Уроки математики / Презентация / Занятие внеурочной деятельности на тему "Приёмы устного счёта"

Занятие внеурочной деятельности на тему "Приёмы устного счёта"

Приемы устного быстрого счета: гениальность или метод? Давыдова Е.В. МОУ «Бол...
Ну-ка в сторону карандаши! Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела. "Устный счёт!" Мы...
Феноменальные способности Люди-счетчики Работа Сараховой Софият
Карл Фридрих Гаусс В детстве Карл отличался умением быстро считать в уме. Как...
Арраго В России в начале XX века блистал своими умениями «волшебник вычислени...
Ю. З. Приходько Юзеф Зиновьевич Приходько из Димитровграда делает вычисления...
Лидоро Феноменальный дар к счету проявился у француза Лидоро в три года, когд...
Иноди Очень "прост" метод Иноди. Ему казалось, будто вместо него считает чей-...
Шакунтала Деви В Сиднейском университете в Индии проходили соревнования челов...
Урания Диамонди Урания Диамонди говорила - владеть цифрами ей помогает их цве...
Олег Степанов Петербуржец Олег Степанов считает себя человеком-счетчиком, бол...
Я.Трахтенберг Единственная научно обоснованная и достаточно подробно разработ...
«Какими же методами оперируют чудо - счетчики? Приходит ли "дар" с детства, в...
Мои предположения: Уметь быстро считать может научиться каждый! Нужно знать с...
Этапы исследования Изучить известные способы быстрого устного счета Подобрать...
Диагностика Для этого был составлен ряд однотипных упражнений, состоящих из 2...
Материал для тренинга ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты диагностика
Вывод С помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки....
БЫСТРОЕ СЛОЖЕНИЕ: округление Если слагаемые близки к круглым числам, то их за...
БЫСТРОЕ ВЫЧИТАНИЕ: поразрядное вычитание Пример 1: 574-243=(500-200)+(70-40)+...
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: на 5; 50; 0,5 Чтобы умножить число на 5, нужно умножить ег...
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: на 11 Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11,...
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: двузначное число на 101 и 10101 Пожалуй, самое простое пра...
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: на 9, 99 и 999 К первому множителю приписать столько нулей...
БЫСТРОЕ ДЕЛЕНИЕ: на 25; 2,5; 0,25  Чтобы число разделить на  25, надо это чис...
БЫСТРОЕ ДЕЛЕНИЕ: на 125; 12,5; 1,25; 0,125 Чтобы число разделить на 125; 12,5...
БЕЗ КАРАНДАША И БУМАГИ Учитель предложил классу перечислить все числа от 1 до...
БЕЗ КАРАНДАША И БУМАГИ У известного русского художника Богданова-Бельского ес...
Вывод Основу культуры счета составляют вычислительные навыки. Каждый ученик м...
Мне помогли Используемая литература Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами...
Мне помогли Интернет - источники www.school.edu.ru www.ik.net/~stepanov/ http...
1 из 32

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Приемы устного быстрого счета: гениальность или метод? Давыдова Е.В. МОУ «Большовская оош имени М.Д. Чубарых» Работа Сараховой Софият

№ слайда 2

Ну-ка в сторону карандаши! Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела. "Устный счёт!" Мы творим это дело Только силой ума и души. Цифры сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица. Потому что считаем в уме!              Валентин Берестов

№ слайда 3

Феноменальные способности Люди-счетчики Работа Сараховой Софият

№ слайда 4

Карл Фридрих Гаусс В детстве Карл отличался умением быстро считать в уме. Как-то, в три года, он совершенно обескуражил своего отца, найдя в его математических расчетах ошибку. С тех пор родители обратили внимание на способности мальчика и старались их развивать. Уникальность Гаусса предопределила его карьеру как великого математика.

№ слайда 5

Арраго В России в начале XX века блистал своими умениями «волшебник вычислений» Роман Семенович Левитан, известный под псевдонимом Арраго. Уникальные способности стали проявляться у мальчика уже в раннем возрасте. За несколько секунд он возводил в квадрат и куб десятизначные числа, извлекал корни разной степени. Казалось, всё это он делал с необычайной легкостью. Но эта легкость была обманчива и требовала большой работы мозга.

