Учитель начальных классов
Микушина Галина Яковлевна,
МБОУ «Павловская СОШ»
села Павловск, Павловского района,
Алтайского края
Из опыта работы
Тема: «Решение тематических задач синтезом с использованием знаковых информационных моделей, в частности буквенных моделей и формул»
«Моделирование в математике при решении текстовых задач с использованием знаковых эвристических моделей»
Анализ – метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.
Данный метод используется при решении составной задачи, когда она разделяется на простые задачи и решение оформляется действиями. Движение мысли происходит от «условия к вопросу». Решение задачи анализом обуславливает постоянное возвращение к условию задачи после выполненного очередного действия и снова дальнейший анализ задачи и так пока не будет найден ответ на главный вопрос, который на протяжении решения задачи ученику необходимо удерживать в голове. Данное действие в начальной школе детям удаётся с трудом, поэтому часто они забывают выполнить второе или третье действие и оформляют ответ, что, естественно, приводит к ошибке.
Синтез – метод исследования явлений в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных добытых анализом.
Данный метод используется при решении составной задачи, когда движение мысли происходит от «вопроса к условию» и решение оформляется выражением предварительно с использованием знаковых или схематических моделей. Решение задачи синтезом не требует у учащихся постоянного удержания в голове главного вопроса задачи, так как ответ на главный вопрос задачи уже зафиксирован в буквенной модели. И ребёнку остаётся решить простые задачи по отдельности в составе сложной, записывая решение в скобках, что не требует постоянного анализа задачи. В итоге вычисление происходит алгебраическим путём.
Решение задач я практикую не анализом – от условия к вопросу, а синтезом – от вопроса к условию, что обуславливает запись буквенной модели или формулы, которые отражают ответ на главный вопрос задачи, и его фиксирование.
Данный метод дает возможность не возвращаться постоянно к анализу задачи после каждого действия и позволяет не держать в голове главный вопрос, ответ на который является решением задачи. Это облегчает учащимся сам процесс решения.
Итак, моделирование в образовательном процессе начальной школы способствует формированию и совершенствование познавательных универсальных учебных действий и как результат формирование и развитие метапредметных компетентностей, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
А моделирование при решении составных тематических задач синтезом в образовательном процессе начальной школы является эффективным способом решения задач и способствует развитию у учащихся умения выделять главное, абстрагировать, конкретизировать, строить логическую цепь рассуждений, то есть также совершенствует познавательные универсальные учебные действия.
Приложение № 1.
Ключевые слова в задах, которые обуславливают выбор того или иного действия в процессе решения задач и служат у учащихся для аргументации и доказательства выбора способа решения.
Действие | Ключевые слова в условии | в вопросе |
сложение + | на больше | ? всего |
прилетели, пришли, добавили и т.д. | ? было | |
и ещё | ? стало | |
вычитание - | на меньше | на ? больше, меньше |
убежали, отдали, съели и т.д. | ? ушло, истратили и т.д. | |
из них | ? осталось | |
умножение * | в раз больше | ? всего |
в по в каждом, каждой и т.д. | ? во всех | |
деление : | в раз меньше | ? в одном, одной и т.д. |
разложили, раздали и т.д. поровну | ? в каждом, каждой и т.д. | |
во ? раз меньше, больше | ||
? ящиков, коробок и т.д. по |
Приложение № 2
Виды составных задач, предложенные для решения синтезом в приложении № 3.
Вид текстовой составной задачи | Номер в приложении № 3 |
На нахождение суммы | I |
На нахождение остатка | II |
На нахождение неизвестного вычитаемого | III |
На нахождение неизвестного уменьшаемого | IV |
На нахождение третьего слагаемого | V |
На разностное сравнение | VI |
На увеличение, уменьшение числа на несколько единиц | VII |
На кратное сравнение | VIII |
На нахождение суммы двух произведений | IX |
На деление суммы на число | X |
На цену, количество, стоимость | XI |
На нахождение периметра | XII |
На нахождение стороны по периметру | XIII |
На скорость, время, расстояние | XIV |
На нахождение произведения | XV |
На приведение к единице | XVI |
Приложение № 3
Примеры решения составных задач синтезом с использованием буквенных моделей и формул.
