Уроки математики / Конспект урока / Интеллектуальная игра " Математик -бизнесмен" (5-7 классы)

Интеллектуальная игра " Математик -бизнесмен" (5-7 классы)

МБОУ Киселевская СОШ им. Н.В.Попова

Интеллектуальная игра

Зайцевой Людмилы Михайловны

учителя математики , высшей квалификационной категории

2018 год

Цель:

  • развивать интерес учащихся к математике,

  • способствовать развитию логического мышления.


Оборудование:

  • Плакат с названием,

  • плакат с текстом задач,

  • карточки с текстом задач,

  • «деньги»,

  • жетоны для зрителей,

  • магнитофон. 

Ход игры.
Звучит музыка.( Ведущие : 2 бизнес-леди)


Сегодня ты пришёл вот в этот класс,
Не вспоминать недобрым этот час.
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть, 
На всё вокруг обдуманно взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором, 
Каких хотел бы, может быть, 
Но будешь ты рабочим, а может, и учёным
И будешь математику любить. 


Здравствуйте, дорогие участники, гости и болельщики. Мы рады приветствовать вас на игре «Математик-бизнесмен». Надеюсь, что наша встреча будет интересной, плодотворной.
Представляем вам команду 8 класса. Капитан команды. –Токарева Таня.. 
Представляем вам команду 9 класса. Капитан команды – Никульчев Роман. Попрошу вас поприветствовать команды. А ещё бы я хотела представить вам своих помощников:


Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это – цифра 2 , 
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею,
А за двойкой, посмотри,
Выступает цифра три.
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря, 
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Цифра вроде буква «0»,
Это нуль, иль ничего.
Круглый нуль такой хорошенький,
А не значит ничегошеньки.


Мы попросим вас поприветствовать наших главных помощников.


Правила игры.


1. Капитан команды решает, кто из участников будет отвечать.
2. Капитанам предлагается по очереди выбирать себе задание различной стоимости: 100 рублей, 200 или 300 рублей.
3. Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания.
4. Если команда дает неправильный ответ, то:
· Капитал уменьшается ее на 100 % стоимости задания, если другая команда дает правильный ответ;
· Капитал уменьшается на 50 % стоимости задания, если другая команда не сможет ответить верно.
5. На обдумывание дается соответственно 1 мин., 1,5 мин. и 2 мин.
6. Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.
7. Победителем объявляется тот, в чьей команде будет больше денег по окончанию игры.
(Правила записаны на доске, но они также зачитываются ведущим и объясняются на примерах.)


Командам было задано домашнее задание – это стенгазета. Они были оценены нами и нашими помощниками. За домашнее задание команда 8 класса получаем 500 руб. и команда 9 класса - 600руб.
Команды по очереди вытаскивают задание, обдумывают его.
После четырёх заданий идёт конкурс с болельщиками; затем игра возобновляется, команды по очереди вытаскивают по одному заданию, затем идёт конкурс капитанов. После конкурса капитанов команды решают ещё четыре задачи. Подводится итог. Пока помощники выявляют победителя, проводится конкурс с болельщиками.


