Уроки математики / Другое / «Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе»

«Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе»

Доклад на тему

«Игровая деятельность на уроках

математики в начальной школе»

Игра – это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят – это самая настоящая учеба».

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет , и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Уроки с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством повышения качества обучения и воспитания, т.к. введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

Отдельные упражнения из занимательной математики, математические игры могут доставлять детям удовольствие и служить средством разумного отдыха. Надо только умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, ибо возбудить интерес к математике – это главная цель.

Для возбуждения и поддержания интереса к игровым заданиям необходимо:

1.Смысл заданий должен быть понятен детям.

2.Решение задания должно быть доступно каждому ребенку.

3.Ответы должны получаться быстро, необходимые вычисления должны выполняться устно.

4.Задания не должны быть похожими на обычные математические задания.

Игровая деятельность на уроках математики повышает интерес детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает некоторые элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.

Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют ролевые игры, которые дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным. Создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности. Занимательные вопросы, задачи – шутки, моменты неожиданности способствуют активации мыслительной деятельности.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся. Увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако игра не должна быть самоцелью. А должна служить средством развития интереса к предмету. Поэтому при организации следует придерживаться следующих требований:

1.Правила игры должны быть простыми. Точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2.Дидактический материал должен быть прост.

3.Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4.Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

На уроках я часто включаю и логические игры, в которых путем несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зеввй», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игрыю В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Такие игры, кроме решения учебных задач. Способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

Успешное обучение детей – первоклассников находится в прямой зависимости от внимательного отношения к детям, от элементов творчества.

Ребенок, отправляясь в школу. Ждет что – то новое, радостное, интересное, надеется на успех. Одобрение учителя. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность, как учебную, со всеми ее особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них еще нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у семилетних детей есть огромное желание учиться, поэтому в учебной деятельности должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра».Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили сказал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

«Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А. С. Макаренко.

Автор
Дата добавления 20.11.2016
Раздел Начальная
Подраздел Другое
Просмотров1227
Номер материала 1254
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.