Уроки математики / Другое / Проект для детей старшего дошкольного возраста "Умные игры"

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Умные игры"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 44»

Утверждаю:

Заведующая МДОУ «Детский сад №44»

_________________ Дегтярева Т. Н.

31.08.2017 г.

ПРОЕКТ

для детей старшей группы

«Умные игры»

Разработала: воспитатель Капралова Ольга Николаевна

Саранск 2016

Актуальность проекта.

Развитие математических представлений у дошкольников всегда является основой интеллектуального развития детей, а также способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. На это существует много причин: огромное обилие информации; повышение внимания к компьютеризации; желание сделать процесс обучения более интенсивным, а также стремление родителей, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Главной целью, которая стоит на данный момент, считаю: вырастить детей, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни и принимать самостоятельные решения.

Основное место в жизни ребенка занимает игра, потому что это его основная деятельность. Игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Чтобы научить дошкольников любить математику, поддерживать у них постоянный интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески подходить к организации процесса обучения, а также использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Наиболее часто применяемые в практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала - это дидактические игры и игровые упражнения математического содержания. В процессе обучения дошкольников математике игра включается в занятие. Дидактические игры помогают в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в режимные моменты. Они развивают у детей логическое мышление, пространственные представления, упражняют детей в счете, вычислениях.

Работа по проекту будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

        

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий.

Цель проекта: формирование умственных способностей и математических представлений, развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта: расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП; учить планировать свои действия, предвидя результат; уметь классифицировать предметы и явления по определённому признаку; развивать сенсорные способы познания свойств и отношений, обследование, сопоставления, группировка, упорядочение, разделение; помочь освоению детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразования, экспериментирования, моделирования); воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.

Предполагаемые результаты: повышение уровня математических способностей воспитанников, знание определенного количества дидактических игр для данного возраста, внедрение инновационных технологий, создание математического уголка, активное взаимодействия с родителями, участие в изготовлении материалов к играм, повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и возрастных особенностях математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации: учебный год.

Обеспечение проекта:

Программно-методическое обеспечение:

В.П. Новикова, Математика в детском саду

В.П. Новикова, Л.И.Тихонова Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях.

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера.

Т.А. Шорыгина, Путешествие в цифроград.

Т.А. Шорыгина, Беседы о пространстве и времени.

З.А. Михайлова, Игровые занимательные задачи для дошкольников.

Материальная база:

Уголок математики.

Дидактические игры.

Наглядные материалы и пособия

Этапы реализации проекта:

Диагностический:

Подбор диагностического материала для детей. Проведение диагностики.

Подготовительный: изучение научной методической литературы по теме проекта. Подбор игр математического содержания.

План реализации:

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 

С детьми

С родителями

Сроки

Диагностика математических способностей детей

Цель: изучение проблемы.

Беседы на тему: «Какие игры тебе нравятся»

Цель: выявить интересы детей.

 

Консультация для родителей «Роль игры в подготовке к школе»

Сентябрь

Д/и «Чудесный мешочек», д/и «Узнай по описанию»

Цель: учить узнавать предметы по характерным признакам

Д/и «Встань там, где я скажу», д/и «Когда это бывает?»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.

Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»

Октябрь

Д/и «Живые цифры», д/и «Наоборот»

 Цель: упражнять в счете в прямом и обратном порядке

Д/и «Пройди к флажку», д/и «Живая неделя»

 Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

Ноябрь

Д/и «Чего не стало?», д/и «Что где находится?», д/и «Отгадай, где это?»

Цель: продолжать развивать способность концентрировать внимание.

Д/и «Сложи узор», «Монгольская игра».

Цель: развивать логическое мышление

Продолжать пополнять развивающую среду.

Декабрь

Д/и «Геометрическая мозаика», д/и «Назови скорей»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах

Д/и «Исправь ошибку», развивающая игра «Сложи квадрат».

Цель: продолжать развивать логическое мышление.

Конкурс «Придумай игру»

Цель: привлекать родителей к творческой деятельности.

Январь

Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»,

 Цель: закрепление счета

Д/и «Угадай, что изменилось», игра «Точечки», д/и «Составь узор»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, воображение, конструкторские способности.

Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома»

Февраль

Д/и «Считай – не ошибись!», д/и «Помоги сосчитать»

 Цель: упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления

 Д/и «Где звенит колокольчик?»

 Цель: Развивать логическое мышление.

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

Март

Д/и «Пройди к флажку», д/и «Когда это бывает?»

 Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

 Игра «Танграм», Шашки.

Цель: развивать логическое мышление

Апрель

Математический ринг «Кто умнее»

 Цель: Закрепить весь пройденный материал

Повторная диагностика детей

Цель: оценка результатов работы.

Организация фотовыставки «В мире математики»

Май

 

Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе».

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей к школе.

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка«Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, – пишет Б. В. Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Вывод: играя, ребенок, познает мир, у него формируются познавательные интересы, которые необходимы для обучения, ребенок учится взаимодействовать, общаться, развиваются его познавательные процессы.

Заметим, что, играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

•          четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

•          занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;

•          во время игры дать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;

•          варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

•          обязательно поощрять победителя игры.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР с блоками Дьенеша.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развитие интереса у детей к геометрическим фигурам и умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.

Материал: Чудесный мешочек, набор геометрических фигур разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что сегодня утром Вини – Пух, принес им «чудесный мешочек» с посланием:

Я – чудесненький мешочек

Вам, ребята, я дружочек,

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть!

Если вы, ребята отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».

А вот и загадки, которые Винни – Пух положил в мешочек:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на кружку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?

(Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его?

(Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочешь сам.

(Треугольник)

Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, воспитатель прячет фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее.

2. Дидактическая игра «Волшебные камни»

Цель: Расположение предметов «внутри» и «вне» круга.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обруч.

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем.

- Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.

- Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т. д.

3. Дидактическая игра «Найди клад»

Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»).

Ход игры:

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков:

4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый).

Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно – «нет». Например, ведущий спрашивает:

- Клад под синим блоком?

- Нет, - отвечают дети.

- Под красным?

- Да.

- Под большим?

- Да.

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют по форме и цвету, увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.

4. Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Классификация блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой. В каждый обруч положить карточки – символы.

Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

5. Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Логические фигуры или блоки.

Ход игры:

В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками.

Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета.

Один из игроков делает первый ход – кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами.

Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила игры меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.

6. Дидактическая игра «Засели домики»

Цель: Развитие классификационных умений.

Материал: Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

Ход игры:

Перед детьми таблиц. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города - фигуры никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры и в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце дети проверяют и называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.

Упражнения повторяются. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков).

7. Дидактическая игра «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»

Цель: Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: Карточки с логическими таблицами (табл. 2, логические фигуры.

Ход игры:

Винни - Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом.

У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок?

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах. Установить, чем похожи эти ряды. А затем определить какой фигуры недостает.

Затем дети находят недостающие фигуры в другой дом. От поиска одной фигуры пере ходят к поиску двух недостающих фигур.

8. Дидактическая игра «Спрячь зайчика от лисы»

Цель: развитие классификационных умений (классификация по двум признакам: форма, цвет).

Материал: Карточки разного цвета и окнами разной формы с изображением зайчика, соответствующие им по цвету и размеру геометрические фигуры.

Ход игры:

Лисичка охотится за зайчиком, нужно подобрать дверцу в норку таким образом, чтобы лисичка не заметила зайчика.

Дети самостоятельно выбирают геометрическую фигуру, которая наиболее подходит к окошку на карточке.

9. Дидактическая игра «Загадки без слов»

Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Ход игры:

(Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки).

Воспитатель: Это загадки без слов.

Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры.

Дети ищут соответствующий блок, найдя, оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку остается без блока. Таким образом, предъявляются по одной различные карточки – свойства.

10. Дидактическая игра «Карусель»

Цель: Развитие классификационных умений по трем признакам: форма, цвет, величина.

Материал: Обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разной формы, величины, цвета, билеты.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (геометрические фигуры).

Дети самостоятельно выбирают блок, соотносят ее с геометрической фигурой, висящей на обруче.