1 класс
Вид | Задача, решаемая синтезом | Буквенная модель решения |
VII | Продолжительность жизни бегемота 18 лет, жирафа на 8 лет меньше, а тигр живет на 5 лет дольше жирафа. Сколько лет живёт тигр? | Ж + 5 = Т (18 – 8) + 5 = 15 (л.) 10 |
II | В подземном городке у одной семьи песцов родилось 7 щенят и у другой – 8. Через несколько дней у 5 малышей открылись глазки. У скольких малышей ещё не открылись глазки? | Б – От = Ос (7 + 8) – 5 = 10 (щ.) 15 |
V | Всего в мире 19 видов гусей, пеликанов и фламинго. Из них гусей 8 видов, фламинго 4 вида. Сколько существует видов пеликанов? | В – Г – Ф = П В – (Г + Ф) = П 19 – 8 – 4 = 7 (п.) 19 – (8 + 4) = 7 11 12 |
I | У клеста 3 птенца, у снегиря на 2 больше, а у сороки столько, сколько у снегиря и клеста вместе. Сколько птенцов у сороки? | Сн + К = Со 3 + (3 + 2) = 8 (п.) 5 |
IV | Однажды в одном стаде паслись жирафы, страусы и антилопы. После того, как убежали 3 антилопы и 2 страуса, осталось пастись 7 жирафов. Сколько было птиц и животных в одном стаде? | У + О = Б (3 + 2) + 7 = 12 (птиц и животных) 5 О + У = Б 7 + (3 + 2) = 12 (п. и ж.) |
2 класс
Вид | Задача, решаемая синтезом | Буквенная модель решения |
VI | Длина кенгуровой крысы вместе с хвостом 45 см., из них длина тела 30 см. На сколько больше длина тела кенгуровой крысы, чем её хвоста? | Т – Х = разница 30 – (45 – 30) = 15 (см.) 15 |
III | У крокодила было 2 кладки по 10 яиц в каждой. Из нескольких яиц вылупились крокодильчики. В кладках осталось 8 яиц. Сколько крокодильчиков вылупились? | Б – О = В (10 * 2) – 8 = 12 (к.) 12 |
XV | У кальмара 7 щупальцев, а у осьминога на 3 щупальца больше. Сколько всего щупальцев у 5 осьминогов? | Щ1 * 5 = Щвсего (7 + 3) * 5 = 50 (щ.) 10 |
I | У балалайки 3 струны, у лиры на 4 струны больше, а у виолончели на 3 струны меньше, чем у лиры. Сколько всего струн понадобится для этих трёх инструментов? | Б + Л + В = В 3 + (3 + 4) + (3 + 4 – 3) = 14 (с.) 10 7 4 |
XIII | Длина картины Сурикова «Степан Разин» 6 м. Чему равна ширина картины, если её периметр 18 м.? | Р : 2 – Д = Ш 18 : 2 – 6 = 3 (м.) 9 |
VII | Высота ели 42 м., а дуба на 12 м. меньше. Какова высота осины, если она на 5 м. выше дуба? | Д + 5 = О (42 – 12) + 5 = 35 (м.) 30 |
3 класс
Вид | Задача, решаемая синтезом | Буквенная модель решения |
VI | Щегол весит 20 гр., чиж – на 5 гр. меньше щегла, а птица дубонос весит столько, сколько 2 щегла и 2 чижа вместе. На сколько граммов легче щегол, чем дубонос? | Д – Щ = разница (Щ * 2 + Ч * 2) – Щ = разница (20 * 2 + (20 – 5) * 2) – 20 = 50 (гр.) 40 70 15 30 |
I | У змеи анаконды 30 детёнышей, у тигрового питона в 2 раза больше, а у гадюки на 18 детёныше меньше, чем у анаконды. Сколько всего детёнышей рождается у этих трёх змей? | А + П + Г = всего 30 + (30 * 2) + (30 – 18) = 102 (д.) 90 60 12 |
XII | Первая печатная «Азбука» первопечатника Ивана Фёдорова была длиной 16 см., а шириной на 6 см. короче. Найди периметр первой «Азбуки». | Д * 2 + Ш * 2 = Р 16 * 2 + (16 – 6) * 2 = 52 (см.) 32 10 20 |
IX | У ежихи родилось 2 ежонка по 12 граммов и 3 ежонка по 15 граммов. Сколько граммов всего весят все ежата? | I + II = В (12 * 2) + (15 * 3) = 69 (гр.) 24 45 |
VIII | Длительность цветения одного цветка шафрана составляет 12 дней, а жимолости на 9 дней меньше. Во сколько раз дольше жимолости цветёт шафран? | Ж : Ш = раз 12 : (12 – 9) = 4 (раз) 3 |
XVI | У 4 гремучих змей на хвостах 32 погремка. У скольких змей 48 погремков? | В : П1 = К 48 : (32 : 4) = 6 (з.) 8 |
4 класс
Вид | Задача, решаемая синтезом | Буквенная модель решения |
XIV | Два велосипедиста выехали с туристической базы в противоположных направлениях. Через 7 часов расстояние между ними было 210 км. Один ехал со скоростью 16 км/ч. Какова скорость второго велосипедиста? | So : t – v1 = v2 210 : 7 – 16 = 14 (км/ч) 30 |
XIV | Из двух населённых пунктов расстояние между которыми 50 км выехали одновременно две машины в одном направлении. Скорость первой машины 80 км/ч, скорость второй машины 60 км/ч. Догонит ли вторая машина первую? Какое конечное расстояние будет между ними через 3 часа? | (v1 – v2) * t + Sпн = Sк (80 – 60) * 3 + 50 = 110 (км.) 20 |
XIV | Из двух городов, расстояние между которыми 320 км, навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой – 90 км/ч, скорость второй на 20 км/ меньше. Через сколько часов машины встретятся? | So : (v1 + v2) = t 320 : (90 + (90 – 20)) = 2 (ч.) 160 70 |
XI | За билеты в краеведческий музей заплатили 300 р.. Трое взрослых заплатили по 60 р., и за 4 детей ещё по несколько рублей. Сколько стоит 1 детский билет в музей? | СтД : КД = ЦД (Ст – СтВ) : КД= ЦД (300 – (60 * 3)) : 4 = 30 (р.) 120 180 |
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 04.10.2019 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Формулы, схемы, таблицы |
Просмотров | 1241 |
Номер материала | 6347 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |