Интегрированный урок математики в 6 классе
Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики МБОУ «Большевыльская СОШ» Аликовского района
Тема: Отношения и пропорции.
Цель урока: отработка умений решать задачи с помощью пропорции, уравнения, записанные в виде пропорции; формирование положительного отношения к природе.
Задачи:
– учебная – закрепить понятия отношения и пропорции, выработка у учащихся навыков применения ранее полученных знаний при решении задач, обобщение и систематизация изученного материала;
– воспитательная – воспитание добросовестного и ответственного отношения к учебе, воспитание внимательности, интереса к математике; формирование положительного отношения к природе, любить и беречь природу;
– развивающая – развитие навыков самоподготовки обучающихся и работы в группах; умения делать выводы и формировать свое мировоззрение; умение анализировать других и себя, применять знания в практической деятельности.
Время проведения: 1 урок (45 минут).
Целевая группа: учащиеся 6 класса.
Активные формы обучения: фронтальная работа, технология общения, самостоятельная работа на компьютерах, работа в группах, работа по карточкам, беседа, АМО и игры.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, сигнальные карточки (красные, зеленые) для игры “Молчанка”, искусственный цветок.
Ход урока.
1. Оргмомент.
_ Эти мысли русского педагога В. А. Сухомлинского заставляют нас задуматься о природе. Предлагаю всем подарить друг другу самую чудесную частичку природы – цветы – символ красоты.
АМ начала урока - методика «Мой цветок»: По очереди учащиеся «дарят свой цветок» одноклассникам, проговаривая: «Мой цветок волшебный дарю Анне (Оле, Саше, …), чтобы …».
2. Постановка темы и целей урока.
– Что объединяет движение транспорта и строительство, изготовление сплавов и кулинарию, картографию и экологию? Оказывается, что нередко возникают ситуации, когда пропорции помогают решать, казалось бы, разные задачи.
– Сегодня на уроке мы должны закрепить понятия отношения и пропорции, вспомнить и применить основное свойство пропорции при решении задач.
(Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока.)
3. АМ «Аукцион». Догадайтесь, о чем идет речь?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)
– Все эти высказывания о воде – одной из важнейших источников всего живого на земле. Без воды человек погибает менее чем через неделю. Жизнь есть только там, где есть вода. Она самое уникальное и удивительное вещество на свете. Но ресурсы пресной воды составляют лишь 2,5 % общего объема гидросферы. Потребление пресной воды все время растет и в 2014 году достигло 8 тыс. км3 в год. Какое влияние оказывает человек на водные ресурсы? Преимущественно отрицательное: водопользование - использование, загрязнение воды; водопотребление - уменьшение количества воды.
«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», - говорил северо-американский философ, поэт Р. Эмерсон.
«Дорога цивилизации вымощена консервными банками» - высказывание итальянского писателя Альберто Моравиа.
Вот утверждение американского писателя Мейсона Кули: «Человечество усердно перерабатывает природу в мусор».
«В природе нет ничего бесполезного» - рассуждал французский философ-гуманист М. Монтень.
– Хотелось бы узнать ваши мнения. Согласны ли вы? (Учащиеся отвечают на вопрос).
4. Устная работа.
Предлагаю разбиться на 2 команды по рядам и отправиться в путешествие в мир отношений и пропорций. Нужно справиться с заданиями «Водопада устных примеров». Первым отвечает команда….
Приведите свои примеры отношений.
(Ученики приводят примеры.)
4. Этап решения задач «Долина задач».
Условия задач заранее отражены на интерактивной доске (или в презентации). (Учащиеся записывают краткое условие задачи и решение в тетради, один ученик по желанию работает у доски.)
Задача 1. Каждый из имеющихся в мире автомобилей за пробег длиной 15 тыс. км потребляет в среднем 4350 кг О2 и выбрасывает выхлопные газы, содержащие примерно 200 веществ, в т. ч. 3250 кг СО2, 530 кг СО, 27 кг (NO + NO2) , 93 кг углеводородов (включая канцерогенные соединения).
За сутки 16 автомобилей выбросили в атмосферу 320 кг выхлопных газов. Сколько килограммов выхлопных газов выбросят 53 автомобиля, если считать, что каждый автомобиль выбрасывает одинаковое количество газов?
Ответ: 1060 кг.
