Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Скорость"

Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Скорость"

Цели: введение понятия скорости движения

Задачи по содержанию:

учить приводить примеры выражений, в которых говориться о скорости движения; сформулировать вывод о зависимости между скоростью, временем движения и пройденным путём; развивать умение рассуждать и делать выводы.

Познакомить учащихся с понятием “скорость движения”;

  • Научить устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения;

  • Разработать алгоритм применения полученных умений для решения задач на движение;

  • Воспитание чувства уважения при работе в малых группах, интереса к предмету;

  • Учить детей самооценке, умению анализировать свою работу на уроке.

Задачи по способу работы:

  • Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;

  • Выработать у учащихся умение различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;

  • Развивать умение решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму.

  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения.

Этапы урока.

I. Понимание и постановка учебной задачи.

1. Организационный момент.

–Сегодня у нас необычный урок математики, Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:

Наблюдаю-замечаю-делаю вывод

Сегодня работаем в парах и в группах. Вспомним правила работы в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, помогать друг другу, взаимопроверка)

ну а что мы будем изучать на уроке , вы узнаете, решив числовые выражения и отгадаете зашифрованное слово.

Работаем в группах (как только группа готова к ответу, возьмитесь за руки и поднимите их вверх).

Конверт № 1

Решите числовые выражения и расположите ответы в порядке убывания в 1 строчке

 72

 64

 51

 42

 35

 21

18 

16 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое слово получилось? (Движение)

Учитель обращает внимание обучающихся на слайд 1 презентации. <Презентация 1>
На экране появляется заставка “ Урок известного путешественника Филеас Фогга.

– Сегодня на уроке математики мы с вами будем изучать процесс движения

-Где вы в жизни встречаетесь с понятием « Движение»?

-Как вы понимаете, что такое движение?

Слайд 2 (Что такое движение)

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока ? (Узнать как можно больше о движении) и поможет нам в этом английский путешественник лорд Филеас Фогг. Придумал и рассказал нам о его необыкновенном путешествии вокруг света за 80 дней известный писатель Жюль Верн (фотография на экране)

Слайд 3,4 – Филес Фогг и фото Жуль Верна.

Я надеюсь, что вы обязательно прочитаете захватывающие приключенческие произведения этого автора. А сейчас… Англия, XIX век, лорд Филеас Фогг готовится к своему путешествию и думает, какой же путь ему предстоит преодолеть. Поможем знаменитому путешественнику.

Слайд 5 Англия

2. Усвоение исходных знаний.

Слайд 6

На экране Слайд с 5 величинами:

189 м; 40 000 км; 627 дм; 425 кг; 38 см.

Задание 1.( В ков.№2) Найти “лишнюю” величину и объяснить почему она лишняя..

В процессе выделения лишней величины выяснить, что все остальные – это величины длины или расстояния. Расстояние принято обозначать латинской буквой S (вешается знак на доску).

Задание 2. Расположите остальные величины в порядке возрастания

- (работа в группах):

38 см; 627 дм; 189 м; 40 000 км

(учитель записывает на доску под знаком S).

– Как вы думаете, ребята, какая из приведённых величин соответствует пути, который надо преодолеть путешественнику вокруг Земли? (40 000 км)

– Все ли величины длины мы вспомнили?

(Нет мм. Учитель вывешивает на доску величины, в которых измеряется длина: мм, см, дм, м, км)

Как вы думаете, что такое Расстояние?- Сделайте вывод.

Вывод: Расстояние – это путь, который надо преодолеть. 

Слайд 7

(Здесь анимация: поезд проезжает путь 240 км от одного города до другого)

Расстояние –это одна из величин, характеризующая движение

-А какие еще величины могут характеризовать движение? (Время)

Задание 3.( В конв .№3) Работа в группах и результат (проверяем).

Слайд 8.

 Продолжите ряд величин:

3 ч, 240 мин, 5 ч, 360 мин, …

7 ч, 480 мин, 9 ч, 600 мин.

Именно 10 часов пришлось Филеасу Фоггу добираться из Лондона в Париж.

