Уроки математики / Другое / Предметная неделя: "Математика вокруг нас"

Предметная неделя: "Математика вокруг нас"

Подготовила

учитель математики

Христовая Г.И.

План предметной недели

16.10.

1 день

открытие математической недели

Доклад «Без математики ни шагу»

Выступление специалистов

17.10.

2 день

математическая разминка

конкурс стенгазет

Шуточные задачи

Викторина

18.10

3 день

классные часы

Из родословной математики

19.10

4 день

математический вечер

1 отделение

2 отделение

Торжественная линейка, посвященная открытию недели математики

Доклад на тему: “Без математики ни шагу”

Выступление специалистов

МАТЕМАТИКА В АСТРОНОМИИ

Союз математики с астрономией сложился много столетий назад, однако, некоторые астрономические задачи раньше считались неразрешимыми из-за массы вычислений. Теперь им помогает решать ЭВМ. В 1955 году, например, с помощью ЭВМ. Астрономы посчитали, где в данный момент должен находиться астероид Аталия, обнаруженный в 1903 году, а потом затерявшиеся в сонмище звёзд.

Легче найти булавку в стоге сена, чем такое миниатюрное небесное тело, коли ему удалось выскользнуть из поля зрения телескопов. Астрономы вряд ли смогли бы провести вычисления, необходимые для того, чтобы проследить путь Аталии, с помощью же ЭВМ. Эта работа была выполнена без особых затруднений. Когда астрономы направили телескопы в указанный машиной пункт неба, они обнаружили потерянный астероид.

МАТЕМАТИКА В МЕТЕОРОЛОГИИ

Всем известно, что старые люди предсказывают погоду. Недаром даже в сводках погоды нет-нет, да и промелькнёт фраза со ссылкой на народные авторитеты “Такой погоды и старожилы не помнят” или “старожилы утверждают, что сорок лет назад…” Незаметно для себя они применяют методы математики, анализируя некоторые признаки, – “поясницу ломит, птицы летят у самой земли”.

Современные предсказывание погоды также анализируют “за” и “против”. Они вооружены ЭВМ. и математическими формулами. Но и они нередко ошибаются. Погоду нельзя предсказать абсолютно точно, по крайне мере, сейчас ЭВМ. обрабатывает поступающую информацию о давлении воздуха, воды, распределении температуры и т. д. и на основании этого составляют черновую карту распределения давления. Но это ещё не прогноз погоды. Затем опытные метеорологи по данным этой карты рассчитывают, каковы наиболее вероятны в будущем max и min суточной температуры, направления и силы ветра, количество облаков и т. д.

МАТЕМАТИКА В ГЕОЛОГИИ

Наша Родина богата полезными ископаемыми: нефть, газ, уголь, цветные металлы. Всего не перечислить. Поиски продолжаются. А как искать? Ровными рядами расставить вышки, авось, повезёт, где-нибудь да брызнет нефтяной фонтан? Ясно, что это слишком дорого. Совсем недавно им на помощь пришли ЭВМ. Вначале землю прослушивали и простукивали геофизики, геохимики, анализируя воду, почву и даже растения и только тогда, когда собраны многочисленные данные и поставлен предварительный диагноз, можно приступать к прямому зондированию – глубокому бурению.

МАТЕМАТИКА В ХИМИИ

Благодаря достижениям математики и вычислительной техники, недавно возникла квантовая химия, которая изучает вопросы строения и реакционной способности химических соединений. С помощью ЭВМ можно проводить даже химические эксперименты без пробирок и колбочек, т.к. решив уравнения, машина даёт вам ответ, какое именно химическое соединение получится при взаимодействии исходных веществ. При этом бывают неожиданности. Так, например, ЭВМ утверждала, что при взаимодействии газообразного аммиака и хлористого водорода образуется газообразный хлористый аммоний. Химики привыкли к тому, что образуется твёрдый продукт, однако потом выяснилось, что правы и машина и химики.

МАТЕМАТИКА В БИОЛОГИИ

Долгое время биология и медицина были науками относительными. При наборе солдат во Франции записывали рост, цвет волос, вес и т. д. Сто лет регистрировали эти, вроде бы, случайные данные. Но вот появились вычислительные машины, и один из ученных решил с помощью математической статистики обработать эти данные. Посчитав на ЭВМ, он понял, что случайные признаки вовсе не случайные – неожиданно выяснилась закономерность – процент новобранцев-брюнетов из года в год снижается.

Математическая разминка.

ШУТОЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  • Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20).

  • В бублике одна дырка, а в кренделе в 2 раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? 12 х 2 = 24, 24 – 7 = 17.

  • Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?

  • Боксер, каратист, штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок? Нет.

  • Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? 20 см.

  • Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? 48.

  • На уроке математике в 7-й группе присутствовали учащиеся, у которых было 56 ушей, у учительницы на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока математики? 58.

  • Площадь одного уха слона равна 10 000 кв.см. Узнай, в кв. м., площадь 2 ушей слона. 10 000 : 10 000 = 1 м2.

  • Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придется тебе еще лететь поневоле? 3 м.

  • Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни? 24-5-16=3ч.

  • Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта. 1936-1123=813.

  • Голодный Вася съедает за 9 мин. 3 батончика, сытый Вася тратит на 3 бат. 15 мин. Насколько мин. быстрее управляется с одним батончиком голодный Вася?

  • У младенца Кузи еще 4 зуба, а у его бабушки только 3. Сколько зубов у бабушки и внука?

  • Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмурика. 5.

  • У многодетного папы 10 детей 2/4 – девочки, 4/8 мальчики. Сколько девочек и мальчиков у папы.

  • Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.

  • У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?

  • Длина одной третий сосиски 5 см. Узнай длину сосиски. Сколько см сосиски останется, если быстро откусить от этой сосиски две пятых ее части.

Конкурс групповых газет.

Условия вывесить заранее.

РУБРИКИ:

  • Математическая жизнь в нашей стране.

Доступное изложение ее достижений.

  • Заметки по истории математики (небиографического характера), например, “как люди научились считать”, “как умножали в старину”, “квадратура круга” и др.

  • Краткие сообщения интересных фактов по математике и её истории (под общими заголовками “Знаешь ли ты, что...” или “Известить ли тебя...”).

  • Наш словарь (в живой форме объясняется смысл и происхождение какого-нибудь математического термина, например “цифра”, алгебра).

  • Наш календарь. Очень краткое (одна – две фразы) сообщение по истории математики.

  • Занимательные задачи.

  • Математический юмор.

  • Высказывание великих людей о математике.

  • Викторина

*За книгу заплатили рубль и ещё одна вторая стоимости книги. Сколько стоит книга?

*Из одной точки вылетели 3 ласточки, когда они будут в одной плоскости?

какой город состоит из 101 имён?

*Как записать число 100 пятью единицами?

*Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую за сутки?

*Кому принадлежит высказывание “А всё – таки она вертится”

*Когда были впервые употреблены дроби?

*Кем была введена черта для дроби.

*Кем были предложены термин метр для обозначения единицы длины.

*Кто создал первую счётную машину?

Классные часы по группам.

Темы раздать учащимся, они заранее готовят и читают не в своей группе.

ТЕМЫ:

Как люди научились считать?

Древние математики (Евклид, Фалес, Архимед).

История математических символов.

С. Ковалевская.

Мир чисел.

В царстве смекалки.

Математики – участники Великой Отечественной войны.

Геометрия на каждом шагу.

Математика и романтика.

Из родословной математики

Математика – одна из древнейших наук. Дать ее краткое определение просто невозможно, ведь человек научился считать раньше, чем писать. С арифметики, науке о числе, начинается знакомство с математикой.

ХХ век до н. э. – первые сведения об арифметике из стран Древнего Востока.

VI век до н. э. – наиболее яркой личностью является Пифагор, который был ученым из Древней Греции.

Ш век до н. э. – Эвклид и Архимед. Начало буквенной алгебры.

IХ век н. э. – Трактат об индийском счете Мухаммеда Аль Хорезми “Десятичная позиционная система и нумерация”.

Около 900 г. – Абу-Камиллой описаны вычисления и измерения сторон 5 и 10-угольника.

ХШ век н. э. – Леонард Пизанский своим сочинением “Книга абака” – познакомил европейцев с достижениями математиков Востока. От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы пользуемся и позиционная система счисления; от Аль-Каши, работавшего в самаркандской обсерватории – десятичные дроби.

ХV век н. э. – вместе с изобретением книгопечатания появляются первые печатныекниги по математике. (Италия).

ХVI век н. э. – Француз Ф.Виетт в своих трудах обозначил числа буквами.

Появление алгебры. В арсенале математиков уже есть: нуль, отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, и многое другое.

ХIХ век – Математика стала складывать и умножать не только числа, но и векторы, функции, матрицы и многое другое, а так же просто буквы, символы.

Математический огонек

Оформление зала.

Выбор жюри.

Подготовка реквизита.

Подарки.

Музыка.

Выставка лучших тетрадей, моделей.

Составление программы вечера.

Программа вечера

I отделение.

Рассказ о математиках.

Читает учитель математики и сообщение трёх уч-ся о советских математиках (см. Приложение 4).

Сообщение о том, как первая женщина-математик Гипатия была растерзана толпой христиан-фанатиков.

В древнегреческой науке самой знаменитой женщиной-математиком была Гипатия (370-415 гг.). В мировой науке она первая женщина-математик. Она преподавала в Александрии философию, геометрию и астрономию. Гипатия с увлечением изучала математику, легко и свободно ее излагала своим ученикам, она пользовалась широкой популярностью. Ее любили за доступное и яркое изложение самых трудных вопросов математики. Она была мудрая, скромна и очаровывала своей красотой и силой ума. Гипатия была любима не только своими учениками: многие христианские епископы склонялись перед ее мудростью, и даже сам правитель города Александрии высоко ее ценил. Ее считали серьезным ученым. Она создала много интересных трудов, но к великому сожалению, ее труды до нас не дошли.

Гипатия была не только ученым, но и общественным деятелем. Она принимала участие в жизни города. Пользуясь влиянием на правителя Александрии, выступала против религиозного фанатизма христиан.

В своих лекциях и выступлениях она высоко ценила науку, призывала ее развивать, утверждала, что лишь науки способны принести счастье человечеству.

Архиепископ Кирилл и другие представители церкви распространили о ней слух, что она колдунья. Они призывали верующих: «Поймать колдунью и сжечь ее на костре».

В весенний день на одной из улиц Александрии толпа фанатиков-христиан настигла возвращающуюся с занятий Гипатию. Ее вытащили из экипажа и поволокли в церковь Касариан: Там они ее мучили: выламывали руки, нещадно били, раковинами сдирали у нее мясо с костей. Остатки Гипатии монахи сожгли на костре.

Так народная Гипатия была злодейски умерщвлена лишь за то, что она не разделяла взгляды на науку 2отцов» церкви.

Перерыв

(играют в игры, см. Приложение 5)

ИГРЫ

НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ

Играют одновременно 4 человека. Играющие становятся парами, их рядом стояще ноги плотно связываются вместе. По сигналу ведущего обе пары стремятся первыми обойти вокруг елки и прийти к эстраде первыми.

КТО БЫСТРЕЕ

Играют двое. Задача: с завязанными глазами перенести шахматные фигуры по одной с одного стула на другой (расстояние 5-6 м). Один переносит белые фигуры, другой - черные.

ТЯНИ-ТОЛКАЙ

Играют две команды по 6-8 человек. Каждая команда выстраивается в колонну парами. Первые пары поворачиваются спиной друг к другу и по сигналу ведущего бегут до условного места, затем возвращаются и передают эстафету следующим парам; выигрывает та колонна, которая первой закончит бег парами «Тяни-толкай».

СВОЕ МЕСТО

На расстоянии 4-5 метров от портрета веселого человечка, нарисованного на картоне без носа, становится играющий. Ему дают в руки нос из дерева, и завязывают глаза. Его задача: прикрепить нос на соответствующее место на портрете.

ВОЗЬМИ ПРИЗ

Играющий находится в кругу, очерченном малом на полу, в 5-6 метрах от него на стул кладут приз. Задача играющего: провести условно по кругу пальцем, повернувшись 3-4 раза (или более), а затем попытаться пройти по прямой и взять приз со стула.

