Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по теме "Ломаная линия" в 1 классе

Конспект урока по теме "Ломаная линия" в 1 классе

Урок математики в 1-м классе (образовательная система «Школа 2100», автор учебника Л.Г.Петерсон)

Автор: Власова Екатерина Ивановна, учитель МБОУ «Начальная школа - детский сад №14» города Шелехова

Тема: Ломаная линия

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цель урока: развитие основных видов универсальных учебных действий через знакомство с понятиями: ломаная линия, звенья ломаной линии, вершины ломаной линии, незамкнутая ломаная линия, замкнутая ломаная линия – многоугольник

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

личностные:

•умение выделить нравственный аспект поведения

•развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим

•развитие логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, фантазии

регулятивные:

•целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

•планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

•составление плана и последовательности действий

•прогнозирование результата

•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

•коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном

познавательные:

• выделение и формулирование познавательной цели

•совершенствование математической речи

•решение рабочих задач с использованием ИКТ (ломаная линия и её виды)

•повторение понятий: отрезок, прямая линия, многоугольник

•структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

•рефлексия способов и условий действия

коммуникативные:

•обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников

•развивать умение слушать и вступать в диалог

•участвовать в коллективном обсуждении проблем

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint, учебник, карандаши, линейки, счетные палочки, бейджики с полным именем ребёнка (имя и отчество), игрушка «Змейка»

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ожидаемый результат:

•знание, что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от прямой, луча, отрезка

•знание, чем отличается замкнутая ломаная от незамкнутой ломаной линии

•повышение активности учащихся на уроках для улучшения результатов обучения;

•использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

•обогащение математического словарного запаса

Ход урока

Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Психологический настрой учащихся.

Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

– Доброе утро хочу вам сказать.

Будем сейчас в детективов играть!

«Как?» – удивитесь. Да не вопрос!

Я – Екатерина Ивановна, ваш босс

(показываю на бейджик)

– В игре детективом представьте себя.

На счет 1, 2, 3 закройте глаза (дети закрывают глаза)

– Вы очень умны, деловиты, находчивы

И сложное дело распутаете просто вы.

«Первоклашка» агентство детективное,

В раскрытии тайн весьма эффективное!

– Откройте глаза и взгляните на босса.

Ответьте мне быстро, четко и просто:

В чем главная задача детектива?

Полным ответом, громко, красиво.

– Чем эта профессия важна?

А может, она не нужна?

– Да, главное, что тут скрывать, для сыщика это работать, искать.

И только по имени-отчеству друг друга будем называть!

Детектив распутывает сложные дела, ищет преступников, восстанавливает справедливость

2.Актуализация знаний учащихся

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

– Важное качество детектива –

Язык за зубами держать!

О выкриках с места, неполном ответе нужно вообще забывать!

Обсуждаем первое дело.

– Вчера ко мне явилась героиня из одной известной сказки. Она была подружкой гномов и вам, конечно же, знакома.

– Старания свои приложим

В проблемах разобраться ей поможем.

1.Делают гномы кувшин за кувшином,

Им не один заказали,

Но среди них есть волшебный один,

Только его потеряли.

Вот все кувшины расставили тут.

Только волшебный никак не найдут.

- Лишний кувшин, детективы, найдите.

Внимание, знание вы проявите.

2.Утром проснувшись и сделав зарядку, гномы расставляют фигуры по порядку.

А так как детективы должны быть внимательны, давайте запомним фигуры старательно.

Ой, Весельчак захотел пошутить.

Всё перепутал. Как же нам быть?

Коллеги, помогайте.

Расположение фигур вспоминайте

Вопросы:

-Какая фигура отлична от других? Докажите.

-Правда ли, что все фигуры являются многоугольниками?

- Какая фигура стоит перед квадратом?

3.Ворчун строил домик из кирпичей.

Строил он много дней и ночей.

Давайте поможем ему сосчитать,

На улице стало уже холодать! (Прямой счет)

– А ну-ка, ребятки, в обратном порядке (Обратный счет)

– Сосчитайте по порядку от 4 до 7, от 7 до 5

– Соседей числа 5, кто сможет мне назвать?

– Какое число стоит слева от 7?А справа?

– Как получить последующее число?

- Предыдущее число?

3.Вот и готов к зиме наш дом. Как гномы могут разместиться в нём?

С таких слов ответ, детектив, начинай

7- это ... Продолжай…

1

5

4

Это Белоснежка

У “лишнего” кувшина снизу 2 ручки, а у остальных по одной.

Перечислить фигуры по порядку

Круг, у него нет углов.

Нет, круг – не многоугольник.

Многоугольник – пятиугольник.

Считают.

4 и 3

6,8

Прибавить 1

Вычесть 1.

1 и 6

2 и 5

3 и 4

3. Физминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

- Что ж, дело гномов пора закрывать.

Гномы так рады, хотят танцевать!!!

Выполняют физминутку

4.Постановка учебной задачи.

Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

- Пришло нам видеописьмо.

Что ж, детективы, вот оно.

Кот: Здравствуйте, уважаемые детективы!

