Уроки математики / Конспект урока / " Числа первого десятка"

" Числа первого десятка"

Конспект урока по математике для 1 класса

Тема урока.Число 5 и цифра 5

Цели: Ознакомление с числом и цифрой 5, с получением числа 5, Изучение состава числа 5, упражнение в написании этой цифры.

Задачи:

  • познакомить с числом 5;

  • познакомить с цифрой 5;

  • познакомить с получением числа 5;

  • научить писать цифру 5;

  • изучить состав числа 5.

  • способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества, трудолюбия, любви к предмету.

  • развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;

  • формировать устойчивое внимание;

  • совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование: карточки с цифрами, образец написания цифры 5, предметные картинки (звёздочки), иллюстрация сказки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I Организация класса на работу.

II Актуализация знаний учащихся.

1) Минутка чистописания

2) Устные упражнения.

3

) Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний.

III Закрепление нового материала.

1) Упражнение на последовательность числового ряда от 1 до 5 (в прямом и обратном порядке)

2) Упражнение на запоминание состава числа 5.

3) Работа с фразеологизмами.

4) Работа по иллюстрации: Употребление количественных и порядковых числительных в речи.

IV Повторение пройденного материала.

Рефлексия

V. Итог урока

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

Садитесь. Ещё раз напоминаю правило «правой руки».Если я поднимаю правую руку, то все сразу замолкают и внимательно слушают меня. Хорошо!

- Ребята, вспомните, с каким числом мы познакомились на прошлом уроке и какой цифрой оно обозначается на письме.

- Хорошо, тогда сейчас ещё раз пропишем эту цифру.

1. Работа с натуральным рядом чисел.

- Я приглашаю к доске 4 человека. Возьмите карточки с цифрами. Расположите числа в порядке возрастания: 4 3 2 1.
– Назовите самое большое и самое маленькое число.
– Какое число находится между числами 2 и 4?
– Какое число следует за числом 1?


– Назови число предшествующее числу 4.

2. Весёлые задачки.

- Поможем решить Маше и Мише задачки.

На пасеке 3 медвежонка,
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес?
Группа малышей утят,
Плавать и нырять хотят.
Два уплыли далеко.
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Две ромашки – желтоглазки.
Два весёлых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

- Я вижу, что вы очень старались, дома хорошо подготовились и выполнили все мои просьбы.

- Сейчас приступим к новой теме!

Отгадайте загадку.

Пред тобой – пятёрка братьев,
Дома все они без платьев,
А на улице, зато
Нужно каждому пальто. (5 пальцев)

– Кто догадался, о чём идёт речь в загадке? Правильно это пальцы! А почему вы решили, что это пальцы. А о каком пальто говорится в загадке, мы носим пальто на пальцах? Правильно, молодец, садись.

- Сколько пальцев на руке? Ребята, кто мне поможет сосчитать?

На моей руке 5 пальцев,
5 хватальцев, 5 держальцев
Чтобы брать и отдавать,
а ещё чтоб сосчитать – 12345.

У каждого пальца на руке есть своё имя как у человека. Ребята, а кто знает, как называются пальцы на руке? Назовите их. Правильно. У родителей узнайте, почему их так назвали.

- Рассмотрите звёздочки. Выберите ту звёздочку, у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке. Какую вы взяли звёздочку? Почему?

-Посмотрите на доску. Сколько в верхнем ряду красных кружков?

  • Положите в нижнем ряду столько же синих.

  • Добавьте ещё один синий. Сколько стало?

  • Число 5 будем обозначать цифрой 5.

  • Каких кружков стало больше? Сравни: 4 <5, 5>4 .

  • Поставим число 5 в ряд натуральных чисел. За каким числом оно будет следовать?

- Ребята, а кто сможет объяснить, как получили число5?

- Т.е мы к 4 прибавили 1 и получилось5? Да? Хорошо! А почему ты так думаешь? Поясни свой ответ. Начни сначала проговаривать натуральный ряд чисел.

- Хорошо. Ты ответил верно, молодец!

- Ребята, вам понятно на каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5?

- Отправляемся дальше, сейчас мы поучимся написанию цифры 5 в тетради.

- Итак, взяли в руки наши волшебные ручки, сели ровненько, посмотрели на памятку «Сиди правильно» и всё внимание на меня.

- Цифра 5 состоит из 3 элементов: это прямая вертикальная линия, полукруг и прямая горизонтальная линия.

- Начинаем писать. Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в 1/3 части нижней стороны клетки выписываем «клюшку». Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки на 1/3 вправо до угла». (Цифра 5 пишется в два приема с отрывом ручки.)

- Пропишите 1 строчку цифры5 в тетради.

- Теперь вы уже знаете не только число 5, но и какой цифрой на письме это число обозначается и из скольких элементов состоит.

Ну, а сейчас мы немного отдохнём, сделаем зарядку для наших пальчиков:

1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять

Погуляли, погуляли, и домой пошли опять (Ладони смотрят друг на друга, пальцы соединяем и разъединяем попарно)

- Размяли пальчики?

- Порешаем задачки.

1) На ветке сидело 3 птички. К ним прилетело ещё две птички. Сколько птичек стало на ветке?

