Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Фрагмент урока по математике по теме "План и масштаб" (4 класс)

Фрагмент урока по математике по теме "План и масштаб" (4 класс)

Технологическая карта

(фрагмент урока)

Тема урока:«План и масштаб», 2 часа.

Учебник: Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1 В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. М :Вентана-Граф, 2014.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технологии: технология сотрудничества, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология развития критического мышления.

Цели урока:

  • формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач;

  • способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;

  • формировать учебную деятельность (мотивация, поиск способов действий, проверка и самопроверка).

Задачи:

  • расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность (использование для решения текстовых и геометрических задач);

  • закрепить навыки, связанные с преобразованием величин

Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедиапроектор.

  3. Презентация MicrosoftPowerPoint « Масштаб»

Этап урока

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Устная работа

Устная работа.

Учитель. Выполните необходимые вычисления, дайте ответ «да» или «нет» и прочитайте ключевое слово на уроке.

Получилось слово «Масштаб» (слайд)

1.Если 8 м уменьшить на 40 см, то получится 760 см. Да.

2. 4 км больше 4 м в 100 раз. Нет.

3. 10 км = 10000 м. Да.

4. 600 000 см = 6 км

5. 32 000 см = 32 км

6. 5 дм = 58 см

7. 26 м +24 дм =50 дм

Учитель. Какие ассоциации возникают со словом «масштаб»?

Выбирают наиболее эффективные способы решения. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Контроль.

Практическая работа (решение задач)

Учитель. Я предлагаю вам внимательно посмотреть очень известный мультфильм «Вовка в тридевятом царстве». Слайд. Ответьте на вопросы:

    1. Что Василисы предложили Вовке сделать? (Дворец и бассейн).

    2. Что они использовали для объяснения? (Чертежи).

    3. Люди каких профессий могут точно выполнять чертежи?

Учитель. Название профессии произошло от латинского слова ingenium, что означает «способность, изобретательность». Инженеры работают во многих отраслях народного хозяйства: на заводах, стройках, шахтах, в военном деле, авиации, транспорте, ведут разработки в научно-исследовательских институтах, выполняют различные чертежи. (Слайд)

Учитель. Чертежи необходимо выполнять так, чтобы длине каждой линии на чертеже соответствовали вполне определённые размеры и расстояния в действительности. Рисуя на бумаге изображения предмета, мы чаще всего изменяем их настоящие размеры.

Какие знания необходимы, чтобы рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького – стал лучше виден?

(Масштаб)

Учитель.

Что такое масштаб?

Что обозначают записи: 1:10 000, 1:100, 1000:1?

(Слайд)

Учитель. Предлагаю побывать в роли деловых людей, имеющих инженерные профессии.

(Учащиеся выбирают на слайде название профессии. Учитель кратко говорит, чем занимается человек данной профессии. Учащиеся получают задание.)

    1. Инженер-конструктор зданий и сооружений разрабатывает конструкции здания и рассчитывает нагрузку (прочностные расчеты) на все его важные и несущие части: фундамент, каркас, балки, колонны, подвесное подъемное оборудование. Инженер-конструктор также оформляет проектную документацию и чертежи.

Задание. Составить план

1 группа – план доски

2 группа – план двери

3 группа – план шкафа

(Учитель обсуждает план действий с учениками).

1) Измеряем: Длину и ширину предмета.

Вывешивается табличка

Измерить предмет

2) Обсуждаем, во сколько раз будем уменьшать все действительные размеры (то есть выбираем масштаб). Уменьшим размеры предмета в 10 раз.

Вывешивается табличка

Уменьшить размер

3)Изображаем предмет в тетради.

Вывешивается табличка

Изобразить предмет

    1. Инженер-проектировщик. Эти инженеры могут создавать проекты самостоятельно или при тесном сотрудничестве с архитекторами. Когда все схемы разработаны, инженер проектировщик приступает к составлению чертежей.

Задание. Определить масштаб спроектированной детской площадки, выполнив необходимые измерения и вычисления.

(учащиеся получают карточку с изображением детской площадки и реальными размерами и план площадки, на плане – 4 см)

Решение:

20 м =2000 см в действительности

На плане ширина, длина 4 см. Узнаем, во сколько раз был уменьшен объект: 2000:4=500, т.е. Масштаб 1:500.

Задание. Длина дороги между населёнными пунктами Кыштым – Аргаяш примерно 40 км. Какой длины получится линия, изображающая эту дорогу на карте,сделанной в масштабе 1:800 000?

    1. Инженеры-испытатели занимаются проверкой самых различных устройств: от мелких деталей и приборов до суден и автомобилей.

Задание. На плане М 50:1 отображён объект, размер которого 100 мм. Определить размер детали в действительности.

Учитель. Где могут использоваться детали такого размера? Зачем их увеличивают на чертеже?

    1. Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути. В случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение.

Задание. Используя карту Челябинской области, определите расстояние между двумя пунктами, например, Кыштым-Миасс.

    1. Биотехнолог. Специалисты по биотехнологии искусно используют живые биологические организмы, применяя научные методы генной инженерии, с целью создания новых сортов продуктов, растений, витаминов, лекарственных средств.

Задание. Ряска – крохотное болотное растение, создаёт сплошной ковёр зелёного цвета. Узнайте размер ряски в жизни, если рисунок выполнен в масштабе 10:1.

Выделение существенной информации, абстрагирование, выдвижение гипотезы. Анализ объектов. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Анализ. Построение логической цепи рассуждений.

Поиск и извлечение необходимой информации.

Самостоятельная работа. Ролевая игра

1. Инженер путей сообщения или инженер по строительству железных дорог, мостов и тоннелей может работать в двух направлениях:

проектирование железных дорог, транспортных развязок, мостов и тоннелей;организация их строительства, обслуживания и ремонта.

Учитель. Представьте, что вы – инженеры-проектировщики. Вы получили муниципальное задание на проектирование в нашем городе….Какой заказ могли бы получить инженеры? В нашем городе ремонтируют мост. Составьте задачу на масштаб.

(Учащиеся работают в группах, составляют задачи. Решение составленных задач.)

Задача. На карте М 1:3000 000 расстояние между двумя пунктами составляет 4 см. Каким будет это расстояние на карте с масштабом 1:12 000 000. Чему равно это расстояние на земной поверхности?

(решение задач с практическим содержанием является одной из форм профориентационной работы)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.Установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Автор
Дата добавления 07.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров770
Номер материала 1452
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.