Уроки математики / Формулы, схемы, таблицы / Картотека дидактических игр палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для младшей группы

Картотека дидактических игр палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для младшей группы

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера и Блоков Дьенеша в младшей группе

1. Цвет

На средину стола высыпаются палочки Кюизенера.

Найдите красную палочку. Покажите желтую палочку. Возьмите синюю палочку.

-Какого цвета у тебя, Юля, палочка?

-Положите палочки в кучку.

-А сейчас возьмите 2 одинаковые по цвету палочки.

-Таня, у тебя одинаковые палочки? Какого они цвета?

2. Длина (высота)

На средину стола высыпаются палочки Кюизенера.

Возьмите 2 одинаковые по цвету палочки.

Приложите свои палочки друг к дружке. Теперь видно, что палочки одинаковой длины. Они одинаковые по цвету и по длине.

-Катя, какого цвета твои палочки?

Теперь возьмите 2 разные по цвету палочки. Приложите свои палочки друг к дружке.

Сравните их по длине.

Вывод: одинаковые по цвету палочки одинаковой длины, а разные по цвету – разной длины.

3. Развитие мелкой моторики

На средину стола высыпаются палочки Кюизенера.

Дети собирают палочки определенного цвета одними и теми же пальцами левой и правой руки (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

Строим "сруб" из палочек (одного цвета). У кого выше и ровнее сруб, тот победил.

Строим лесенку вертикальную или горизонтальную.

4. Развитие количественных представлений

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?"

Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.

5. Ориентирование в пространстве

Положите желтую палочку в верхний левый угол, красную – в нижний правый, синюю – в верхний правый, а белую – в нижний левый угол.

Спрячьте черную палочку под стул. Достаньте ее. Откуда достали черную палочку?

6.«Составь поезд»

- Каким по порядку стоит голубой вагон? Жёлтый?

- Вагон, какого цвета стоит четвёртым? Шестым?

- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?

7.«Магазин»

Новая валюта - палочки Кюизенера

Раскладываем “товар” в “витрине” и назначаем цены. Но говорим, что сегодня платить будем в новой валюте, другими денежками - палочками. Чтобы детям было легче найти нужную палочку, раскладываем белые палочки - “единички” в ряд и покупатели по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая ее к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится, наконец, нужная палочка, “покупатель” радостно несет ее в кассу и получает свой товар.

Соотнося длинные палочки с количеством единиц измерения, ребенок легко усваивает деление целого на части, состав чисел из единиц, отношения больше – меньше - равно.

8. Сложение, вычитание чисел

1. Предложить детям в одну руку взять желтую палочку, в другую – красную.

- Какие числа у вас в руках? Что получится, если эти числа сложить? (Дети складывают палочки). Найдите палочку, равную сумме красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9.

2. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал (а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами и знаками (+, =).

3. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал (а)«Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).

Соотнесение по ширине

9.«Пройди через реку»

Дети строят мосты жёлтого, красного, голубого цвета в соответствии с шириной реки.

- Какого цвета мостик длиннее жёлтый или голубой?

- Какого цвета мостик короче красный или голубой?

- Ребята, по какому мостику вы хотите перейти реку?

10. Соотнесение по длине

Подберите к домику крышу, чтобы края крыши точно совпадали со сторонами домика.

Игры и занятия с палочками Кюизенера:

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Раскладываем палочки по цвету, длине.

3. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

4. "Положи столько же палочек, сколько и у меня". 2

5. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

6. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую," - и т. д.

7. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока ребёнок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

8. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть всё на место.

9. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

10. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

11. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».

12. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

13. Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.

14. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

15. Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

16. Выложите перед ребёнком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

17. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

18. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

19. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.

21. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

22. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т. д.

23. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет". 3

24. Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.

25. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

26. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

27. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

28. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки – им соответствует голубая", - и т. д.

29. У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

30. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

31. На сколько голубая палочка длиннее розовой? 31. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.

32. Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

33. "Поставь палочки от самой низки к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).

34. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

35. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

36. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

37. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови её цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

38." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

39. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

40. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20". 4

41. Выложите четыре белые счётные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребёнка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырёх, две части из четырех. Что больше - или 2/4?

42. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребёнка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребёнка листом бумаги).

43. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

44. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки

Автор
Дата добавления 07.04.2019
Раздел Дошкольная
Подраздел Формулы, схемы, таблицы
Просмотров210
Номер материала 6188
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.