-Проверка со слайда

– С какими величинами мы сейчас работали?

 (Величинами измерения времени).

Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t (Знак вывешивается на доске)

Слайд 9.

– Все ли величины измерения времени мы с вами вспомнили? Назовите отсутствующие.

 (Обучающиеся называют величины, учитель вывешивает на доску табличку: сек, мин, ч, сутки, неделя, месяц, год, век).

И так, какая же еще величина характеризует движение? (Время)

3. Первичная диагностика понимания.

Задание 4. Работаем в парах

Перед вами лежат жёлтые листочки. Рассмотрите выражения и найдите их значения, результат запишите на этот же листок и сверьте ответы со своим товарищем в паре

7дм2см+4см= 7 дм 6 см 
35 км : 5 ч = ?
46 сек – 15 сек = 31 сек
9 м 8 см * 3 =27 м 24 см
42 м : 7 сек = ?
6 мин 9 сек + 51 сек = 7 мин

– Вы нашли значения всех выражений? Нет? Почему?
– Проверим (идёт проверка вместе с экраном).

Слайд 10

– На какие группы можно разделить полученные значения выражений?

(единицы длины, единицы времени)

Какова наша с вами цель сейчас на уроке?

(Узнаем ,кто из ребят прав.. Узнать, что за величина получится, единицы измерения неизвестной величины)

К концу сегодняшнего урока мы сможем найти значения оставшихся выражений и в этом нам поможет следующее задание от лорда Фогга.

Физкультминутка

II. Проектирование нового способа действий.

    1. Введение понятия “скорость”.

На экране слайд 11с анимированной задачей.

Задача № 1.

От старта до финиша 150 метров. Заяц эту дистанцию пробежал за 10 сек, а Щенок это же расстояние – за 15 сек. Кто из них бежал быстрее? 

Опрос детей.

– Щенок и заяц пробежали одно и то же расстояние. Но заяц затратил меньше времени, чем щенок. Значит, он бежит быстрее щенка. Щенок на то же расстояние затратил больше времени, чем заяц, следовательно он бежал медленнее.

Мы легко определили, кто из них бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений. Всё дело в том, что расстояние было одинаковым.

На экране слайд 12 со второй анимированной задачей.

Задача № 2.

Щенок пробежал 120 метров за 12 сек, а заяц пробежал 180 м за 10 сек. Кто из них бежал быстрее?

– Чем эта задача отличается от предыдущей?( Разное расстояние и разное время движ)

- Как же нам узнать, кто из животных бежал быстрее? (Дети рассуждают).-

Попробуйте объяснить

Вывод: “Щенок и заяц пробежали разные расстояния и затратили разное время. Чтобы получить возможность сравнивать, надо узнать, сколько метров пробегал щенок и сколько метров пробегал заяц в каждую секунду. Почему это для нас так важно? (Потому что 1 секунда – это одинаковое количество времени). Если окажется, что кто-то из них в каждую секунду пробегал большее расстояние, то это значит, что он бежал быстрее.

– Как же узнать, сколько метров Щенок пробежал за одну секунду, если за 12 секунд он пробежал 120 м?

 (Задача записывается в тетрадь и на доске).

120 : 12 = 10 (метров в секунду)

– Ребята, в наименовании очень долго писать метров в секунду, поэтому мы будем привыкать к такому сокращению м/сек.

– Как узнать, сколько метров заяц пробежал за одну секунду, если за 10 секунд он пробежал 180 м? (Вызвать ребёнка записать решение на доске)

180 : 10 = 18 (м/сек)

Что скажете, кто же из них бежал быстрее? (Так как заяц в каждую секунду пробегал большее расстояние, то он бежал быстрее.)

- С какой величиной связана быстрота движения?

Вывод и правило: Быстрота движения связана с величиной, которая называется скоростью. Она обозначается латинской буквой V (вешается знак на доску). В каждую секунду щенок пробегал 10 метров, то есть он бежал со скоростью 10 м/сек (м/сек на доску). М/сек – это единица скорости.

Третья величина, характеризующая движение- скорость.

Другими единицами скорости являются: м/мин, км/мин, км/ч, могут быть и другие, мы с ними познакомимся в процессе нахождения скорости движения различных объектов.

Слайды 13 ,14,15.о скорости

С какой же новой величиной, ранее нам неизвестной мы познакомились?

2. Диагностика понимания. Задание 1. Объясните смысл высказывания:

Самолёт летит со скоростью 800 км/ч
Машина едет со скоростью 60 км/ч
Катер плывёт со скоростью 22 км/ч
Улитка ползёт со скоростью 50 см/мин

Слайд 16

Задание 2. Угадайте, с какой скоростью движется каждый из предложенных объектов.

3. Создание алгоритма нахождения скорости движения объекта.

– Давайте сделаем вывод, с какими же величинами связан процесс движения?

(Скорость, время, расстояние).

Слайд 17.

Задача от Филеаса Фогга. (Текст задачи на крышке доски)

Задача № 3.( Решение на доске и в тетрадях)

За 3 часа поезд прошёл 240 км. С какой скоростью он шёл?

– Что такое 240 км? (Расстояние.)
– В какую группу величин вы отнесёте 3 часа? (Время.)
– Как узнать скорость движения поезда, если известен весь путь (расстояние) и время движения поезда?

Надо 240 : 3 и получится 80 км/ч (запись на доске и в тетради).

Как же найти скорость движения любого объекта?

На доске: 240 : 3 = 80 (км/ч

Попробуем составить формулу нахождения скорости
S : t = V

Повторение нахождения скорости движения.

Слайд 18.

А где в жизни вам понадобится знание нахождения скорости? (ПДД и тд) Когда мы будем слышать часто о величинах , характеризующих движение?

(Когда проходят олимпиады или спортивные соревнования).

4. Контроль. Отработка действий по алгоритму.

Самостоятельная работа.

– Теперь вы знаете, как определять скорость движения. И наш

путешественник хочет убедиться в этом. Перед каждым из вас лежат разноцветные карточки с задачами.(Решение запишите в тетрадях)

Оранжевую карточку может выбрать тот ученик, который отлично понял сегодняшнюю тему и хочет испытать себя на более сложном материале.

Розовую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения.

А задачу с зелёной карточки будут решать те из вас, кто не уверен, что досконально разобрался в данной теме.

1-й вариант.

Трактор за 4 часа проезжает 60 км, а грузовая машина это же расстояние преодолевает за 2 часа. Во сколько раз скорость грузовой

машины больше скорости трактора?

2-й вариант.

Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 секунд 72 метра, а ёж бежит со скоростью 2 м/сек. Кто из них бежит быстрее и на сколько?

3-й вариант.

Лошадь пробежала 46 м за 2 мин. Вычислите скорость движения лошади.

Поднимите руку, кто решал задачу на оранжевой карточке?

Кто на розовой?

А кто на зеленой?

Спасибо за работу, проверим и обсудим решение на следующем уроке.

Слайд

III. Организация усвоения способов деятельности .

А сейчас мы вернёмся к выражениям, в решении которых мы сомневались в начале урока ,увидим ,кто из ребят был прав и теперь вы с ними справитесь все. Запишите в тетрадь и решите эти выражения. Что мы узнаем в результате?

(Скорость движения объекта). Повторение правила.

35 км : 5 ч = 7 км/ч
42 дм : 7 сек = 6 дм/сек
24 м : 6 сек = 4 м/сек

– Как вы думаете, кто может двигаться со скоростью 7 км/ч? ( Ходьба спортсмена ) -6дм/сек (Школьник) движения”.

Слайд 19.

Слайд.20.

Проблемный вопрос на слайде: Выбери правильное утверждение и по команде подними карточку .1,2 или 3.

Скорость –это …….

Слайд 21.

IV. Итог урока– Мы с вами сейчас проделали большую работу и мне интересно узнать ваше впечатление от урока.

Нарисуйте у себя в тетради соответствующий смайлик.

Спасибо за работу!

Слайд 22

9

Автор
Дата добавления 22.01.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров369
Номер материала 1833
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.