САМЫЙ ЛОВКИЙ

5 человек бегут под музыку вокруг 4-х стульев. С окончанием музыки он к занимают места на стульях, не занявший место выбывает из игры. Один стул убирается, и игра продолжается, пока не останется один победитель.

Итоги викторины, смотра газет. Призы.

II отделение.

Басня И.К. Аннундинова “Ученый кот” (см. Приложение 1).

Ученый кот

У кошки маленький котеночек подрос.

— Как дальше быть? — возник вопрос.

Ловить мышей — такая штука,

Что тут нужна теперь наука.

Решила мать, что впору

Послать котенка в школу

И вот за партой в классе

Сидит пушистый Вася...

С усердием большим, как наказала мать.

Принялся кот науку постигать.

Он изучил до тонкости по темам

Строение мышей (по графикам и схемам).

Их чучела изготовлял из тряпок

В кружке «умелых лапок».

Решал, едва не плача,

Он про бассейн задачу

(Сколь выльется сметаны,

когда открыты краны).

Был в геометрии как дома,

Знал доказательств остроту;

Тригонометрия знакома Была прилежному коту.

И через десять лет, науками богат,

Понес домой наш кот из школы аттестат...

В то время у какой-то горки

Мышонок вылезал из норки,

Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,

Исконного врага узнал он все же мигом.

Но как его схватить? Нельзя же прыгнуть сразу!

Тут надо применить Научных знаний базу...

Вот неизвестного мышонка

За икс он принял очень тонко.

Затем в системе CGS

Нашел его удельный вес.

v — скорость, ускоренье — а.

(А брызги сыплются с пера!)

По теореме Пифагора

Он путь нашел довольно скоро;

Привел ответы, глядя в книгу,

К логарифмическому виду;

Вписал последнюю строку

И приготовился к прыжку...

Пока ученый кот над уравненьем бился,

Мышонок-неуч в норке скрылся

Запомните, друзья, соль истины такой: Теория мертва без практики живой.

Сценка “Научный метод” (см. Приложение 2).

Сценка «Научный метод»

На сцене Маша Она прыгает через веревочку и напевает. Маша: «Я скачу, скачу, скачу.

Так скачу и так скачу.

Я скачу, как хочу....

Два часа уже скакала

И нисколько не устала. Стук в дверь. Маша прячет веревочку. Входит Борис и Жанка.

Борис и Жанка: «Маша, по поручению совета отряда мы пришли, чтобы взять тебя на буксир.

Маша: «Как взять?»

Борис: «На буксир, это так говорится. В общем, мы решили тебя подтянуть по всем предметам.

Маша: «Нет ,ребята, у вас ничего не получится. Я какая-то неспособная. Только выучу и сразу забываю. Сколько раз вы со мной занимались.

Жанна: «Значит, неправильно занимались».

Борис: «А мы с тобой эксперимент проведем. Будем заниматься по новому научному методу. Во сне». Маша: «Как это во сне?»

Борис: «Это очень просто. Ты будешь спать, а мы тебе будем помогать».

Маша: «А чего мне помогать? Я и без вас спать могу».

Жанна: «Да нет, ты не поняла. Ты будешь спать, а мы тебе будем вслух уроки читать».

Борис: «Когда человек спит, он в сто раз лучше запоминает».

Жанна: «Так, что давай. Машка, ложись спать».

Борис: «Представляешь, ляжешь спать троечницей, а проснешься круглой отличницей».

Маша: «Здорово. Только, наверное, у вас все ровно ничего не получится».

Борис: «Почему?»

Маша: «Мне спать не хочется».

Жанка: «А что тебе хочется?»

Маша: «Мне есть хочется. Вот если бы я поела чего-нибудь сладкого, меня сразу бы в сон потянуло».

Борис: «Жанка, есть у тебя что-нибудь вкусное?».

Жанка: «Есть два пирожных. Мне мама дала».

Борис: «Вот и хорошо. Отдай их Машке»

.Жанка: «Зачем?»

Борис: «Чтобы она быстрее заснула».

Жанка: «Но это мои пирожные».

Борис: «Ух ты! Люди последним сухарем делятся, а тебе пирожного жалко.

Жанка: «Сухарем бы и я поделилась. А тут пирожные. Ну ладно, ешь... Маша ест пирожные.

Жанка: «Ну, как?» Маша: «Вкусно».

Жанка: «Я не просто. Спать тебе хочется?»

Маша: «Нет, не хочется. Мне бы сейчас чайку выпить горячего».

Борис: «Жанка, неси чай из кухни».

Жанка приносит чай.

Жанка: «А теперь как?»

Маша: «Хорошо».

Жанка: «Спать хочется?»

Маша: «Нет, не хочется. Может, вы мне веревочку покрутите? Я попрыгаю,

устану и сразу усну.

Жанка и Борис крутят веревочку. Маша прыгает.

Борис: «Ну, что, еще не хочется спать?

Маша: «Не очень, а может быть мне....

Борис: «Ну ладно, хватит. Давай укладывайся.

Маша ложится на диван.

Маша: «Ой, ребята, как мне нравится так заниматься!»

Жанка: «Ну хватит, спи».

Маша: «Ребята, а вы спойте мне колыбельную, тогда я сразу засну».

Борис: (сквозь зубы) «Баю, баю, бай, бай. Поскорей засыпай».

Жанка: (осторожно наклоняется над Машей) «Заснула... сопит...»

Маша: «Кто сопит? Это ты сопишь. Я, когда сплю, никогда не соплю. Вот.

Борис: «Слушай, Маша, может, тебе попробовать посчитать?.. Тогда сразу

заснешь...

Маша: «1, 2, 3, 4, 5, 6... Ребята, а до каких надо считать?»

Жанка: «Ой, ну пока не уснешь».

Маша: «А-а... Ребята, а я забыла, где остановилась. Значит, значит теперь

сначала начинать?»

Борис: «Знаешь, Маша, мне это надоело. Мы все дела бросили. Пирожным

тебя накормили, чаем тебя напоили, веревочку тебе крутили. Ну, как тебе

после всего этого? ...

Жанка: «Тише»

Борис: (шепотом) «Что?»

Жанка: «Заснула».

Борис: «Сейчас проверим (негромко). Маша, хочешь пирожное? (пауза).

Спит. Порядок. Можно начинать».

Жанка: «Ты садись около правого уха, будешь с ней математикой

заниматься, а я около левого уха - стихотворение учить.

Рассаживаются, достают учебники.

Жанка: «Как нынче сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам

Их села и нивы за буйный набег...

Борис: «Из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 30 км, вышел пешеход...» Жанка: «С дружиной своей в цареградской броне

Князь по полю едет на верном коне.

Борис: «Пешеход движется со скоростью 4 км в час. Требуется доказать...»

Жанка: «То смирный стоит под стрелами врагов.

То мчится по бранному полю. Ну что, может будить ее пора?

Борис: «Буди»

Жанка: «Маш, вставай (тормошит).

Маша: (со сна) «А? Что такое?»

Жанка: «Вставай. Ты уже все выучила. Маша нехотя встает с дивана.

Борис: «Ну, как, все запомнила?»

Маша: «Вроде все».

Борис: «Ну, что я говорил? Научный метод! Ну давай, повтори».

Маша: «Значит, так...»

Как ныне сбирается вещий Олег

Из пункта А в пункт Б...

Отмстить неразумным хазарам...

Их села и нивы, расстояние между которыми

10 км, обрек он мечам и пожар...

Из темного леса навстречу ему...

Из пункта Б в пункт А...

Идет вдохновенный кудесник

Со скоростью 10 км в час

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Где встретятся эти пешеходы, если

Первый из них мирно стоит под стрелами врагов.

А второй мчится по бранному полю... Жанка: «Что ты говоришь?»

Маша: «Уроки на завтра».

Жанка: (Борису) «Ну чтоъ, слышал? Это все ты: новый метод, новый метод. Нет, чтобы просто с ней позаниматься».

Борис: «Ничего не значит. Ученые, когда опыты делают, у них тоже неудачи бываю

Математические фокусы.

Обозначим рыбака через х – интермедия (см. Приложение 3).

Обозначим Рыбака Через х

Учитель. Решим задачу.

Ученица. Слушаю, Иван Петрович.