- Правильно! Молодец!

- А если бы на ветке сначала сидело 2 синички, а потом прилетели 3 снегиря. Сколько птичек стало бы на ветке

- Ребята, вы согласны с решением задач?

- Хорошо! А можем мы ещё путём сложения получить число 5.

Итак, делаем вывод, что мы можем сказать о составе числа 5?

- Верно, а из суммы, каких именно чисел?

- Ребята, это вам понятно? Запомните это!

1, 2, 3, 4. 5 – вышли дети погулять.
Остановились на лугу.
А теперь быстрей бегу;
Лютики, ромашки, розовые кашки,
Собирал наш 1 класс.

- Ребята, сейчас выполним упражнения на закрепление изученного материала.

- «Игра найди своё место» Ребята, нужно выйти к доске, взять и расположить карточки по порядку от 1 до 7.

- А теперь хором проговорим в последовательности в прямом и обратном порядке.

- Молодцы!

- Работаем в парах. Называйте друг другу по очереди вопросы на состав числа. Н-р: 1+4=5, 4+1+5 и т.д

– Как вы понимаете выражения?

  • С пятого на десятое.

  • Как свои пять пальцев.

  • Пятое колесо в телеге.

– Зачем нужно использовать в речи эти выражения?

«Сказка про козлёнка»

– Чьё отражение увидел козлёнок в воде первым?
– Кого увидел вторым, третьим, четвёртым, пятым?

– Какие это животные? Почему так думаете?

- На каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5?

- Из скольких элементов состоит цифра 7?

- Что можно сказать про состав числа 7?

- Ребята, а как обозначается число 5 на письме?

- Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! И поэтому можно поставить всем отметку 5.

Вывод: 5 – отличная отметка, 5 пальцев на руке, 5 лучей у звезды…

- Ребята, какие новые знания вы для себя открыли? Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным? Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке?

- Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно потренируйтесь в написании цифры 5 и повторите написание цифр от 1 до 4; выучите состав числа 5 и то место в натуральном ряде чисел. Порешайте примеры на эту тему.

- Да

- На прошлом уроке мы познакомились с числом 4 и научились его писать в тетради.

- Мы должны встать так:1, 2, 3, 4

Ответ: 4 и 1

Ответ: 3

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 2

Ответ: 4

Ответ: 4

Ответ: пальцы на руке. Когда на улице холодно мы на руки надеваем варежки или перчатки.

- Их 5 на одной руке и 5 на другой

- Большой, указательый, средний, безымянный, мизинец.

- Звёздочку с пятью лучами.

Ответ: 4

Ответ: 5

Ответ: синих.

Ответ: 4

Ответ: к 4 кружкам прибавили 1 получили 5.

- Да. Я так думаю, что число 5 стоит в ряде натуральных чисел за числом 4. Один, два, три, четыре, пять. Мы каждый раз прибавляем одну отдельную единицу и получаем число на одну отдельную единицу больше предыдущего числа. Так и к числу 4 мы прибавили одну отдельную единицу и получили число 5, стоящее и следующее за числом 4.

Да.

- Да.

- 3+2=5 Пять птичек стало на ветке.

- 2+3=5 Пять птиц стало на ветке.

- Да.

- При сложении 3 и 2, 2 и 3 мы получаем число 5.

Число 5 получается ещё из чисел 1 и 4.

- Что число 5 состоит из суммы чисел.

- Из суммы чисел: 4+1, 1+4, 2+3, 3+2.

- Да, понятно!

- Ребёнок берёт карточки и прикрепляет их на доску в последовательности числового порядка от 1 до 5.

- Один, два, три, четыре, пять и обратно пять, четыре, три, два, один.

Дети упражняются.

Дети отвечают, если знают:

С одного дела перескакивать на другое, не доделав первое.

Знать что-либо или кого-либо очень хорошо.

Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

Ответы детей.

- Своё.

- Телёнка, корову, быка, жеребёнка.

- Домашние. За ними ухаживает и кормит человек.

- Число 5 стоит за числом 4.

- Число 5 состоит из трёх элементов. И перечисляет их.

- Число 5 можно представить в виде сумм чисел: 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2.

- Обозначается на письме цифрой 5.

Дети отвечают на вопросы

1-2мин.

Учитель заходит в класс

Дети в тетради прописывают цифру 4.

Дети выходят к доске и берут карточки.

У всех детей на столе лежит набор карточек с цифрами от 1 до 10. Дети поднимают нужную карточку с цифрой.

Дети поднимают карточку с цифрой 2

Дети поднимают карточку с цифрой 4

Дети поднимают карточку с цифрой 4.

Дети тянут руки. Один ученик отвечает.

Дети тянут руки. Один ученик отвечает

Отвечают, если знают. Учитель помогает.

Выполняет ученик у доски.

Дети тянут руки. Один ученик отвечает.

Ученик продолжает отвечать.

Дети пишут одну строку в тетради.

Дети выполняют за учителем.

Используется предметные картинки.

Ребёнок у доски приводит свои примеры.

Дети выполняют движения за учителем.

Дети поднимают руки и отвечает один ребёнок.

Автор
Дата добавления 25.10.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров80
Номер материала 4733
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.