К вам обращается кот Кузя. Из-за того, что мой хозяин Витя Перестукин не хотел учиться, мы оказались в Стране Невыученных уроков. Очень хочется домой…

Я – кот, с меня чего взять? А Витя без вашей помощи точно не справится. Я вам задание по электронной почте отправил

- В беде коту поможем?

Разобраться сможем?

На вас последняя надежда, если не поможете навсегда здесь останемся….Мяу!

- Какие-то фигуры… Задания нет… Что нужно сделать? Дайте ответ.

- Удивительно легко вы с заданьем справились, Ну, а Кузя-кот и Вася уже домой отправились!!!

Но люди нашей профессии не ищут лёгких путей,

Как ещё разобьём это множество?

Очень жду ваших идей!!!

Неизвестная фигура нам не преграда

Как бы вы ее назвали? (при ответе «не знаем»)

Разобраться надо!

Много мнений у коллег пока,

Но мы должны узнать наверняка…

«Неизвестная линия» - новое дело

Работаем все аккуратно, умело.

За этой линией следим,

Её приметы выясняем и на вопросы отвечаем.

Нужно разбить фигуры на множества. Например, разбить по цвету

Можно разбить по форме, но останется «лишняя» фигура

Не знаем (возможен ответ ломаная, кривая или свои варианты).

5. Открытие новых знаний

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

1.-Я держу в руках улику – очень непростую –

Эта палочка похожа на фигуру... На какую?

- Сколько концов у палочки?

- Случайно эта палочка у меня надломилась в нескольких местах.

- Какая она теперь стала?

- И в математике такую линию называют также: ломаная.

Скажем хором: «ломаная».

- Из каких геометрических фигур состоит ломаная?

- Когда отрезки становятся частью ломаной, у них появляется другое название. Каждый отрезок ломаной называется её звеном

Давайте скажем вслух: «звено», много «звеньев»

- Сколько звеньев у нашей ломаной?

- На что похожа наша ломаная?

(Если не догадаются, наложить ломаную на рисунок-пейзаж)

- Как бы вы назвали эту точку?

- Вершины – это точки, где соединяются звенья. А ещё вершинами называют концы ломаной.

Давайте скажем вслух «вершина», много «вершин».

- Сколько вершин у нашей ломаной?

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ

Фоторобот ломаной надо нам составить

Конструкцию из палочек мы должны представить.

- Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши (5 раз).

- Постройте свою ломаную линию.

- Сколько звеньев у получившейся ломаной?

- Сколько вершин?

- Если я соединю концы ломаной, что получится?

- А если не соединять концы ломаной?

- Посмотрите, что получается: ломаная может быть незамкнутая и замкнутая.

- А как ещё можно назвать замкнутую ломаную линию?

- Преобразуйте и вы свою ломаную в замкнутую линию.

Наши с вами коллеги сконструировали из палочек вот такие фигуры и теперь спорят, кто из них сделал правильно. Разрешите их спор.

-Как называются обе эти фигуры?

РАБОТА В УЧЕБНИКЕ

Расследование продолжаем

На вопросы босса отвечаем.

- Как начертить ломаную линию?

-С чего можно начать построение ломаной линии?

-Точки у вас в учебнике уже есть.

Откройте учебник на стр. 4 №1. Назовите эти точки.

-Что надо делать дальше?

-Как соединить?

-Какой инструмент нам понадобится? Чем будем чертить?

-Начертите.

-Прочитайте название ломаной линии.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Учебник №2.

- Что изображено? Что общего?
- Какое задание?

- Выполните работу самостоятельно.

Самостоятельная работа

Проверка по образцу доске.

-Сколько вершин и звеньев у первой фигуры? Как называется?

(Так же по всем фигурам)

-От чего зависит название многоугольника?

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Пора сдавать «дело о ломаной» в архив. Давайте вспомним всё об этой ещё в начале урока неизвестной нам линии, опираясь на схемы- подсказки

Отрезок.

Два конца.

Ломаная.

Из отрезков.

5 звеньев.

На гору.

6 вершин

Взять 5 палочек.

Построить из палочек ломаную линию

5 звеньев.

6 вершин

Замкнутая ломаная.

Незамкнутая ломаная.

Многоугольник.

Правы оба.

Пятиугольники.

Поставить точки.

Соединить их.

Конец соединить с началом.

Линейка, карандаш.

Дети чертят ломаную в учебнике.

ИКЛМН

Ломаные линии. Есть звенья и вершины

Сказать сколько звеньев и вершин в многоугольнике и записать

3 вершины, 3 звена.

Треугольник.

От количества вершин и звеньев.

М ы узнали, какую линию можно назвать ломаной, что она состоит из частей- звеньев, а ещё у ломаной линии есть вершины.

6.Итог урока. Рефлексия.

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-Мы знали, что мы, детективы,

О ломаной всё разузнаем.

Но в линии этой много загадок,

И мы их потом разгадаем!

Сыщик, не робей, говори скорей:

-Было ли интересно на уроке?

-Кому было трудно?

-Что вас больше всего удивило?

Ребята, ломаная линия не желает с вами расставаться и предлагает засекреченное слово. Пройдите по ее вершинам и вы разгадаете слово.

Молодцы

5

Автор
Дата добавления 27.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров936
Номер материала 3118
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.