Задача 2. По статистическим данным на каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300 – 350 кг бытовых отходов, на жителя стран Западной Европы – 150 – 300 кг, США – 700 кг мусора.
Для вывоза мусора на свалку используется 20 машин грузоподъемностью 8 тонн. Сколько нужно машин грузоподъемностью 5 тонн, чтобы перевезти тот же груз?
Ответ: 32.
Задача 3. Скворец ценен тем, что уничтожает вредных насекомых в верхних слоях почвы, которые обычно недоступны остальным птицам. Он истребляет и наземных насекомых: щелкунов, долгоносиков, гусениц, лукового мотылька, а также слизней и улиток. При массовом появлении саранчи скворцы целиком переключаются на нее.
Скворец, за период выведения птенцов, может уничтожить до 8 тысяч жуков и их личинок, большое количество гусениц и вредных насекомых. Если 13 учащихся нашего класса повесят по одному скворечнику, то сколько вредных насекомых уничтожат скворцы, заселившие наши скворечники?
Ответ: 104 тысячи.
Задача 4. Подсчитано, что 1 человек за свою жизнь «изводит» примерно 200 деревьев – на жилье, мебель, игрушки, тетради, газеты, книги, спички и так далее.
Численность жителей города Чебоксары составляет 446 тыс. человек. Какое количество деревьев примерно используется для одного поколения жителей всего города?
Ответ: 89200.
Задача 5. На производство 1 т хлопчатобумажных тканей расходуется 250 м3 воды, а на производство 1 т синтетического волокна – 2500 – 50000 м3 . Эти водоемкие отрасли получили развитие в Центральной России. Наиболее водоемкие производства расположены также на Урале (химическая, цветная металлургия), Северо-Западе (переработка льна, цветная металлургия), в Восточной Сибири.
Насос подает на завод за 4 ч 12 мин 7200 кубических метра воды. За сколько часов он сможет подать 2160 кубометра воды?
Ответ: 1,26.
Решите уравнения:
18 : с = 7,2 : 4,5 7,5 : ½ = х : 14
5. Активный метод релаксации «Присядем - отдохнем».
– Хорошо поработали, пора и отдохнуть на берегу этого красивого озера. Я буду называть отношения чисел. А вы должны встать, если отношение величин будет больше 1 и присесть, если отношение меньше 1. Отношение 2 к 5; 7 к 4; 0,6 к 2; 1/2 к 1/3; и другие.
Игра “Молчанка”.
– У каждого на парте лежат две цветные карточки – красная и зеленая. Мы будем играть в игру “Молчанка”. Если вы согласны с тем, что пропорция правильная, то молча поднимите зеленую карточку, если нет – красную.
1)2 : 3 = 5 : 10 2)2 : 3 = 10 : 15 3)5 : 10 = 8 : 4
4)72 : 8 = 63 : 7 5)3 : 8 = 6 : 16 6)12 : 18 = 3 : 2
7)8 : 6 = 16 : 12; 8)2 : 3 =10 : 15 9) 10)
6. Компьютерное тестирование.
– А теперь наше умение решать задачи проверит и оценит компьютер.
7. Метод закрепления материала «Парный выход».
Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару из учащихся класса, а затем записывает любое отношение чисел на доске. Выбранная им пара подбирает подходящее отношение чисел, чтобы равенство было верным, и записывает рядом. Все остальные учащиеся проверяют правильность равенства отношений. Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, быстрота работы.
8. Задание на дом.
– Запишем домашнее задание: № 1029. В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие прямую и обратную зависимость. Подберите такие пословицы.
Например: Как аукнется, так и откликнется.
9. Этап рефлексии.
– Ребята, отметьте на шкале, насколько понятен вам рассмотренный на уроке материал.
Ничего непонятно Все понятно
– Скажите, что у вас получилось лучше всего, а что хуже?
(Также для завершения урок можно было бы использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет».)
10. Итог урока. Объявление оценок.
Активно на уроке работали …
Старались …
Жду большей активности от …
Использованная литература:
Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2012
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
География. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012
http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=193&subid=221
http://bell.ucoz.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija_na_urokakh_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-1
http://resursyzemli.ru/vodopotreblenie/sposob-umensheniya-rasxoda-presnoj-rechnoj-vody.html
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 25.11.2018 |
Раздел | Математика |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 1993 |
Номер материала | 5957 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |