Уроки математики / Другое / Без грамматики не выучить математики

Без грамматики не выучить математики

Вдовина Л.А., учитель математики КГУ СШ №7г Аксу,

Павлодарская область

Показать связь математики, русского языка и литературы на уроках математики. Закрепить знания учащихся по темам "Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами", "Числовые и буквенные выражения", "Уравнения".

Тип урока: Урок закрепления знаний

Краткое описание: 

Урок математики совместно с уроком русского языка и литературы. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности "Без грамматики не выучить математики". На протяжении всего урока прослеживается связь между этими предметами.

Тема: «Без грамматики не выучить математики».

 

Цели урока:

1.   Показать связь математики, русского языка на уроке математики.

2.   Закрепить знания учащихся по темам: «Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами», «Числовые и буквенные выражения», «Уравнения». Уметь решать задачи по данным темам.

3.   Развивать логическое мышление учащихся, прививать интерес к предмету.

4.   Воспитывать аккуратность, трудолюбие, воспитанность.

 

Оборудование: интерактивное оборудование; презентация, плакаты «Любую информацию на уроке математики несет слово», «Вдохновение нужно в математики, как и в поэзии», «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая делать его немного занимательным»; таблицы; карточки.

Презентация: «Без грамматики не выучить математики».

Ход урока.

 

( Спор учителя математики и русского языка )

 

М: Нет ничего важнее той науки,

     Что люди математикой зовут.

     Что людям могут дать пустые звуки?

     Писать стихи, ну разве это труд?

 

Р: Нет ничего ужасней чисел скучных

    Каких-то формул, множества нулей.

    А слово нужное? Оно ведь лечит душу

    И в трудный час нас делает сильней.

 

М: Нет! Миром числа управляют.

     Они в порядок наш приводят ум.

     И истину лишь математики познают,

     Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

 

Р: Есть листьев шум и мир под облаками.

    Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

    Числом не скажешь все, что выразишь словами –

    И боль, и страх, любовь и счастье.

М: Но математику учил ракет создатель

     И в космос полетели мы без вас.

 

Р: Нет! Первым в космос полетел писатель,

    Писатель тот, который был фантаст.

 

М: Друг мой! Не надо ссор,

     Решим сейчас мы этот спор.

 

М: Сегодня у нас необычный урок, урок математики совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики». Это тема сегодняшнего нашего урока. На протяжении всего урока мы проследим связь между этими предметами и сделаем этот урок занимательным и интересным.

(Слайд 1,2)

 

Р: Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Мы остановимся на том, как учили грамоте в древности. Давайте посмотрим вот на эту гравюру 1634г, на которой изображена школа в древности. (Рассказ по картине).

          Так же проходили занятия и в старорусской школе. Один зубрил азбуку, другой перешел уже к складам, третий читал «Часослов» и все следовало выучить назубок. Учили каждую букву по ее названию.

(Слайд 3)

А – аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь

Д – добро

Е – есть

(Поговорить об «Азбуке»).

           Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька».Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

            Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

 

 

«Как церковной грамоте в старину учили».

 

В старину учились дети

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так:

А да Б, как аз да буки,

В – как веди, Г – глаголь,

И учитель для наук

По субботам их порол.

Вот такой чудной наукой

Наша грамота была

Вот таким пером писали

Из гусиного пера!

Этот ножик без причины

Называли перочинным.

Очиняли им перо

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

 

М: После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «~» назывался «титло».

(Слайд 4)

 

1    2    3    4    5    6    7    8     9 

~    ~    ~    ~    ~    ~    ~    ~    ~

A    B    Г   D   E   S     З    И   О

 

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

 

                                                   

    A          - 10000,                                    - 20000

 

Сотни тысяч обозначались так.

 

  А    - 100000,                 Б     - 200000

 

Миллион обозначали из запятых или лучей.

 

   А      - 1000000

М: Ребята, в чем же вы видите связь математики и русского языка?

Доклад:

«Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами».

 

Вот что писал о наших цифрах С.Я.Маршак.

« От одного до десяти».

 

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой посмотри

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -

Цифровая акробатка.

Если на голову встанет

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хороший,

Но не значит ничегошеньки.

 

М: Ребята, а как называются числа, которые записываются с помощью этих цифр?

О:

М: С начала года мы с вами изучали натуральные числа и действия с натуральными числами. А сейчас давайте вспомним буквенную запись свойств сложения и вычитания.

Продолжите следующую запись:

а + в =

а + ( в + с ) =

( а + в ) – с =

( а + в ) – с =

а – ( в + с ) =

 

М: Ребята, при выполнении данного задания прослеживаться связь русского языка и математики. Кто же из вас мне скажет, где эта связь?

О:

М: Вычислите, применив свойства сложения и вычитания.

 

125 + ( 381 + 375 ) =

( 654 + 289 ) – 254 =

854 + ( 249 – 154 ) =

( 747 + 125 ) – 147 =

937 – ( 137 + 793 ) =

   ( 227 + 358 ) + ( 127 + 258 ) =

 

М: Следующее задание выполняем по карточке. Упростите буквенное выражение, сопоставив ответы стрелочками.

 

( а + 179 ) – 69 =                          600 + а    

( 256 – а ) – 156 =                         130 + а

238 – ( 38 + а ) =                           а + 110

( 839 + а ) – 239 =                         100 - а

( 251 + а ) – 121 =                         200 – а

 

 

 

 

Физкультминутка.

 

На зарядку солнышко поднимает нас-

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А под нами весело шелестит листва-

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзины ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть.

 

 

Р: Ребята, на уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл,

назвав их одним математическим термином.

