Похожие материалы
Уроки математики / Рабочая программа / Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Анисимовская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

«Рассмотрена»

На заседании школьного методического объединения

Протокол № ___

От «___» ______20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

_________

От «___» ______20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________.

От «___» __________20__г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

(общеинтеллектуальное направление)

1 класс

начальное общее образование

Составитель

учитель начальных классов

Аболенцева Вера Владимировна

Анисимово

2016-17г.

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база и методические рекомендации, регламентирующие организацию внеурочной деятельности по программе внеурочной деятельности «Я познаю мир» в учреждении на различных уровнях, а именно:

а) на федеральном уровне:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

в) на уровне учреждения:

- Устав Учреждения.

- Двухсторонний договор о предоставлении общего образования, заключенный школой и родителем.

- Положение о портфолио учащегося.

- Учебный план на 2016-2017 уч.г.

- Рабочие программы внеурочной деятельности.

- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности НОО МКОУ «Анисимовская СОШ».

- Положение о проектной деятельности учащихся – компоненте внутришкольной системы оценки качества образования.

Рабочая программа является составной частью модели внеурочной деятельности МКОУ «Анисимовская СОШ» в рамках реализации ФГОС НОО в части реализации основных общеобразовательных программ НОО - внеурочной деятельности из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса по духовно-нравственному направлению.

Рабочая программа выполняет обязательные требования федерального государственного стандарта НОО.

Данная программа составлена с учетом потребностей обучающихся во внеурочной образовательной деятельности по результатам собеседования с родителями и учащимися, что обеспечивает добровольность выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.

Курс «Математика и конструирование» в 1 классе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Актуальность программы

Основные положения курса решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающее - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат математической деятельности учащихся. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  желательно, чтобы она проводилась в малой группе с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа разработана с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Цели:

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- создание условий для расширения математического кругозора учащихся, способствующих формированию основ информационной грамотности, умения работать с информацией;

- саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи:

- формировать мотивацию успеха и достижений, творческую самореализацию на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

- формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения;

- формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических -текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

- удовлетворять образовательные потребности;

- приобретать основы трудовых и допрофессиональных умений, навыков.

Программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности (1 уровень).

Предполагаемые результаты освоения

Занятия должны помочь учащимся:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- слушать и понимать речь других.

Основные виды деятельности учащихся:

-      знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-      проектная деятельность;

-      самостоятельная работа;

-      работа в парах, в группах;

-      творческие работы.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Формы подведения итоговой аттестации:

  • составление альбома лучших работ;

  • проведение выставок работ учащихся в классе, в школе;

  • беседа;

  • игра;

  • защита творческих работ (проектов).

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся:

Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, понятными учащимся.

Наиболее удачной и основной формой представления образовательных результатов внеурочной деятельности являются портфолио ученика. Портфель достижений отражает

  • уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребёнок;

  • особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей;

  • личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка);

  • результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах.

В наполнении портфолио принимают участие учащиеся, педагоги, родители.

Критерии оценки индивидуальных образовательных достижений должны быть ориентированы строго на каждого ребёнка – с разным уровнем развития и успешности.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Учебно-тематический план

п/ п

Тема

Всего

часов

Из них

Примеча-ние

Тео-

рия

Прак-тика

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса.

1

1

2

Точка. Линии: прямая, кривая. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

1

3

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги.

1

1

Теория со-четается с практикой

4

Практическая работа с бумагой. Основное свойство прямой.

1

1

5

Практическая работа с бумагой. Основное свойство прямой.

1

1

6

Отрезок. Преобразование фигур, по заданным условиям.

1

1

Теория со-четается с практикой

7

Проектная деятельность. «Узоры и орнаменты на посуде». Начальный этап.

1

1

8

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

1

9

Конструирование модели «Самолёт».

1

1

10

Изготовление аппликации «Песочница».

1

1

11

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1

1

12

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине.

1

1

13

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

1

Теория со-четается с практикой

14

Угол. Виды углов.

1

1

15

Изготовление моделей различных углов.

1

1

16

Проектная деятельность. «Узоры и орнаменты на посуде» - заключительный этап.

1

1

Защита проектов в выбранной форме.

17

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

1

18

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

1

19

Многоугольник. Стороны, углы, вершины многоугольника.

1

1

20

Классификация многоугольников.

1

1

21

Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника.

1

1

22

Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников.

1

1

23

Квадрат. Чертёж.

1

1

24

Проектная деятельность. «Цветники: форма, размеры, цвет. Узоры и орнаменты». Начальный этап.

1

1

25

Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины.

1

1

26

Изготовление геометрического набора треугольников.

1

1

Теория со-четается с практикой

27

Изготовление аппликации «Домик».

1

1

28

Изготовление аппликации «Транспорт».

1

1

29

Изготовление аппликации «Ракета».

1

1

30

Изготовление набора «Геометрическая мозаика».

1

1

31

Изготовление аппликации из геометрических фигур (в полосе).

1

1

Теория со-четается с практикой

32

Изготовление аппликации из геометрических фигур (в квадрате).

1

1

Теория со-четается с практикой

33

Проектная деятельность. «Узоры и орнаменты на посуде» - заключительный этап

1

1

Защита проектов в выбранной форме.