11. Дидактическая игра «Угадай Фигуру»

Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Материал: Логические фигуры и два набора карточек – свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары.

Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер).

Затем дети карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера и правильно назвать ее свойство

Сначала в играх загадывается только одно какое – то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма или цвет и форма).

12. Дидактическая игра «Волшебные цветы»

Цель: Развитие классификационных умений; уточнение знаний о геометрической фигуре – круг. Классификация по одному признаку - цвет.

Материал: круги разного цвета, полоски, соответствующих цветов.

Ход игры:

На волшебном лугу выросли разноцветные цветы, но подул сильный ветер и перепутал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?

Дети самостоятельно подбирают круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.

Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.

Ход игры: Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т. е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.

Варианты заданий: педагог предлагает детям - «цифрами» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке; показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т. д.) — к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой; показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше; показывает число, а выходят дети с цифрами - «соседями»; предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты — увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);

Задания к игре Точечки

Задание №1. Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты на стол, а малышу скажите: "Давай наведем порядок в квадратах!" (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо:

а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;

б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;

в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а наоборот надо похвалить, какие красивые цветные "дорожки" у них получились.

Задание №2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку разложить квадраты по цвету - желтые, зеленые, красные (как в задании №1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой. Квадраты, где нет точек ("ноль точек"), узнают даже не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей, которые знают только два "числа": "один" и "много".

Задание №3. Разложить красные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает правильно квадраты от нуля до двух точек, потом до три, четыре точки и т.д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя интуитивно, "на глаз", где больше точек и где меньше.

Задание №4. Разложить все квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит счет до десяти, то ему можно предложить разложить сначала первый красный ряд с точками, затем перейти к раскладыванию второго и третьего рядов одновременно.

Задание №5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки и два зеленых квадрата (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит, сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.

Задание №6. Сколько точек на пяти первых зеленых квадратах (на пяти желтых, красных)? Сколько точек на шести, семи, восьми, девяти квадратах?

Задание №7. Какие квадраты нужно сложить по два вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по десять точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) Какие квадраты надо сложить по два, чтобы получилось по девять точек в каждой паре квадратов?

Задание №8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета.

Задание №9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)?

Чему равна сумма чисел на квадратах с числами?

Задание №10. Сколько точек в трех рядах квадратов?

Задание №11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать после обычного "разложи по порядку" и отметить себе, что заметит ребенок из имеющейся в ряду общности. (Одинакова форма всех карточек - квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках, порядок размещения точек на карточках - по кругу, по треугольнику, по линиям и др.). Что одинакового в карточках всех четырех рядов?

Задание №12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по десять точек в каждой? По девять точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с десятью точками.) По пятнадцать точек в каждой? Сколько таких стопок получится?

Задание №13. Найти совпадения и различия.

а) Есть ли в игре два совершенно одинаковых квадрата?

б) Что различного в квадратах одного ряда?

в) Чем различаются квадраты с точками всех трех рядов? (Цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.)

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

  • В собранную фигуру должны входить все семь частей.

  • Части не должны налегать друг на друга.

  • Части должны примыкать друг к другу.

Монгольская игра – одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Игра способствует развитию

  • образного мышления;

  • воображения;

  • комбинаторных способностей;

  • формированию представлений о форме и размере;

  • развивает операции мышления: анализ и синтез;

  • учит сравнивать;

  • развивает творчество;

  • развивает смекалку и сообразительность;

  • тренирует наблюдательность;

  • способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности;

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.


Игровая задача
Собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Овладение игрой требует от ребёнка определённых навыков поэтому рекомендуется обучать детей игре в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с игрой, рассказать об истории происхождения игры, рассмотреть все детали, образцы изображений.

2. Научить детей собирать в коробку квадрат по расчленённому образцу.

      1. Первый этап

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

      1. Второй этап

Через несколько уроков и игр с монгольской игрой, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру по расчленённому образцу. В этих заданиях нужно использовать все 11 элементов головоломки.

      1. Третий этап

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.


Автор
Дата добавления 21.04.2018
Раздел Дошкольная
Подраздел Другое
Просмотров335
Номер материала 5611
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.