 

1.   Хоть пруд пруди.(с избытком, хватит всем)    (Много)

2.   С гулькин нос.(гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв)        (Мало)

3.   От горшка два вершка.(вершок – старинная мера длины, равная 4,4см)       (Маленький)

 

М: Вот видите, ребята, оказывается и в пословицах и поговорках есть математический смысл. А с помощью каких математических знаков мы записываем слова «мало», «много».

О:

М: А теперь давайте выполним еще одно задание. Сравним числа, поставив знак «больше» или «меньше».

 

70007 * 7007                    3 547 547 * 3 547 574

   456 * 1                             803 524 * 80 352

      0 * 124                            247 * 395 * 1006

 

М: Придумать задачу по выражению: 180 – у – 95 =        и решить ее при у = 40; 52.

 

 

 

 

 

 

2–й урок.

 

М: Ребята, любую информацию на уроке математики несет слово.

С помощью слов вы отвечаем на вопрос задачи, говорим правило. И оттого, как  вы говорите, ваш ответ выглядит полным или односложным, а также развивается ваша математическая речь.

А сейчас ответьте на следующие вопросы. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

О:

М:  Какое равенство называют уравнением?

      Какое число называется корнем уравнения?

      Что значит решить уравнение?

      Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?

(Слайд 5)

 

Решить уравнение: х + 605 = 70;  к – 169 = 321;  603 – р = 83

 

Р: Откройте учебник математики на странице 85, найдите правило. «При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, z – мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято». Например:

 

Х + 605 = 70       - сумма икс и шестисот пяти равна семидесяти;

К – 169 = 321  - разность ка и ста шестидесяти девяти  равна       трёмстам двадцати одному;

 

М: Еще жителям древнего Вавилона и египтянам было известно много задач, решение которых сводилось к решению уравнений. Но уравнения эти записывались только словесно.  (Слайд 6). Французский ученый Франсуа Виет (16в.) впервые ввел символическую запись уравнения: стал обозначать неизвестные величины буквами. Его начинания в своих трудах продолжили такие ученые, как Ньютон, Декарт, Эйлер. О них вы узнаете более подробно в старших классах.

         А сейчас  решите с помощью уравнения задачу.

(Слайд 7).

 

Задача: В поисках Жар-птицы Иван-царевич шёл по полю, затем 15 километров бежал по лесу и 2 километра плыл на лодке по реке, затратив на весь путь 38километров. Сколько километров Иван-царевич шёл по полю?

 

М: Прежде чем вы будете  решать данную задачу, Надежда Вячеславовна придумала вам свое задание.

Р: Ребята, мы с вами изучаем тему «Имя существительное».Дайте определение имени существительного.

О:

Как изменяется имя существительное?

О:

Найдите в тексте задачи имена существительные и назовите их грамматические признаки. Сделайте записи в тетрадях по русскому языку.

В первом предложении текста задачи найдите грамматическую основу. Вспомните, что это такое.

О:

Запишите грамматическую основу предложения в тетради, графически оформите.

М: А теперь, после того как вы разобрали данную задачу с точки зрения русского языка, решим ее математически. Выделим ключевые слова. Где двигался Иван-царевич?

Х км.– по полю

15 км. – по лесу

2 км. - по реке

(х+15)+2=38

х+15=38-2

х+15=36

х=36-15

х=21             Ответ: 21 километр.

 

Физкультминутка.

«Раз» – поднялись, потянулись,

«Два» – согнулись, разогнулись,

«Три» - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На «четыре» -  руки шире,

«Пять» – руками помахать,

«Шесть» – за парту тихо сесть.

 

Р: Ребята, давайте проведем с вами словарный диктант и поработаем над словами.

Математика, русский язык, грамматика, уравнение, алфавит, выражение, миллион, единица, цифра, сложение, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, корень.

Проверим написание слов, вспомним правила, подберём проверочные слова.

А что вы можете сказать о слове «математика» с точки зрения русского языка? Какие грамматические признаки имеются у этого слова?

О:

Составьте и запишите предложение со словом  «математика».

Кстати, это слово пришло из древнегреческого языка.«Мантенейн» - так оно произносилось и означало «учиться», «приобретать знания».

Ребята, на какие две группы можно разделить слова нашего диктанта?

О:

А какие слова относятся к обеим группам?

О:

Слова «выражение», «сложение», «корень» мы используем как на уроках математики, так и на уроках русского языка.

М: А теперь решим в тетрадях вот такие уравнения и посмотрим, какому русскому писателю принадлежат следующие слова: «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии».

Х + 32 = 68

76 – х = 24

х – 97 = 121

138 + х + 57 = 218

( 24 – х ) + 37 = 49

248 – ( х + 123) = 24  

 

х=218       х=12        х=36       х=101        х=23         х=52

         

   Ш            И            П             Н              К             У

 

П

У

Ш

К

И

Н


 

                      

    Занимательная математика.

1)  Я знаю такое слово, в котором семь «я». Что это за слово? (Семья)

2)  Назовите слово, в котором сорок «к». (Сорока)

3)  Назовите слова, в которых сто «л», «г», «п». (Стол, стог, стоп)

4)   Назвать существительное. Первое предлог, второе летний дом, а в целом решается с трудом. (Задача)

                                  Русский язык.

Зашифровано слово. Это название школьного предмета. Угадайте его по значению: он нужен всем, он учит мыслить, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость. В переводе означает «учиться».

 

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

А

 

                                       Тест.

Итог урока: « Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

            (С. Ковалевская)

М: Ребята, а теперь скажите, можно ли без грамматики выучить математику? Почему?

Автор
Дата добавления 08.01.2018
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров274
Номер материала 5107
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.