№ слайда 6

Ю. З. Приходько Юзеф Зиновьевич Приходько из Димитровграда делает вычисления типа 31245*64537 за несколько секунд. О своих способностях он узнал неожиданно, когда ему было около тридцати лет. Совершенно случайно ему на глаза попалась публикация об артисте-математике Р.С. Арраго. Приходько попытался сам проделать в уме подобные вычисления. И был немало удивлен, когда эксперимент удался. По своей инициативе устроил соревнование в скорости счета с ЭВМ.

№ слайда 7

Лидоро Феноменальный дар к счету проявился у француза Лидоро в три года, когда он не умел еще ни читать, ни писать.

№ слайда 8

Иноди Очень "прост" метод Иноди. Ему казалось, будто вместо него считает чей-то голос, и, пока этот внутренний голос производит вычисления, сам он либо продолжает разговаривать, либо наигрывает на флейте.

№ слайда 9

Шакунтала Деви В Сиднейском университете в Индии проходили соревнования человека и машины. Шакунтала Деви опередила несколько вычислительных машин. Она помогла индийским банкам выверить и свести миллиардные балансы, провела огромные расчеты, которые помогут при решении сложной для Индии демографической проблемы.

№ слайда 10

Урания Диамонди Урания Диамонди говорила - владеть цифрами ей помогает их цвет: 0 - белый, 1 - черный, 2 - желтый, 3 - алый, 4 - коричневый, 5 - синий, 6 - темно-желтый, 7 -ультрамарин 8 - серо-голубой, 9 - темно-бурый. Процесс вычисления представлялся ей в виде бесконечных симфоний цвета.

№ слайда 11

Олег Степанов Петербуржец Олег Степанов считает себя человеком-счетчиком, более того - он основал по Интернету Международную ассоциацию людей-счетчиков. Степанов Олег побил рекорд, записанный в Книге рекордов Гиннесса –извлек корень 13-й степени из 100-значного числа за 30 секунд.

№ слайда 12

Я.Трахтенберг Единственная научно обоснованная и достаточно подробно разработанная система резкого повышения быстроты устного счета создана была в годы второй мировой войны цюрихским профессором математики Я.Трахтенбергом. Она известна под названием "Системы быстрого счета".

№ слайда 13

«Какими же методами оперируют чудо - счетчики? Приходит ли "дар" с детства, в юности или приобретается, воспитывается в течение жизни?» - это вопрос, который заинтересовал меня. Поэтому тема моей исследователь-ской работы: «Приемы устного быстрого счета: гениальность или метод?».

№ слайда 14

Мои предположения: Уметь быстро считать может научиться каждый! Нужно знать способы устного быстрого счета. Но… есть люди, которые обладают уникальными способностями от природы.

№ слайда 15

Этапы исследования Изучить известные способы быстрого устного счета Подобрать материал для тренинга Провести диагностику Подвести результаты исследования и сделать вывод

№ слайда 16

Диагностика Для этого был составлен ряд однотипных упражнений, состоящих из 24 примеров на сложение, вычитание, деление и умножение, которые нужно было выполнить за 5 минут.

№ слайда 17

Материал для тренинга ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№ слайда 18

Результаты диагностика

№ слайда 19

Вывод С помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки. Вычислительные навыки надо развивать, а развить их может каждый человек, независимо от его феноменальных математических способностей, хотя бы, для того чтобы не стать жертвой обмана в магазине или на рынке.

№ слайда 20

БЫСТРОЕ СЛОЖЕНИЕ: округление Если слагаемые близки к круглым числам, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением. Пример1: 3916+991+1998+2002= =(4000+1000+2000+2000)-(84+9+2)+2= =9000–95+2=8907

№ слайда 21

БЫСТРОЕ ВЫЧИТАНИЕ: поразрядное вычитание Пример 1: 574-243=(500-200)+(70-40)+(4-3)= =300+30+1=331. Если число единиц какого-либо разряда вычитаемого больше числа единиц того же разряда уменьшаемого, то пос-леднее число единиц увеличивается на 10 путем заимствования  одной едини-цы следующего высшего разряда уменьшаемого. Пример 2: 647–256=(500-200)+(140-50)+(7-6)= =300+90+1=391.