ИТОГО

33

12

21

Содержание программы

п/п

Тема

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса.

Знакомство учащихся с основным содержанием курса.

2

Точка. Линии: прямая, кривая. Замкнутая и незамкнутая кривая.

Изображение точки и линий на бумаге. Взаимное расположение линий на плоскости.

Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые прямые.

3

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги.

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея.

Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали.

4

Практическая работа с бумагой. Основное свойство прямой.

Линейка.

Получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Использование линейки необходимо при проведении прямой.

Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке.

5

Практическая работа с бумагой. Линейка. Различные положения прямой.

Различные положения прямой на плоскости и в пространстве: вертикальные, наклонные, горизонтальные.

Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости.

6

Отрезок. Преобразование фигур по заданным условиям.

Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, состав-ленных из счётных палочек, по заданным условиям.

Чертить отрезки. Находить отрезки в составе различных фигур.

7

Проектная деятельность. «Узоры и орнаменты на посуде». Начальный этап.

Определение источников информации, разделение класса на группы, определение этапов работы, порядка работы на каждом этапе, обсуждение и определение формы представления проекта.

Определять источники информации, определять этапы работы в группах, определять порядок работы на каждом этапе, определять формы представления проекта.

8

Обозначение геометрических фигур буквами.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

Обозначать буквами изученные геометрические фигуры. Вырезать по заготовкам бумажные полоски различной длины.

9

Конструирование модели «Самолёт».

Конструирование модели и аппликации из бумажных полосок.

Конструировать модели по образцам и когда требуется изготовить дополнительные детали.

10

Изготовление аппликации «Песочница».

Конструирование модели и аппликации из бумажных полосок.

Конструировать модели по образцам и когда требуется изготовить дополнительные детали.

11

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

Чертить луч.

12

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине.

Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочение отрезков по длине.

Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине.

13

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

Работа с циркулем. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

Чертить отрезок - сумму и отрезок - разность двух отрезков.

14

Угол. Виды углов.

Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах.

15

Изготовление моделей различных углов.

Изготовление моделей различных углов.

Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла.

16

Проектная деятельность. «Узоры и орнаменты на посуде» - заключительный этап.

Представление результатов работы.

Представлять результаты работы, рассказывать о теме, чему научились в процессе работы, как общались, делать выводы о приобретённом опыте.

17

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки.

Распознавать и чертить ломаные. Изготавливать из проволоки модели ломаных.

18

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Два способа определения длины ломаной.

Определять длину ломаной разными способами.

19,

Многоугольник. Стороны, углы, вершины многоугольника.

Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.

Распознавать и называть углы, стороны и вершины многоугольников.

20

Классификация многоугольников.

Классификация многоугольников по числу сторон.

Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.

21

Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника.

Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.

Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на бумаге в клетку.

22

Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников.

Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников.

Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров.

23

Квадрат. Чертёж.

Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Обозначение на чертеже линии сгиба.

Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в квадрат.

24

Проектная деятельность. «Цветники: форма, размеры, цвет. Узоры и орнаменты». Начальный этап.

Определение источников информации, разделение класса на группы, определение этапов работы, порядка работы на каждом этапе, обсуждение и определение формы представления проекта.

Определять источники информации, определять этапы работы в группах, определять порядок работы на каждом этапе, определять формы представления проекта.

25

Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины.

Соотношения между единицами длины.

Работать с бумагой.

26

Изготовление геометрического набора треугольников.

Изготовление геометрического набора треугольников из цветного картона.

Работать с бумагой, картоном.

27

Изготовление аппликации «Домик».

Изготовление аппликации «Домик» с помощью геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций с использованием заготовок.

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

28

Изготовление аппликации «Транспорт».

Изготовление аппликации «Транспорт» с помощью геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций с использованием заготовок.

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

29

Изготовление аппликации «Ракета».

Изготовление аппликации «Ракета» с помощью геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций с использованием заготовок.

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

30

Изготовление набора «Геометрическая мозаика».

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

31

Изготовление аппликации из геометрических фигур (в полосе).

Изготовление узоров из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

32

Изготовление аппликации из геометрических фигур (в квадрате).

Изготовление узоров из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

33

Проектная деятельность. «Узоры и орнаменты на посуде» - заключительный этап.

Представление результатов работы.

Представлять результаты работы, рассказывать о теме, чему научились в процессе работы, как общались, делать выводы о приобретённом опыте.

Литература для учителя:

  1. Рабочие программы. Математика. Предметная линия учебников М.И.Моро и др. 1 – 4 классы.- М., «Просвещение», 2011 г.

  2. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ.

  3. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В. Анянова.

  4. И. К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И.Кагакова «Аппликационные работы в начальных классах» - М; «Просвещение», 2009 г.

  5. З. В. Лифштан «Конструирование» - М; «Просвещение», 2010 г.

Литература для учащихся:

  1. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.: «Просвещение», 2013 г.

  2. С. И. Волкова, О.Л.Пчёлкина «Математика и конструирование», - М:

«Просвещение», 2014г.

Автор
Дата добавления 14.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров377
Номер материала 1581
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.