«Развитие творческого мышления учащихся через решение нестандартных задач»
В настоящее время, когда наступает век полной компьютеризации, на первый план выходят проблемы гуманитарного развития личности. Гуманизация образования рассматривается как процесс, «для которого главное - личность ученика, его духовный мир, интересы, способности» (Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д., Черкасов Р.С. «К вопросу о перестройке общего математического образования. Повышение эффективности обучения в школе» - М.1989г.) Основной целью такого подхода является развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Ребёнок в школе испытывает все возрастающие нервные и психологические нагрузки. В таком положении отказывает саморегуляция, подсознание не отключается при стрессовых ситуациях. Это ведёт к быстрому росту сердечно-сосудистых заболеваний, к преждевременному старению организма и деградации мыслительных функций мозга.
Не так давно хитроумные японцы открыли секрет долголетия клеток мозга. И знаете, что надо делать, чтобы мозг не старел? Думать, думать и ещё раз думать!
Детские врачи и учителя отмечают, что уже в начальных классах дети страдают от различных неврозов, синдрома усталости и ряда других психосоматических заболеваний, связанных с нервными и психическими перегрузками, несвойственными возрасту. Жалобы родителей на, якобы, сложные программы и трудность их усвоения носят, в основном, чисто эмоциональный характер. Учителя со стажем отмечают совершенно иные причины. Основные из них таковы: падение уровня общего развития ребёнка, низкий познавательный интерес, отсутствие навыков коммуникабельности и речевой культуры, несоблюдение режима дня и многие другие. В своей книге «Психология интеллекта» Ж.Пиаже пишет: «Интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром». (Пиаже Ж. «Избранные психологические труды» М. Просвещение. 1969г.)
Из вышесказанного следует, что, развивая интеллект, мы поможем дать ребёнку в познании окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученные знания, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления.
Сделала подборку нестандартных задач про животных, которые встречаются в олимпиадах начальной школы.
Масса слонихи вместе со слонёнком 7т200кг. Какую массу имеет слонёнок, если он легче слонихи в 5 раз?
Решение: составим уравнение. Пусть х- масса слоненка, тогда масса слонихи 5х. Х+5Х=7200
Ответ: 1т200кг масса слоненка.
Масса бегемота с детёнышем 4 т 235 кг. Какую массу имеет детёныш, если масса бегемота в 120 раз больше.
Решение: Пусть х- масса бегемотика, тогда масса бегемота 120х. Х +120Х=4235
Ответ: 35 кг масса бегемотика.
Масса поросенка и пса – 64 кг, барана и поросенка – тоже 64 кг, а пса и барана - 60 кг. Какова масса поросенка?
Складываем все массы. Получаем 188 кг - сколько бы весило 2 поросенка, 2 пса и 2 барана вместе. Тогда поросенок, вес и баран весят 188/2=94 кг. Вычитаем из этого массу барана и пса: 94-60=34 кг. Ответ: 34 кг | Складываем массы: Масса поросенка и пса – 64 кг, барана и поросенка – тоже 64 кг Получаем 128 кг - сколько бы весило 2 поросенка, пес и баран. Тогда из 128 кг вычитаем из этого массу барана и пса: 128-60=68 кг весят два поросенка. 68 :2= 34 кг Ответ: 34 кг |
Определяем массу каждого зверька
13кг | 6 кг |
Определи массу каждого зверька | |
17кг | ? ? ? |
Решение:13+6+17=36 кг масса 2 белок, 2 обезьян и 2 енотов. Тогда, 36:2=18кг масса трех животных. Отсюда можно вычислить, что масса белки 1кг, енот – 5кг, обезьяна- 12 кг.
Точно также решаются следующие две задачи.
9 кг |
11 кг |
Определи массу каждого зверька | |
12 кг | ? ? ? |
7 т
| 205 т |
Определи массу каждого зверька | |
202 т | ? ? ? |
Задачи про лягушек и цапель
В болоте живут лягушки и цапли, у всех вместе 44 ноги и 14 голов. Сколько лягушек и цапель живут в болоте? (4 балла) (8 лягушек и 6 цапель)
Решение: Поскольку голов 14. Если и лягушки, и цапли встанут на задние лапки, то лапок окажется всего 14*2=28, но их было 44, Т.е. лишние 16 лапок (44-28=16) это лапки лягушки. Так как у каждой лягушки на 2 лапки больше, чем у цапли, то можно найти сколько всего лягушек живет на болоте (16:2=8).
Тогда 14-8=6 (цапель)
Проверка: 4*8+2*6=44
На болоте живут цапли и лягушки. У них вместе 22 головы и 78 лапок. Сколько лягушек и сколько цапель живут на болоте?
Решение: Если и лягушки, и цапли встанут на задние лапки, то лапок окажется всего 44
(22*2=44 ),но так как всего 78 лапок, то лишние 34 лапки (78 - 44=34) - у лягушек. Так как у каждой лягушки на 2 лапки больше, чем у цапли, то можно найти сколько всего лягушек живет на болоте (34:2=17).
Тогда 22 - 17 = 5(цапель).
На дворе гуляли кролики и куры. Всего 12 голов и 38 ног. Сколько было кроликов и сколько кур? ( 4 балла) ( 7 кроликов и 5 кур)
У котят и цыплят вместе 44 лапы и 15 голов. Сколько котят
и сколько цыплят? (7 котят, 8 цыплят)
5. В зоопарке у бегемотов и носорогов 56 ног у бегемотов и павлинов всего 34 у слонов бегемотов и носорогов вместе 64 ноги . Все животные вместе имеют 74 ноги. Сколько слонов в зоопарке?
1)74-64 =10 -ног у павлинов
2)34-10=24 - ноги у бегемотов
3)56-24=32 - ноги у носорогов
4)64- (24+32)= 64-56=8 - ног у слонов
5)8:4=2 -слона
Ответ: 2 слона в зоопарке.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 29.10.2018 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 3457 |
Номер материала | 5887 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |