Уроки математики / Рабочая программа / Факультатив по математике 7 класс "Практикум по решению задач"

Факультатив по математике 7 класс "Практикум по решению задач"

МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»

Принята:

на заседании методического совета

Протокол №____

от «____»_______2016 г.

Согласована:

заместитель директора по воспитательной работе ___________/Н. В. Егерь /

«____»____________2016г.

Утверждена:

директор МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»

______________/М.А.Горбачева/

Приказ №____от «___»______2016 г.

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

по математике для 7 класса

"Математика"

на 2016- 2017 учебный год

Количество часов по программе: 17 ч.

Количество часов по планированию: 17 ч.

Учитель математики: Кох Елена Леонидовна

п. Центрально-Любинский

2016 год

Пояснительная записка

Основой построения курса являются идеи и принципы развивающего обучения. Методологической основой является системно-деятельностный подход в обучении, реализация которого осуществляется благодаря применению проблемно-поискового и исследовательского методов обучения.

Преподавание факультатива строится как повторение и углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике основной школы. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучить программный материал, задачи повышенной трудности, глубже рассмотреть теоретический материал и поработать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрить принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.

Цель курса:

  • развить устойчивый интерес обучающихся к изучению математики;

  • систематизировать имеющиеся знания о способах решения текстовых задач;

  • выявить уровень математических способностей обучающихся и их готовность в дальнейшем к профильному обучению.

Задачи:

  • повысить интерес к предмету;

  • формировать математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, в частности при решении текстовых задач;

  • формировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач;

  • развивать мышление учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;

  • формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций;

  • подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации;

Место факультативного курса в учебном плане

Факультативные занятия рассчитаны на 0,5 ч в неделю, в общей сложности – на 17 ч в учебный год.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения факультативного курса

Познавательные УУД

  • использовать математические знания для решения различных задач и оценки полученных результатов;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму);

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета под руководством учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать данные и факты;

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать математические модели.

Личностные УУД

  • независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели, ответственное отношение к учению

  • определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению

  • устойчивый познавательный интерес

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных;

  • работать по плану;

  • самостоятельно обнаруживать проблему, определять цель, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, искать средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально, в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; самостоятельно (корректировать план);

  • оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • самостоятельно взаимодействовать в группе;

  • отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • понимать позицию другого человека;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • различать в речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Содержание факультативного курса

Текстовые задачи и техника их решения (1ч)

Текстовые задачи, виды и их примеры. Этапы решения текстовой задачи. Решение арифметическими приёмами (по действиям) и решение текстовых задач алгебраическим методом (составления уравнения). Решение текстовой задачи с помощью графика, чертежа к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: что такое текстовая задача, этапы ее решения и способы решения;

уметь: решать текстовые задачи; составлять математические модели текстовых задач.

Входная контрольная работа (1 ч)

Задачи на движение (7ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: что такое задача на движение; формулы зависимости функции пути, скорости и времени;

уметь: решать текстовые задачи на движение; записывать условие задачи в виде таблицы, схемы; составлять уравнение по условию задачи, решать уравнение.

Пропорция. Прямая и обратная пропорциональная зависимости (2 ч)

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: что такое пропорция; прямая и обратная пропорциональная зависимость;

уметь: решать задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость;

Задачи на сплавы, смеси (3ч)

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси и её значение для составления математической модели.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: формулы зависимости массы или объема вещества в сплаве, или в смеси от концентрации ; методы решения задач на смеси и сплавы;

уметь: составлять таблицы данных для анализа математической модели; решать текстовые задачи на смеси и сплавы.

Задачи повышенной трудности (2ч)

Текстовые задачи из ОГЭ и ЕГЭ.

знать: содержание заданий ОГЭ и ЕГЭ на текстовые задачи;

уметь: решать текстовые задачи ОГЭ и ЕГЭ

Итоговая контрольная работа (1ч)

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Сроки

Форма учебных занятий

Вид учебной деятельности

I четверть - 4 часа

1

Текстовые задачи и техника их решения

05.09.

Беседа, устный опрос

Лекция с необходимым минимумом задач

2

Входная контрольная работа

19.09.

Контрольная работа

3

Анализ теста. Движение тел по течению и против течения.

03.10.

Лекция, консультация

Систематизация учебного материала

4

Движение тел по течению и против течения.

17.10

Работа в паре

Практикум по решению задач

II четверть - 4 часа

5

Движение тел по течению и против течения

07.11.

Работа в группе

Практикум по решению задач

6

Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении

21.11.

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Практикум по решению задач

7

Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении

05.12.

Работа в паре

Практикум по решению задач

8

Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии навстречу друг другу

19.12.

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Практикум по решению задач

III четверть - 5 часов

9

Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии навстречу друг другу

16.01.

Работа в группе

Практикум по решению задач

10

Пропорция. Прямая и обратная пропорциональная зависимость

30.01.