№ слайда 22

БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: на 5; 50; 0,5 Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2. Пример 1: 138*5=(138*10):2=1380:2=690. Чтобы умножить число на 50, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 2. Пример 2: 87*50=(87*100):2=4350. Чтобы умножить число на 0,5, нужно разделить на 2. Пример 3: 360*0,5=360:2=180.

№ слайда 23

БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: на 11 Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд. Пример 2: 34*11 = 374, т.к. 3 + 4 =7, семерку помещаем между тройкой и четверкой Пример 3: 68*11 = 748, т.к. 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой. К числу приписывают ноль и прибавляют исходное число. Пример 1: 241*11 = =2410+241=2651.

№ слайда 24

БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: двузначное число на 101 и 10101 Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Пример 1: 57*101 = 5757 Пример 2: 89*10101 = 898989

№ слайда 25

БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ: на 9, 99 и 999 К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель. Пример 1: 286*9 = 2860 – 286 = 2574; Пример 2: 23*99 = 2300 – 23 = 2277; Пример 3: 18*999 = 18000 – 18 = 17982.

№ слайда 26

БЫСТРОЕ ДЕЛЕНИЕ: на 25; 2,5; 0,25  Чтобы число разделить на  25, надо это число разделить на 100 и умножить на  4. Пример 1: 12100:25=12100:100*4=484 Чтобы число разделить на 2,5, надо это число разделить на  10 и умножить на  4. Пример 2: 31:0,25=31:10*4=124. Чтобы число разделить на 0,25, надо это число умножить на  4: Пример 3: 240:2,5=240*4=24*4=96.   

№ слайда 27

БЫСТРОЕ ДЕЛЕНИЕ: на 125; 12,5; 1,25; 0,125 Чтобы число разделить на 125; 12,5; 1,25; 0,125, надо это число умножить на 8 и разделить на 1000; 100; 10; 1 соответственно. Пример 1: 4000:12,5=4000:100*8=320 Пример 2: 9000:125=9000:1000*8=72 Пример 3: 18:1,25=18:10*8=14,4 Пример 4: 11:0,125=11:1*8=88

№ слайда 28

БЕЗ КАРАНДАША И БУМАГИ Учитель предложил классу перечислить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса был готов ответ 1+2+3+…..+97+98+99+100=101*50=5050. Как он складывал числа от 1 до 100? Группируем (1+100)+(2+99)+….=50 пар по 101 Сумма S=101*50.

№ слайда 29

БЕЗ КАРАНДАША И БУМАГИ У известного русского художника Богданова-Бельского есть картина, изображающая занятия устным счетом. Пример действительно труден и интересен.Вот он: Указание. Искомое число равно + =1+1=2.

№ слайда 30

Вывод Основу культуры счета составляют вычислительные навыки. Каждый ученик может улучшить вычислительные навыки с использованием приемов быстрого счета. Наработка вычислительных навыков должна быть систематической, ежедневной. Устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться.

№ слайда 31

Мне помогли Используемая литература Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ Под редакцией М.К. Потапова, текстол. Обработка Ю.В. Нестеренко. – 4-е изд. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984, 192 с. Игры и развлечения. Кн.I/Сост. Л.М. Фирсова. – Ь.: Мол. Гвардия, 1989. – 237 c., ил. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.: ил. Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - Екатеринбург, Тезис, 1994. Ткачева М.В. Домашняя математика. - М., Просвещение,1993. Зайкин М.Н. Математический тренинг. - Москва, 1996. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1989. – 352 с.: ил. Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. - 1990, №11.– с.39-44. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Начальная школа. – 1990, №6. - с.44-46. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. – 1999, №7. - с.11-14. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. // Начальная школа. - 1998, №2. - с.34-38.

№ слайда 32

Мне помогли Интернет - источники www.school.edu.ru www.ik.net/~stepanov/ http://www.junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm Источник иллюстраций http://www.junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm http://www.liveinternet.ru/users/lada_vitalina

Автор
Дата добавления 11.12.2016
Раздел Математика
Подраздел Презентация
Просмотров1355
Номер материала 1495
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.