Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по теме:"Деление с остатком". 5 класс

Конспект урока по теме:"Деление с остатком". 5 класс

Тема урока:Деление с остатком.

Цель урока: Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий (самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; постановка и формулирование проблемы) средствами технологии деятельностного метода.

Задачи урока:Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий (самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; постановка и формулирование проблемы) средствами технологии деятельностного метода.

Ход урока

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд - 1 и прочитайте слова:

МАТЕМАТИКА, ИГРА.

Как они могут взаимодействовать? Правильно, на уроке математики мы в процессе игры можем узнавать что-то новое и т.д. Психологи говорят, что через игру дети развиваются, получают новые знания

По мнению немецкого математика Давида Гильберта - «Математика – всего лишь игра, в которую играют согласно простым правилам…». Объясните его слова.

Сегодня мы начнём наш урок с занимательной игры, которая называется «Домино». Обратите внимание на ваши рабочие места. У каждого на парте лежит карточка с числовым выражением (без ответа). Игра заключается в следующем: один из вас читает своё выражение и называет результат, который получается при вычислении. Ученик, у которого этот результат является началом его числового выражения, продолжает цепочку. В данной игре главное - ваша внимательность и вычислительная техника

58 – 12 = 46

46 : 2 = 23

23 + 5 = 28

28 : 7 = 4

4 · 9 = 36

36 – 6 = 30

30 : 5 = 6

6 · 8 = 48

48 + 24 = 72

72 : 9 = 8

8 · 7 = 56

56 – 17 = 39

39 · 2 = 78

78 – 33 = 45

45 : 3 = 15

15 + 27 = 42

42 – 17 = 25

25 – 20 = 5

5 · 7 = 35

35 · 2 = 70

70 : 5 = 14

14 + 49 = 63

63 : 9 = 7

7 + 17 = 24

24 + 35 = 59

59 + 22 = 81

81 : 9 = 9

9 · 6 = 54

54 – 16 = 38

38 + 12 = 50


II .Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Учитель.

Задача:

Ковбой Билл зашёл в бар и попросил у бармена бутылку колы за 3 доллара и 6 коробок непромокаемых спичек, цену которых он не знал. Бармен потребовал с него 11 долларов и в ответ на это Билл вытащил револьвер…

Объясните причину такого поведения ковбоя.

Работа в группах

Ученик: Ковбой не согласен с предъявленной стоимостью товара.

Учитель: Тогда бармен пересчитал стоимость покупки и исправил ошибку. Как Билл догадался, что бармен пытался его обмануть?

Ученик:За 6 коробок непромокаемых спичек Билл заплатил 8 долларов, так как, с него потребовали 11 долларов, а бутылка колы стоит 3 доллара:

11 - 3 = 8 .

Тогда за одну коробку непромокаемых спичек Билл заплатил:

8: 6 = 1( ост.2)

Но результат данного числового выражения не будет целым числом. Следовательно, бармен обманул Билла.

Учитель:Результат данного числового выражения и подскажет нам тему сегодняшнего урока. Сформулируйте ее.

Ученик:Деление с остатком.

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь.

Учитель: Давайте дадим название числам при делении с остатком. Вам помогут термины, которые вы видите на слайде.

Обсудите это в парах

Уменьшаемое

Неполное частное

Множитель

Делимое

Слагаемое

Делитель

Произведение

Вычитаемое

Остаток

Разность

Частное

Ученик:делимое, делитель, неполное частное, остаток.

Учитель:Может ли остаток быть больше делителя?

Может ли остаток быть равен нулю?

Учитель:Перед вами пример деления с остатком. Проверьте, правильно ли выполнено действие?

21:10=2(ост. 1)

III. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

Работа в группах

I ряд: проверяет, правильно ли найдено делимое

II ряд: проверяет, правильно ли найден делитель

III ряд проверяет, правильно ли найдено неполное частное

Учащиеся предлагают варианты ответов:

I ряд: 21=10 *2 + 1

IIряд: 10=(21 – 1):2

IIIряд: 2=(21-1):10

Учитель:Попробуйте сформулировать правила, как найти при делении с остатком

Iряд: неизвестное делимое

IIряд: неизвестный делитель

IIIряд: неизвестное неполное частное

Работа в парах.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте запишем в тетрадь буквенную формулировку этих правил, ообозначив, делимое буквой а, делитель буквой в, неполное частное – с, остаток – r.

На доске: а:в = с (ост. r )

а=в*с+r

в=(а-r):с

с=(а-r):в

IV.Первичное закрепление во внешней речи.

Учебник, стр.55

  1. №248(а)

а:12=3(ост.2)

а= 12*3+2

а=38

  1. №249(а)

76:12=а (ост.4)

а=(76-4):12

а=6

  1. №250(а)

56:а=11(ост.1)

а=(56-1):11

а=5

V. Физкультминутка.

Учитель: Я вам показываю карточки: если ответ верный, то руки вверх и потянулись, если ответ не верный, то руки вперед и легли на парту.

0 : 5 = 0

8 : 1 = 1

9 : 9 = 0

7 : 7 = 1

1 : 6 = 6

8 : 0 = 8

5 * 1 = 1

9 * 1 = 9

4 : 4 = 7 : 7

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ф.И.учащегося__________________________________________

Делимое

Делитель

Неполное

частное

Остаток

50

8

4

15

3

85

9

4

97

5

7

108

25

4

VII.Включение в систему знаний и повторения.

Работа в группах.

Теплоход рассчитан на 600 пассажиров и 20 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

VIII Домашнее задание

П.1.15 №242(а-г), 248(г), 249(г), 250(г)

IX. Рефлексия деятельности

Ребята, я прошу вас дать самооценку своей работы на уроке.

(Каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот).


Автор
Дата добавления 05.02.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров954
Номер материала 2431
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.