Устный опрос

Систематизация учебного материала

11

Прямая и обратная пропорциональная зависимость

13.02.

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Практикум по решению задач

12

Задачи на сплавы, смеси

27.02.

Лекция, консультация

Лекция с необходимым минимумом задач

13

Задачи на сплавы, смеси

13.03.

Работа в группе

Практикум по решению задач

IV четверть - 4 часа

14

Задачи на сплавы, смеси

03.04.

Индивидуальная работа

Практикум по решению задач

15

Текстовые задачи из КИМов ОГЭ и ЕГЭ

17.04.

Работа в паре

Систематизация учебного материала

16

Итоговая контрольная работа

15.05.

Контрольная работа

17

Анализ контрольной работы. Текстовые задачи из КИМов ОГЭ и ЕГЭ

29.05.

Индивидуальная работа

Систематизация учебного материала

Входная контрольная работа

  1. Дневная норма потребления витамина С составляет 60 мг. Один мандарин в среднем содержит 35 мг витамина С. Сколько примерно процентов дневной нормы витамина получил человек, съевший один мандарин?

а) 170% б) 58% в) 17% г) 0,58%

  1. В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25% , а в ноябре еще на 20% . Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре? Ответ________

  1. Флакон шампуня стоит 75 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 500 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 20%? Ответ________

  1. В декабре виноград подорожал на 25% и стал стоить 200 рублей за килограмм. Сколько рублей стоил 1 кг винограда до подорожания в декабре? Ответ: _______________________

  2. Известно, что стул стоит 1000 рублей и составляет 20 % от цены компьютерного стола. Сколько рублей заплатит покупатель за комплект, состоящий из стола и стула? Ответ________

  3. В коробке 110 кусков мела. За месяц в школе расходуется 400 кусков мела. Какое наименьшее количество коробок мела нужно купить в школу на 6 месяцев? Ответ_____________

  4. Шарик стоит 3 руб. 40 коп. Какое наибольшее число шариков можно купить на 40 рублей? Ответ________

  5. Путь от поселка до железнодорожной станции пешеход прошел за 4 часа, а велосипедист проехал за 1,5 ч. Скорость велосипедиста на 8 км/ч больше скорости пешехода. С какой скоростью ехал велосипедист? Ответ________

  6. Грузовик сначала едет 3 минуты с горы, а затем 9 минут в гору. На обратный путь он тратит те же 12 минут. Во сколько раз скорость грузовика при движении с горы больше, чем скорость в гору? Ответ___________

  7. В магазин привезли учебники по биологии для 7 - 9-х классов, по 50 штук для каждого класса. В шкафу 4 полки, на каждой полке помещается 30 книг. Сколько шкафов можно полностью заполнить новыми книгами по биологии, если все книги имеют одинаковый формат? Ответ________

Материал для итоговой работы

  1. Собрали 100 кг грибов. Оказалось, что их влажность 99% . Когда грибы подсушили, влажность снизилась до 98% . Какой стала масса грибов после подсушивания?

а)55 кг б) 60 кг в) 45 кг г) 50 кг

  1. Я иду от дома до школы 30 мин. а мой брат – 40 мин. Через сколько минут я догоню брата, если он вышел из дома на 5 мин раньше меня?

а) 14 мин б) 15 мин в) 10 мин г) 16 мин

  1. Даны два положительных числа. Одно из них увеличили на 1%, другое – на 4%. Могла ли их сумма увеличиться на 3%? Чему равны эти числа?

а) 100 и 200 б) 200 и 300 в) 100 и 300 г) 200 и 150

  1. Школьник прочитал книгу за 3 дня. В первый день он прочитал 0,2 всей книги и еще 16 страниц, во второй день – 0,3 остатка и еще 20 страниц, а в третий день -0,75 нового остатка и последние 30 страниц. Сколько страниц в книге?

а) 270 б) 230 в) 250 г) 420

  1. Сумма двух чисел равна 13,5927. Если в большем из них перенести запятую на один знак влево, то получим меньшее число. Чему равны эти числа?

а) 1,2354 и 12,357 б) 1,2357 и 12,357 в) 1,3357 и 13,357 г) -1,2357 и 12,357

  1. Малыш может съесть банку варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

а) За 4 мин б) За 3 мин в) За 2 мин г) За 1 мин

  1. Решить уравнение .

  2. Теплоход прошел 4 км против течения реки и затем прошел еще 33 км по течению, затратив на весь путь 1 ч. Найдите скорость теплохода в стоячей воде, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.

  3. Два экскаватора, работая совместно, могут вырыть котлован за 48 ч. За какое время каждый из них может вырыть котлован, работая в отдельности, если первому нужно на40 ч больше, чем второму?

  4. Расстояние между городами А и В равно 435 км. Из города А в город В со скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города В выехал со скоростью 65 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от города А автомобили встретятся?

Автор
Дата добавления 20.11.2016
Раздел Алгебра
Подраздел Рабочая программа
Просмотров1754
Номер материала 1248
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.