Учитель. Рыбак в первый день поймал 1 кг рыбы, во второй день вдвое больше, чем в первый день, а в третий день вдвое больше, чем во второй. Сколько всего килограм­мов рыбы поймал рыбак?

Ученица (думает).

Учитель. Как же ты думаешь ее решить?

Ученица (без запинки). Алгебраически, Иван Пет­рович.

Учител. (пожимая плечами). Ну, реши... Ученица. Иван Петрович, хотела бы уточнить ус­ловие. Значит, в первый день 1 кг рыбы поймал рыбак? Учитель. Да.

Ученица. А во второй день вдвое больше поймал тоже рыбак?

Учитель. Да.

Ученица. И в третий день – тоже рыбак? Учитель. Ну, да.

Ученица. Ну, теперь все понятно. Способ ясен. Учитель. Тогда начинай решать.

Ученица. (громко, уверенно). Обозначим рыбака че­рез X.,,

Участники огонька сидят по 4 человека за столом. На столах приготовлены задания: задачи, головоломки, кроссворды, стихотворения, интермедии, сценки.

Ведущие: преподаватель математики и учащиеся. Столики пронумерованы, ведущий читает шуточные задания. Получившийся ответ является номером столика, и кто-то из сидящих за столиком учащихся читает стихотворение, задачу, ответ на кроссворд и т.д.

КТО ПРИДУМАЛ ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ

  • Черта, разделяющая члены дроби впервые появились у итальянского математика Леонардо Пизанского в 1202 году

  • Заслуга введения десятичных дробей принадлежит самаркандскому математику Аль-Каши, а их европейским изобретателем в 1585 году стал голландский инженер Симон Стевин.

  • Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630).

  • Знаки (+) и (—) впервые употребил немецкий математик Ян Видман.

  • Знак равенства (=) был впервые введен английским математиком Робертом Рикордоном.

  • Знак, обозначающий бесконечность (), ввел в 1655 году английский математик Джон Виллис.

  • Знак радикала () изобрел немецкий математик Ханс Рудольф 1525 г. и усовершенствовал голландский математик А. Жирар в 1629 г.

  • Буквы “а”, “в”, “с” и …, для x, y, z – для обозначения искомых величин, а также x3, x4 для обозначения степени ввел 1637 г. Рене Декарт.

  • Знаки умножения в виде точки (·) и деления в виде двух точек (:) впервые использовал Готфрид Лейбниц в 1684 г. и 1698 г. В 1675 г. Он же изобрел знаки интеграла и дифференциала.

  • Квадратные скобки впервые употребил, в 1550 г., итальянский математик Рафаэль Бомбелли.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Почти все термины по математике греческого происхождения. Геометрия – землемерие.

Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.

  • Конус – (гр. конос – сосновая шишка).

  • Цилиндр – (сначала гр. “кюлиндрос”, а затем на латинском “цилиндрус” – каток, валик).

  • Сфера – (гр. “сфайра” – мяч).

  • Пирамида – (египет. “пурама”).

  • Трапеция – (лат. “трапезиум” – столик; заметим “трапеза” – стол).

  • Ромб – (лат. “ромбус” – бубен). Мы привыкли бубен – круглой

  • формы, а раньше были в виде квадрата или ромба.

  • Точка – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).

  • Диагональ – (гр. “диа” – через, “гония” – угол, рассекающий углы. В круге нет углов, поэтому нет и диагоналей).

  • Хорда – струна.

  • Корень – (квадратный или корень уравнения) пришло от арабов. Арабские ученые представляли себе квадрат числа, вырастающий из корня – как растение, и потому называли корнями.

  • Радикс – корень по-латыни. Вслушайтесь – следы его можно найти в словах: редис, редька.

  • Радикулит – воспаление нервных корешков.

Литература

Балх М.Б., Балх Г.Д. “Математика после уроков”

Шустеф Ф.М. “Материал для внеклассной работы по математике”

Мартин Гартнер “Математические досуги”

Игнатьев Е.А. “В царстве смекалки”

Мазаник А.А. “Реши сам”

Боховитанов В.Н. и др. “Твое свободное время”

Остер Г. “Математика”

Остер Г. “Физика”

Автор
Дата добавления 20.11.2017
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров88
Номер материала 4887
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.