают свои мнения

Коллективная

Индивидуальная

Регулятивные:

-ставят цель учебной деятельности принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные: -

-составляют произвольное речевое высказывание в устной форме

4 этап

Постановка выхода из затруднения

Итак, мы повторили геометрические фигуры. А из чего состоят геометрические фигуры? ( из линий)

- Кто вспомнит, какие бывают линии? Слайд 4

- Начертите прямую линию. Теперь “отрежем” от прямой часть 4 см и начертим его в тетради. Как эту часть можно назвать? (Отрезок).

- Чем отличается прямая от отрезка или наоборот? Отрезок имеет начало и конец, а прямая бесконечна (показываю прямую желтого цвета).

- Вот у меня прямая линия, а вот волшебница Точка. Захотелось точке погулять по прямой, вдруг она остановилась и задумалась. Что получилось? (два луча с одним началом).

- Не может точка сдвинуться с места, ножницы решили помочь ей и сделали так:

(разрезаю прямую). На что это похоже? На луч солнца. Правильно. Эта фигура и называется — луч. Можно ли продолжить луч

со стороны разреза? (Нет.) А с другой стороны? (Да, до бесконечности.) Луч имеет начало, но не имеет конца.

- А какие предметы еще могут быть похожи на луч?

- Стала точка важной и стали ее называть «Вершиной угла». А лучи тоже считали себя важными и назвались «Сторонами»

- Что получилось? 2 луча. Не захотели половинки жить отдельно и соединились. Получилось так. Слайд 5. А вот если к солнышку добавить еще один луч, то, как вы думаете, какая фигура получится? Так что же мы научились строить? У кого получилось выполнить задание в тетради? Оцените свою работу.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы

Выполняют задание по образцу в тетрадях.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Высказывают свои мнения

Следят за работой учителя на доске, выходят, строят углы - лучи солнца, строят углы в тетради

Индивидуальная

Коллективная

Познавательные:

-построение речевых высказываний

-анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные:

- умение четко и ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Физминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Много ль надо нам ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачек.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Выполняют движения по заданию.

Осуществляют профилактику утомления

Коллективная

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни

5. Первичное закрепление

- Каждый угол имеет название. Какие углы вы знаете? Чем различаются углы? С помощью чего можно проверить угол? Стр. 85

Углы квадрата называются прямыми. Угол, который шире прямого, называется… тупой. Угол меньше прямого или уже его называется…. острый. Начертим в тетради. Слайд 6.

- А кто знает, что это за предмет? (транстпортир). Для чего он нужен? Это такая линейка, на которой написаны градусы для определения углов. Слайд 7.

У каждого индивидуальная карточка № 1 с разными углами.

1 ряд — Записать номера прямых углов.

2 ряд — Записать номера тупых углов.

3 ряд — Записать номера острых углов

-Наш друг карандаш построил себе домики, но чем они различаются? Как вы думаете,

ребята? Слайд 8 (Неровные углы)

- Правильно. Во всех домах углы должны быть прямые. Даже есть такая пословица: “Красна изба углами, а обед пирогами”

- Давайте поможем Карандашу исправить эту ошибку. Но как? Для этого нужен чертежный прямоугольный треугольник (показываю). А бывает так, что нет угольника, а угол надо проверить.

- В этом нам поможет обыкновенный лист.

-Загните любой угол листа вот так (показываю). А теперь сложите еще раз так, чтобы части линии сгиба совместились. Вот и получится прямой угол.

- Давайте проверим, у всех ли получился прямой угол. (Накладываем свои углы на прямоугольный треугольник в тетради)

- А как можно сравнить углы?

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой.

- Люди, каких профессий чаще встречаются с углами?( Конструктор, инженер, дизайнер, строители и т.д. )

- А теперь поиграем в игру “Строители”.

(Из палочек построим прямой угол, тупой, острый)

Работают с материалом учебника, высказывают свои мнения, проверяют угольником

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы

Выполняют работу, проверяют и оценивают работу соседа по парте

Обсуждают, оформляют свои мысли в устной речи.

Обобщают, делают выводы

Выполняют практическое задания

Объясняют выбор действия

Проверяют правильность выполнения работы.

Вступают в диалог с учителем, учениками отвечают на вопросы

Выполняют практическую работу

Парная

Индивидуальная

Индивидуальная

Парная

Познавательные:

-анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию

Коммуникативные:

-высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Регулятивные:

-оценивают правильность выполнения заданий.

Личностные:

-осознают свои возможности в учении.

Познавательные:

-ориентируются в своей системе знаний.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Давайте проверим, что же вы поняли сегодня на уроке. Карточка 2.

А теперь обменяйтесь тестами и сверьте ответы с эталоном. Слайд 9.

Выполните оценку своей работы Смайликом.

Сверяют ответы, находят ошибки, выполняют оценку работы

Индивидуальная

Парная

Познавательные:

-ориентируются в своей системе знаний,

Регулятивные: -осуществляют контроль учебных действий.

7 этап

Рефлексия

(итог урока).

Итак, ребята, мы хорошо потрудились. А какое же открытие мы сделали? Так для чего же нужно знать виды углов? А теперь оцените свою и мою работу на уроке. Приложение 3.

Домашнее задание: нарисовать рисунок, состоящий из геометрических фигур.

Отвечают на вопросы, вступают в диалог

Выполняют оценку своей работы на уроке

Индивидуальная

Регулятивные: -проводят рефлексию учебной деятельности;

Личностные:

- осознают свои возможности в учении.

Приложения:

Карт. № 1.

Карт. № 2. Проверь свои знания ( тест)

1.Угол – это :

а) фигура, состоящая из двух вершин; б) геометрическая фигура; в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.

2. Углы бывают:

а) только тупые; б) острые, прямые в) острые, прямые, тупые.

3.Точка – это:

а) середина угла; б) вершина угла в) не нужна для построения угла;

Карт. № 3 Оцените свою и мою работу на уроке.

1. На уроке я работал

Активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

Коротким / длинным

4. За урок я

Не устал / устал

5. Моё настроение

Стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Интересен / скучен

Легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

Интересно / не интересно

Литература

1. Учебник математики М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 3 класс, 2014г.

2. Поурочные разработки по математике Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. М.: Вако. 2014 г.

3. О.Москаленко «Физминутки в начальной школе: Практическое пособие для учеников начальной школы».

Издательство: «ГНОМ и Д», 2012 г.

4. . http://www.stihi.ru/2008/03/14/3697

11

Автор
Дата добавления 08.04.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров444
Номер материала 3598
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.