Задачи для команд.
1. 100 руб. Три разных числа сначала сложим, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?(1;2;3)
2. 300 руб. В саду были срезаны розы: белых и розовых – 400 штук, розовых и красных – 300, белых и красных – 440. Сколько роз каждого цвета было срезано в саду? (170 – красных, 130- розовых и 270 белых).
3. 300 руб. Два друга пришли в книжный магазин. Оказалось, что одного из них не хватает на покупку учебника 30 руб., а у другого – 1 руб. Когда они сложили свои « капиталы», то денег на покупку учебника им все равно не хватило. Сколько стоит учебник ? (30 руб.).
4. 200 руб. Напишите натуральное наименьшее десятизначное число, в котором все цифры различны. (1023456789).
5. 200 руб. В записи 1*2*3*4*5 замените звёздочки знаками действий и расставьте скобки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 100. [1*(2+3)*4*5].
6. 100 руб. В 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? (20 раз).
7. 200 руб. Дочери в настоящее время 10 лет, а матери 36. Через сколько лет мать будет вдвое старше дочери? (через 16 лет).
8. 300 руб. К берегу реки подошли 30 солдат. У того же берега была лодка и в ней двое ребят. Как переправить на другой берег весь отряд, если в лодке могут ехать или двое ребят или один солдат? Сколько раз лодка пересечёт реку туда и обратно, если, в конце концов она вернётся на своё место и оба мальчика будут на том же берегу? (120 раз).
9. 300 руб. Каждые два из 20 городов соединены линией воздушного сообщения. 
Сколько всего линий воздушного сообщения? (190).
10. 100 руб. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного куска занимает 1 мин. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (за 4 мин).
Игра со зрителями.
1 задание- 100 руб.
   1. Расставьте в комнате 6 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула.
   2.Перед вами 6 стаканов, из которых первые 3 стакана с водой, а последние - пустые. Что нужно сделать, чтобы стаканы пустые и с водой чередовались между собой при условии, что из всех стаканов можно трогать только один и всего один раз? (Второй стакан перелить в пятый и поставить на место).
Игра со зрителями. 
1. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1).
2. Что легче: пуд ваты или пуд железа?
3. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (0).
4. К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «Одиннадцать» или «адиннадцать»? (12).
5. Спутник Земли делает один оборот за 1 ч. 40 мин., а второй оборот за 100 мин. Как это получается? (1 ч. 40 мин.= 100 мин.).
6. Двое играют в шахматы 4 часа. Сколько времени играет каждый? ( 4 ч.).
7. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км \ч., а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км \ ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (одинаково).
8. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера? (19-й. ).
9. В одной семье у каждого из трёх братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4детей).
10. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг).
11. За мерой ноту вставишь вдруг,
И целое найдёшь среди подруг. (Галя)
12. Я приношу с собою боль,
В лице - большое искаженье.
А «ф.» на «п.» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложенья. ( Флюс- плюс).
13. Сколько яиц можно съесть натощак? (1).
14. Из какой посуды не едят? (Из пустой).
15. Что в горшок кидают перед тем, как варят в нём еду? ( Взгляд).
16. Какую траву «увидят» и слепые? (крапиву).
17. Почему в поездах стоп- кран всегда красные, а в самолётах – голубые? (в самолётах нет их).
18. Я цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «я» прикажешь
Рядом встать! Я – всё!
Отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья).
19. Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько больше тетрадей было в 1 стопке, чем во 2- ой? ( на 20).
20. Во сколько раз лестница, ведущая на 4 этаж дома, длиннее лестницы, ведущей на второй этаж? (в 3 раза ).
21. Рыбалов за 2 мин. поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких же рыбок? ( Сколько попадёт на крючок ).
22. Десять насосов за 10 мин. выкачивают 10 т. воды. За сколько минут 20 таких же насосов выкачают 20 т. воды? (за 10 мин.).
23. Взглянув на повороте в окно, Ира заметила, что перед нею 9 вагонов, а за ней ещё 7. Сколько вагонов в поезде, в котором ехала Ира? (17 вагонов).
24. Лена выловила 15 окуней и разложила их в 5 кучек так, что во всех кучках было разное число рыб. Попробуйте и вы так разложить. (1;2;3;4;5).

Конкурс капитанов

Галки и палки (Народная задача)

Прилетели галки,

Сели на палки.

Если на каждой палке

Сядет по одной галке,

То для одной галки

Не хватит палки.

Если же на каждой палке

Сядет по две галки,

То одна из палок

Будет без галок.

Сколько было галок?

Сколько было палок?

 Сестры и братья

 У меня сестер и братьев поровну. А у моей сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько нас?

 Сколько детей

У меня шесть сыновей. У каждого сына есть родная сестра. Сколько у меня детей?

Завтрак

Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждый из них съел по целому яйцу. Как вы это объясните?

 Три четверти человека

 Одного бригадира полеводческой бригады спросили, сколько у него в бригаде людей. Он ответил довольно замысловато:

— Людей немного: три четверти нас да еще три четверти человека — вот и всего у нас людей.

Можете ли вы разгадать, сколько человек было в этой бригаде?

 Сколько им лет ?

 — Скажи-ка, дедушка, какого возраста твой сын?

— Ему столько же семидневок, сколько внуку дней.

— А внук в каком возрасте?

— Ему столько месяцев, сколько мне лет.

— Сколько же тебе-то?

— Троим вместе ровно 100 лет. Вот и смекай, сколько каждому.

Заключение. 
Пока жюри подводят итоги конкурса, выучим таблицу умножения на «9»

 Если вы нетвердо помните таблицу умножения и запинаетесь при умножении на 9, то собственные пальцы могут вас выручить.

Положите обе руки на стол— 10 пальцев послужат для вас счетной машиной.

Пусть надо умножить 4 на 9.

Четвертый палец дает вам ответ: налево от него три пальца, направо — шесть; читаете: 36; значит, 4X9 = 36.

Еще примеры: чему равно 7X9?

Седьмой палец имеет налево шесть пальцев, направо — три. Ответ: 63.

Чему равно 9X9? Девятый палец имеет по левую сторону восемь пальцев, по правую — один. Ответ: 81.

Эта живая счетная машина поможет вам твердо помнить, чему равно 6 X 9, не путать, как иные, 54 и 56. Шестой палец имеет налево пять пальцев, направо — четыре; значит, 6 X 9 = 54.

Проводятся итоги конкурса со зрителями. Выявляется победитель среди команд. Команды награждаются грамотами.


Итак, друзья, игру мы провели,
Всё сделали для вас мы, что могли.
Желаем к математике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, и до свидание.

Используемая литература:

1. С.Н.Олехник Старинные занимательные задачи. Москва «Наука» 1985

2.Н.Н.Анемицкий Забавная арифметика Москва «Наука» 1991

3. Ф.Ф.Нагибин Математическая шкатулка Москва. «Просвещение» 1998

4.Я.И. Перельман Живая математика. Москва «Наука» 1973

Конец формы

Автор
Дата добавления 02.02.2018
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров76
Номер материала 5286
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.